16 Апреля, Вторник, 14:21, Воронеж

Зоозащитники помогли воронежцам отличить традицию от варварства

В воскресенье, 7 апреля, православные праздновали Благовещение – один из 12 важнейших церковных праздников. Согласно древней традиции, в этот день нужно выпустить в небо птицу, подарив ей свободу. Но во что превращается красивый весенний обычай в условиях современного мегаполиса? Корреспонденты «P.S. — 5 сов» присоединились к волонтёрскому движению центра реабилитации диких животных «Сердце леса» и узнали, почему нельзя выпускать лесных птиц в центре города.


В Воронеже традицию Благовещения исправно соблюдают, покупая птиц у торговцев на площадях возле храмов и церквей. Однако сегодня древний обычай превращается в настоящий акт насилия: долгие часы в тесных клетках под палящим солнцем, где сильные птицы затаптывают слабых; отсутствие корма и воды, многочисленные перевозки, и, наконец, долгожданное освобождение, результатом которого становится невозможность пернатого найти дорогу домой. В Воронеже традицией и реальностью, связанной с якобы освобождением птиц, озаботилось общественное движение «Сердце леса», частный центр реабилитации диких животных, пострадавших в результате деятельности человека. В центре реабилитации животные восстанавливаются после болезней и травм, а затем их выпускают в естественную среду обитания. Спасает организация не только птиц, но и зверей – например, хорьков, куниц, степных волков.

Уже с 8:00 волонтёры стояли с листовками возле храмов и церквей в разных районах города. Мы присоединились к тем, кто охранял территорию Благовещенского собора. Торговцы появились сразу же – продавали чечёток и чижей, был замечен один дубонос. Ценник на одну птичью жизнь составил 100 рублей за мелкую птицу и 500 рублей за крупную. Говорили, что купили их на птичьем рынке и содержат в вольерах в хороших условиях, но в клетках не было ни еды, ни воды. В ходе беседы выяснили, что продавцы считают защитников птиц борцами против религии, ведь обычаю выпускать птичек на волю много лет и он глубоко религиозен.

– Это традиция для всей моей семьи. Сегодня ребёнок подойдёт ко мне и попросит выпустить птичку. Как я ему откажу? – говорит один из торговцев птичьим товаром Денис. Имя мужчины было названо его товарищем в разговоре с нами.



Кстати, продавцов у Благовещенского собора было ещё больше, но волонтёры из организации «Альянс защитников животных», прибывшие из Москвы для того, чтобы помочь воронежским волонтёрам, прогнали часть торгующих. Выпущенных птиц ребята собирали, чтобы затем оказать им медицинскую помощь и спустя два-три дня отпустить на свободу в условиях дикой природы.

Центр реабилитации «Сердце леса» занимался тем же – птиц со всех районов Воронежа свозили на Советскую площадь, где им оказывали возможную помощь и помещали в специально оборудованные подобия вольеров. Затем им предоставят тёплый кров, еду и питьё на время, пока больные птицы не поправятся, а здоровые не придут в себя. Кстати, тех и других выхаживают, перевозят и содержат отдельно всё время в целях безопасности. Заинтересованные люди подходили к волонтёрам и задавали вопросы, но большинство с первого взгляда сочли их за торговцев и спрашивали, какую цену они предлагают за птиц. Когда слышали: «Птиц не продаём», уходили разочарованные.



Почему же торговля птицами – преступление? Ведь выпуск птички – это жест доброты. Ответ прост: дикие животные должны находиться в дикой природе. Например, среда обитания чижа – леса и горные местности. Центр города – место, где животное обессилит и погибнет через пять-шесть часов. В лучшем случае ему хватит сил дождаться волонтёров, гуляющих по территориям соборов и церквей с сачками.

— Убить – это взять в кулак и задушить, а мы их отпускаем, – спорит Денис. – Птичка вылетела из рук и уже через минуту будет в лесной посадке возле водохранилища.



Сложно понять, что это – мастерская игра или безотчётная вера в то, о чем говорят продавцы у храма. Но птица, которая провела в клетке несколько часов, а до этого испытала стресс, будучи пойманной, едва ли может перемещаться на такие большие расстояния. Практика показывает: большинство из них оседает на ветках деревьев на территориях церквей, где нет абсолютно никаких условий для жизни. Если птице удаётся переместиться, велик риск угодить под машину, запутаться в электрических проводах или попросту врезаться в многоэтажное здание. Люди, выпустившие чечётку или щегла, за этим не следят – замечают только момент, когда птичка выпорхнула из их рук, а дальнейший её путь им, как правило, неинтересен.



– Птица, которую я держу в руках – щегол. Я пою его витаминно-питательным коктейлем, это поможет ему восстановиться, — рассказывает учредитель центра реабилитации «Сердце леса» Анита ПРИДОТКАЙТЕ, отвечая на вопрос одной из прихожанок Покровского собора. – А вот отпустить снегиря в городе в апреле – одно из самых жестоких убийств, его стая давно переместилась севернее. В Воронеже для него уже слишком жарко, ему нельзя здесь находиться.



Традиция в день Благовещения отпускать лесную птицу на волю не является церковным обрядом. Зародилась она во времена, когда крестьяне, жившие в деревнях рядом с лесами, могли увидеть и подобрать раненых птиц. Зимой их выхаживали в доме, а весной, ко дню Благовещения, когда устанавливалась хорошая погода, отпускали обратно в лес. Считалось, что птица, вылетевшая на свободу – символ очищения человека от грехов.

— Существует традиция выпускать на Благовещение голубей. Но продажу лесных птиц мы не одобряем, — комментирует священник Покровского кафедрального собора, отец Георгий.



Но возле церквей торгуют также и декоративными белыми голубями. Они не имеют ничего общего с обученными почтовыми голубями, способными преодолевать большие расстояния и знающими, куда возвращаться после выпуска. Выпустить декоративную птицу в городе — то же самое, что выпустить лесную: такой голубь абсолютно не приспособлен для жизни на улице. В Воронеже продают и почтовых голубей. Отличить их от декоративных можно — они более поджарые и вытянутые, имеют выраженный клюв. Белый цвет и кольца не лапках не являются отличительными знаками. Но даже если покупатель обратит внимание на эти особенности, велика вероятность ошибиться и купить декоративную птицу.



Волонтёры «Сердца Леса» обращаются за помощью и поддержкой во многие официальные инстанции. Был отправлен запрос в Росприроднадзор, в районные отделения полиции – туда заранее сообщили о незаконной торговле у храмов. Полицейские пообещали провести собственный рейд, но объединяться и сотрудничать с зоозащитниками отказались. Официальный ответ из Росприроднадзора должен прийти в течение трёх недель со дня обращения, однако в неформальном разговоре секретарь, принимавшая заявление, сообщила, что данный вопрос вне сферы их деятельности, и посоветовала обратиться в ветеринарную службу.

Отдельное письмо с подробным описанием ситуации и просьбой помочь было направлено Митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию. Волонтёры просили церковь провести просветительскую работу среди горожан, объяснить, чем добрая традиция отличается от незаконного бизнеса, поддержать гуманное обращение к лесным птицам. Авторитет церкви мог бы стать большим подспорьем в борьбе с браконьерами. На данный момент официального ответа от Воронежской епархии пока не получено. Но рядовые служители церкви против торговли.

Не может не радовать то, что слова волонтёров затрагивают сердца неравнодушных людей. Доказательство этому – то, что торговля певчими птицами возле Благовещенского собора в апрельский праздник в 2019 году была крайне слабой. Женщина, получившая листовку от одной из студенток-волонтёров, так вдохновилась рассказанным ей, что решила отговаривать покупателей от жестокого поступка. А волонтёры Ирина ГАПОПЕНКОВА и Татьяна ПОЛЫНЬ рассказали, что у Покровского собора и у храма Андрея Первозванного к организации подошла группа детей с предложениями о помощи – они ловили обессилевших выпущенных птиц, отдавали защитникам животных и тоже отговаривали людей от кровавых покупок.

7 апреля волонтерами «Сердца Леса» было подобрано 269 птиц. 230 из них сейчас находятся в вольерах и вскоре будут выпущены в естественную среду обитания. 28 птиц пребывают в тяжёлом состоянии, 11 — инвалиды, выпуск которых невозможен или находится под вопросом. К сожалению, многих спасать было уже слишком поздно — погибло 24 птицы. Например, одна из погибших птиц оказалась окольцованной и прилетела из Норвегии. За развитием событий можно следить в группе воронежского центра реабилитации диких животных ВКонтакте. Там же можно найти все реквизиты и контакты, чтобы присоединиться к центру и стать волонтёром. Следующий рейд ожидается 21 апреля — в день Вербного воскресенья. В этот православный праздник птиц будут продавать вновь — на этот раз у городских кладбищ.

Маргарита ЗОЛОТАРЁВА
Полина ВОВЧАРЕНКО
Фото авторов

0 комментариев