10 апреля – День братьев и сестёр. В связи с этим мы решили узнать у разных людей, какие у них отношения с братьями и сестрами, много ли времени они проводят вместе и что делают вместе.
Варя, студентка, 19 лет.
У меня есть сестра, которую зовут Василина. Ей 4 года и у нас разница в возрасте ровно 15 лет. По семейным обстоятельствам, её уже можно назвать моей дочкой, потому что в том году у нас не стало мамы. Соответственно, отношения у нас не только сёстринские, но и как у дочки с мамой.
Я стараюсь как можно чаще ездить в Липецк. Я часто пропускаю учебу, потому что очень сильно скучаю по сестре, и она по мне тоже. Когда я звоню Василине и она начинает плакать и говорить, что очень соскучилась и ждёт меня, мне кажется, что никакое образование не может заменить встречи с сестрой.
При первой возможности и даже (и даже если у меня её нет) я быстрее еду к ней. Я стараюсь забирать её из садика, потому что Василину это очень радует. На выходных мы в обязательном порядке куда-то ходим. Мы любим посещать контактный зоопарк. У неё есть маленькая мечта — завести кролика. Но каждые выходные мы ищем что-то новое. Недавно у нас появилось еще одно любимое местечко — это батутный центр (сестра без ума от него). Также ходим во всякие кафешки, если зима – в кино, детские городки.
Если я в Липецке, вместе мы проводим чуть ли не 24 часа. На выходных мы вместе убираемся: она помогает мыть полы (этому ее научила мама), вытирает пыль. И причём делает это так, что я за ней не переделываю.
Сначала мы делаем всю работу, затем собираемся и идём гулять. Сейчас весна, мы часто гуляем в парке. Там она может познакомиться с какими-нибудь девочками и дальше играть вместе с ними.
По вечерам она рисует либо лепит. Сейчас её любимое занятие — лепить из пластилина булочки, она уже 4 дня этим занимается. Недавно стали писать в прописях. Ей очень нравится писать цифры, даже больше, чем буквы. Ещё мы играем вместе в куклы, придумываем всякие «развивашки». Также она очень любит танцевать под музыку.
Если я что-то готовлю, пеку, например, Василина может мне что-то подавать из холодильника. Она всегда хочет помочь, старается проявить внимание. Если Василина хочет размешать тесто или сама почистить яичко, я всегда разрешаю — пусть учится, тем более, если у неё есть желание. Зимой мы вместе ходили чистить снег, сейчас вот ходим подкармливать кошечек и собачек. Перед сном мы вместе смотрим «Щенячий патруль». Я всё стараюсь делать вместе с ней. Даже если мне нужно съездить в торговый центр, я беру её с собой.
Из-за того, что Василину по праву можно считать моей маленькой дочкой, я стараюсь дать ей всё, что могу — всё, что я сама узнала к своим 19 годам, и всё, чему учила мама. В первую очередь учу правилам этикета, что такое хорошо, что такое плохо. Когда мы идём в магазин, объясняю, что сначала нужно пропустить людей, которые выходят, а потом заходить самим. Обязательно после пластилина и прогулки мы моем руки. Перед сном чистим зубы и купаемся, утром тоже умываемся и чистим зубы. Я стараюсь привить, что заботиться нужно не только друг о друге, но и о животных: увидим на улице бездомную собачку — пойдем покормим. Если раньше я ей это предлагала, то теперь она сама просит покормить бездомную собачку или котика. Ещё учу, всегда говорить здравствуйте, до свидания, спасибо, извините. Если Василина кого-то в садике нечаянно толкнула, она всегда извиняется.
Что касается питания, нет каких-то жесточайших рамок. Если она захочет выпить какую-нибудь газировку, что бывает очень редко, я ей разрешу. Или съесть ту же пиццу или картошку фри — пожалуйста. Я считаю, что не нужно ограничивать в этом плане, тем более, если это не часто, то есть раз в неделю она может себе это позволить. Единственное — никаких чипсов мы не кушаем. Василина очень любит есть фрукты, ванильные сухари с изюмом, всякие йогурты и омлеты.
Хотя Василине четыре, я всё равно стараюсь воспитать в ней самостоятельность. Сейчас у нас главная миссия — перестать плакать по пустякам.
Мы вовсю играем в волейбол, прям как профессиональные игроки, можем погонять мячик в футбол, бегаем. Этой весной будем учиться ездить на велосипеде.
У нас очень хорошие взаимоотношения, нет такого «я не буду с тобой дружить», никогда специально не довожу её до слез — всё-таки я намного старше и мне нужно показывать, как можно делать, и как нет. Если я нечаянно её толкну или разолью что-то на её рисунок, всегда извиняюсь, и она знает, что если она что-то нечаянно мне сделает, то нужно извиниться. Василина не избалованный ребёнок — если она скажет «Я хочу Kinder Пингви», мы можем пойти купить. Но если я скажу, что у меня нет денежек, она ответит «Ну, ничего. В другой раз».
Виктория, студентка, 18 лет.
Отношения у нас с братом нейтральные. Обычно мы общаемся с ним в кругу семьи, отдельно друг с другом проводим мало времени. Изредка можем и веселиться, и шутить, и ссориться. Когда мы перегибаем палку, мама нас разнимает. Так как он уже взрослый, живёт отдельно, и я тоже проживаю и учусь в другом городе, я вижу брата очень редко. Только когда приезжаю к семье, мы можем перекинуться парой слов.
Евгения, 40 лет.
У меня есть сестра, она младше меня на три года. Сейчас мне 40, ей 37, но когда мы вместе, нам кажется, что мы опять такие же маленькие, весёлые, заводные, мы смеемся. Люди, когда смотрят на нас, сразу понимают, что мы сёстры, хотя внешне мы очень разные. Но у нас одинаковые жесты, привычки и смотрим мы на мир в одном направлении. Если есть любовь настоящая, то она между нами. Наши мужья часто ревнует нас, потому что видят, как искренне мы любим друг друга и как хорошо нам вместе. Когда сестра рядом, мне ничего не надо.
Сейчас мы далеко, но мы каждый день по пять — по шесть раз в день звоним друг другу и рассказываем всё до мелочей, как будто мы совсем-совсем рядом. Это, конечно, злить немного окружающих, но нам всё равно.
Я хочу рассказать о Дни прощения: каждый год в день прощеного воскресенья люди должны просить прощения за то, что когда-то сделали. И вот моя сестра Людочка всегда просит у меня прощение за то, что в детстве, когда не хватало денег, она находила возможность сдать бутылки и покупала себе очень вкусные булочки и часто не делилась со мной. И каждый год она просит за это прощения — больше ей не за что попросить. А я прошу за то, что в детстве, когда мы ссорились, она отбирала моего плюшевого мишку и прятала его. Она не обижала его, просто прятала. А я прятала её любимую кассету с записью сказки «По щучьему велению» — она очень любила эту сказку, она могла слушать её по восемь раз. Мы никогда не завидуем друг другу, всегда говорим правду. Когда мы видим то, что нам больше идёт, мы с радостью посоветую друг другу купить это. Ради друг друга мы, наверное, готовы были бы убить нашего врага, хотя сами очень добрые.
Сестре надо было покупать машину в этом году, и у него не хватало денег. Я дала ей достаточно большую сумму в долг, но, так как жизненные обстоятельства не позволяют ей сейчас выплатить, я его просто простила. Я знаю, если бы у меня сложилась такая ситуация, она была бы тем человеком, который дал деньги, даже если бы я не смогла их отдать.
У меня двое детей. Сестра очень хорошо умеет шить. Когда у моей старшей дочери был выпускной, она пошила ей платье, хотя муж ругался, что она много времени проводит за этим делом. Младшая дочь занимается художественной гимнастикой, и моя сестра шьёт для неё все купальники. Это очень сложно, материал обходится дорого, но она всё равно взялась за это и делает безвозмездно.
Мы жили в одном городе один год. Мой муж почти не бывает на выступлениях младшей дочери — у него нет времени, а моя сестра была почти на всех выступлениях и очень часто возила её на гимнастику. Она была и на выпускном старшей. Когда можем, мы всегда присутствуют на событиях наших близких, потому что мы одна большая семья. И мы знаем, что если с одной из нас что-то случится, другая с радостью и любовью будет заботиться о наших детях.
Я думаю, что самое лучшее, что может быть в жизни – это иметь брата или сестру, с которым у тебя хорошие отношения. Иногда нас спрашивают, как у нас могут быть такие чудесные отношения, кто из нас идёт навстречу другому и всё прощает. И один и второй. Бывают моменты, когда мы обижаем друг друга, но мы быстро прощаем. Я часто смотрю на наши фотографии и понимаю, что она так и осталась моей малышкой.
От автора.
У меня тоже есть сестра, ей девять лет. Разница в возрасте – восемь лет. Не знаю, насколько это много. Но мы скорее лучшие друзья. Я часто подкалываю её, а она меня. Мама не понимает, что мы не делаем друг другу больно, а просто шутим, поэтому расстраивается.
Мне было восемь лет, когда сестра появилась на свет. Я помню этот волнительный и в то же время спокойный день, когда мы забирали маму и Софию из родильного дома. Сперва мы с папой купили маме два букета – он большой, я – маленький. Мне не терпелось увидеть мою маленькую сестричку. Она родилась с приплюснутым желтым носиком, к счастью, уже через пару дней он стал нормальным курносым носом.
С рождением сестры я наконец выдохнула – несколько раз у мамы были ложные схватки, и один раз, ночью, когда папа повёз маму в роддом, а сам заступил на ночное дежурство, я осталась одна. Сначала смотрела «Смешарики», но потом началась гроза. Ради безопасности я выключила свет во всех комнатах и, обложившись игрушками, попыталась заснуть. Но было очень страшно, за окном били молнии и гремела гроза, поэтому почти всю ночь я проплакала. В другой раз мне не оставили ключи. Мама в роддоме, папа ещё на работе. Осень в Ейске тёплая, поэтому я весь день гуляла на площадке, а так как были деньги, время от времени покупала любимые рублёвые жвачки. Теперь они напоминают мне о сестре.
Раньше я проводила с сестрой очень много времени, укладывала её спать, пела колыбельные, вместе играли в игрушки, ходили на пикники. Потом времени стало оставаться всё меньше – сначала 11-ый класс, теперь институт, бесконечные мероприятия, скоро создам уже свою семью. В этом году начинаю жить отдельно от родителей. Лишь иногда выпадает свободная минутка, тогда мы вместе смотрим мультики, и даже это делает сестру счастливой. Я знаю, что буду жалеть о том, что мы проводили так мало времени вместе.
Татьяна Лозюк
Фото из семейного архива Варвары, Евгении, автора
0 комментариев