25 Апреля, Четверг, 06:49, Воронеж

Бас-гитарист Дмитрий Устоев: "Хочу чего-нибудь гаражного, первобытного, с грязным звучанием..."

Корреспондент «P.S. – 5 сов» побеседовала с бас-гитаристом нашумевшей воронежской рок-группы «5 минут» Дмитрием Устоевым.

— Расскажи, пожалуйста, о группах, в которых ты играл до «5 минут»?


— До «5 Минут» я играл в нескольких группах, искал себя. Откуда-то уходил сам, откуда-то меня просили уйти. Дело в том, что я эгоист, а для басиста в рок-группе это может быть губительно. Всегда хотелось многое успеть, быть заметнее. Зачастую, даже больше, чем требуется. Отсюда возникали творческие разногласия в некоторых коллективах. Я играл дворовый рок, русский рок. А в 2007 году перешел на гранж. Потом была группа «Zaraza-бэнд». Мне очень нравилось работать в этой группе, но у нас с гитаристом были разные взгляды на музыку, поэтому меня попросили уйти. После этого я успел поработать даже с электронным индастриал-трип-хоп-проектом с женским вокалом: я отвечал за музыку, а девушка пела и писала мрачные тексты. Потом мне написал Денис Измайлов, наш вокалист из группы «5 минут» — у них тогда ушли басист и два гитариста, и я к ним присоединился. Так теперь и играем вместе.

— Какое событие ты считаешь самым ярким в своей карьере?


— Самое яркое событие выбрать сложно. Было очень много забавных ситуаций, было много проколов. Было даже несколько личных побед. Расскажу о первых двух случаях, которые пришли в голову. Первый случился летом этого года на «Алых парусах» в Воронеже. У нашей группы есть трек «Прыгай выше», на котором в середине песни мы садимся, показывая людям, что им тоже нужно сесть. И я тогда в первый раз усадил целую толпу людей! Я почувствовал себя тогда властителем мира. Словно я могу управлять массами. Это придало мне уверенности в себе. Второе яркое впечатление — когда я неудачно приземлился после прыжка. Это было летом 2016 года на мотофестивале под Ельцом. Мы начинаем играть, первая песня, взрывной припев, я прыгаю вверх… и, приземляясь, слишком широко расставляю ноги в стороны, и колено на левой ноге на мгновение вылетает из сустава и встаёт обратно. По крайней мере, ощущения были именно такими. На первом же припеве! Концерт мы отыграли, но мне пришлось стоять почти на одном месте. Головой, конечно, мотал как обычно, а вот прыгать уже сложно было. Поэтому я практиковал пару раз утиную походку, как у Чака Берри. В общем, всё обошлось, но с коленом теперь периодически возникают проблемы.

— Что побудило тебя заняться музыкой и почему именно бас-гитара?


— Мне всегда нравилась музыка, всю жизнь, сколько себя помню, слушал музыку. Но в музыкальную школу пошёл поздно, в 13 лет, причём на барабаны. Сподвигла меня на это первая любовь. Она веселилась с друзьями, ну и я с ними, за компанию. Потом они решили создать группу. Меня на барабаны отправили. Я был только рад —
помню, как пришёл домой, подхожу к отцу и говорю: «Пап, хочу на барабанах играть.» Он долго меня отговаривал, говорил, что синтезатор лучше, так как там больше звуков есть. Но я настоял на барабанах. Через полгода они мне надоели, первая любовь осталась в прошлой школе, и я решил уйти на гитару. Почему именно бас? Я просто боялся, что мне не хватит пяти пальцев на шесть струн. Наличие четырёх струн вместо шести — это всё, что я тогда знал о бас-гитарах.

— Думал ли ты когда-нибудь, что станешь музыкантом?


— Нет особо. Но точно мечтал об этом! Сейчас перед глазами встал образ: мне 9 лет, я пару недель назад поймал на телевизоре канал MTV, суббота, родителей нет дома. Тут надо сказать, что у меня мама тогда занималась шитьём одежды, так что ниток в доме было всегда много. И вот, я один, по телевизору играет что-то забойное, я беру полутораметровую трубу от пылесоса, продеваю через неё нитки, вешаю на плечо и притворяюсь музыкантом. Музыка никогда меня не отпускала. Даже когда я удалялся от неё сам, она настигала и давала пинка. Так что тут уж ничего не поделаешь — не я её выбирал, а она меня…



— Ты сейчас целиком отдался музыке и творческому полету или есть еще какие-то увлечения, работа?


— Помимо непосредственно музыки я занимаюсь вещами, связанными со звуком как таковым: работаю техником в звуко-прокатной компании, иногда записываю других людей. Также работаю на радио звукорежиссёром. Я всегда стараюсь работать там, где мне интересно. Это, наверное, был основной критерий при выборе профессии. Так что, куда ни посмотри, у меня везде музыка.



— Бытует мнение, что у всех музыкантов есть хотя бы одна гитара дома. Сколько гитар у тебя?


— У меня очень грустная история с гитарами. Дома сейчас стоит шестиструнная акустика, переделанная из двенадцатиструнки. На работе на радио стоит дешёвый старый бас, копия «Fender Precision», основной инструмент на данный момент — «Fender Jazz bass». Он мне нравится своим тембром, мужской. Он не рычит, как злые басы, он даёт глубокий низ и, одновременно с этим, яркость, чтобы не потеряться среди гитаристов. Раньше были ещё две акустические гитары. Одну я привёз из Америки, когда отправился работать в Штаты — обменял её там на куртку. Повезло, что лето тогда выдалось тёплым. Вторая — даже не помню, как появилась. Обе гитары были уничтожены моей теперь уже бывшей женой. Покойтесь с миром, гитары, вы подарили мне много приятных моментов.

— У тебя есть страх публики?


— Ярко выраженного такого страха нет и никогда не было, но почти всегда есть лёгкий мандраж. Смогу ли я их завести? Будут ли они отрываться, как я? После множества концертов я понял, что не стоит задавать себе этих вопросов — надо просто выходить и делать то, что должен, так, как чувствуешь. Когда ты открыт, тебе открываются и все остальные, и тогда происходит так необходимый нам всем обмен человеческой энергией.



— Как ты предпочитаешь отдыхать в свободное время?

— Буду банален: я просто меняю род активности, вот и всё. Иногда встречаюсь с друзьями, иногда остаюсь дома и просто сплю. Мне обязательно нужен день-два, чтобы переварить всё, что было и соскучиться по активности. После этого я уже не могу находиться дома, мне нужно что-то делать!

— А были периоды, когда всё хотелось бросить?


— Не было. Иногда возникали такие мысли, но почти сразу же уходили. Я и без музыки? Что за бред! Как-то раз был момент, когда музыка медленно начала уходить от меня (или я от неё). Но это быстро кончилось. Когда я не слышу музыку, она звучит у меня в голове. Даже когда летом подкрадывается комар, а я ещё не уснул и полностью слышу его писк, он у меня трансформируется в мелодию какой-нибудь недавно услышанной песни! Потом комар перестаёт попадать в ноты, его писк вибрирует, и я бью себя по лицу в надежде прибить это маленькое кровососущее создание.

— Наверняка были какие-то группы и музыканты, которые сильно повлияли на твое творчество.


— Я стараюсь держать руку на пульсе музыкальной индустрии. Со временем человек постепенно теряет способность обучаться и воспринимать новое. Я стараюсь подавлять это в себе. Не хочу ворчать, что, мол, музыка моего поколения лучше всех — это некрасиво и невежественно по отношению к более взрослым или, наоборот, молодым людям. Как-то раз был случай на радио, на работе. У меня там всегда что-то играло, и всегда разное. И однажды коллега — человек, предпочитающий исключительно русский рок и ничего больше — после примерно года нашей с ним совместной работы подходит и выдаёт: «Дим, мы вот с моим напарником всё думаем — ты сумасшедший или просто прикидываешься?». Я спрашиваю: «Что за вопрос такой?» «Да мы как не зайдём к тебе, всё время разное музло играет!» И знаешь, мне стало очень грустно за этих двух людей — они в свои тридцать лет остановились в развитии…

— Ты не планируешь свой сольный проект?


— Сольный проект, да! Уже около полугода вынашиваю идею, да всё нет времени заняться этим вплотную. Хочу чего-нибудь гаражного, первобытного, с грязным звучанием, с текстами про взаимоотношения легкомысленных мужчин и женщин, как-то так. Я даже название придумал: «Любины губы».



— Кого ты можешь назвать из современных талантливых бас гитаристов?


— Из современных талантливых парней могу выделить, наверное, лишь группу «Royal Blood». Там два парня, барабанщик и басист. Всё-таки либо я уже старый, либо, правда, мир изменился, но с музыкантами сложнее, чем раньше. Сейчас миром правит электроника и рэп. Это не хорошо и не плохо, просто векторы поменялись.

Справка «P.S. — 5 сов»:

«5 минут» — воронежская рок-группа, основана в 2015 году. Играет рэпкор — жанр альтернативной рок-музыки. Состав: Денис Измайлов – вокал; Дмитрий Устоев – бас, бек-вокал; Сергей Овчинников – барабаны; Александр Мамонтов, Михаил Комленков – гитара.

Элизабет КРИМ
Фото из архива героя публикации

0 комментариев