26 Июля, Среда, 21:34, Воронеж

Работники требуются, или как "веселятся" заочники от сессии до сессии

«От сессии до сессии живут студенты весело» — пожалуй, это действительно так. Только вот заочники чаще произносят эту фразу с немалой долей драматизма. Ведь в перерывах между учебой им приходится искать работу, которая чаще всего не имеет отношения к будущей профессии. Опираясь на личный опыт, корреспондент «P.S.-5 сов» попыталась сравнить две рабочие сферы с самой высокой концентрацией студентов.


Говоря откровенно, заочников любят далеко не все работодатели. Скорее даже не любят. Во всяком случае тех, которые просят отпускать их на сессии. Отталкиваясь от этого студенты, «думающие наперед», намного чаще ищут работу со сменным графиком (2x2 или 3x3) и большим количеством сотрудников, занимающих равные должности. Ведь при таком раскладе есть возможность попросить коллег выйти «на подмену», то есть сдать сессию и не потерять нагретое место.

Обычно, на таких условиях можно устроиться работать продавцом-консультантом или официантом. Подобных вакансий всегда много. Одна из причин тому – большое количество студентов среди персонала. Одни освобождают места, закончив вуз, другие – «набрав хвосты». В любом случае, годами работники там задерживаются редко. Да и опыт работы хоть и приветствуется, но, обычно, большой роли не играет. Тем более, если магазин или кафе сетевые, то при приеме на работу сотрудник проходит обучение.

Несмотря на то, что обе сферы подразумевают активное общение с людьми, различаются они кардинально.

1. Многочасовой рабочий день или «ноги отваливаются».

Если говорить о продолжительности трудового дня, то работа продавцом выглядит гуманнее. Обычно магазины предлагают 12-часовой рабочий день, час из которого отводится на обеденный перерыв. На торговую точку сотрудники приезжают за 15 минут до начала смены, чтобы подготовить ее к открытию – переодеться в форму, включить кассовое оборудование, поправить товар и ознакомиться с планом работы на день. По стандартам большинства сетевых магазинов сотрудники должны весь рабочий день проводить на ногах, даже если в зале нет покупателей. Разумеется, эти правила зачастую обходят. Стулья прячут за стеллажами или в углах, где нет камер видеонаблюдения. Но бывают и магазины, где у камер нет слепых зон, что по-настоящему усложняет жизнь продавцов. Конечно, в последнем случае о гуманности говорить не приходится. Под конец рабочего дня ноги отекают так, что переобуться трудно.

Помимо проблем с ногами работа в магазине сулит еще и проблемы со спиной, так как зачастую таскать коробки с товаром во время его поставки приходится самим продавцам. Разумеется, «работа грузчика» им оплачивается, что делает ее как бы добровольной, хотя нередко так происходит из-за нехватки в ТЦ так называемой «рабочей силы».

Что же касается кафе, то большинство заведений начинают работу с 11-12 утра и заканчивают около 2-3 часов ночи. Таким образом, рабочий день официанта может достигать 17 часов. Конечно, в большинстве случаев персонал выходит работать в две смены: утреннюю (с 11-00 до 18-00) и вечернюю (с 18-00 до 3-00), чередуя их между собой. В кафе официанты приезжают за час до начала работы. В обязанности «утренних» входит привести в порядок зал: протереть столы, заполнить салфетницы, расставить приправы, зубочистки и накрутить приборы. В обязанности «вечерних», которыми часто бывают студенты-очники — не опоздать. Дальше им остается только сдать смену утренним официантам в подобающем виде, что сделать зачастую бывает проблематично. Ведь именно вечером в заведения приходит больше всего гостей. Перерыв на обед у официантов выглядит бесформенно. Все зависит от количества столов, закрепленных за ними. В итоге, официант, который по сто раз на дню заходит в кухню, и вовсе может забыть про перекус. Под конец рабочего дня ноги у официантов отекают не меньше, чем у продавцов. Но в течении смены это переносится легче, так как думать об усталости времени почти нет. Работать грузчиками им приходится постоянно, так как чаще всего посуда весит довольно много. Особенно остро это ощущается, когда после ухода гостей столик приходится разбирать, унося разом большую ее часть. В таких случаях, если у кого-то из коллег есть свободные руки, они приходят на помощь – это напоминает некий профессиональный этикет.

2. Особенности коммуникации. Верю – не верю.

Несмотря на то, что со времен базаров, где покупателей систематически обманывали, прошло немало времени, этот стереотип хорошо прижился. Видимо, поэтому многие люди, приходящие в магазин, уже заранее не доверяют консультантам и зачастую на попытки продавца помочь, реагируют недоброжелательно, даже агрессивно. А ведь помощь в выборе товара и является основной задачей продавца-консультанта. К тому же большинство магазинов устанавливает для своих сотрудников определенные стандарты работы с покупателями, прописывающие буквально каждое действие продавца от приветствия до прощания. Для проверки выполнения этих правил нанимаются специальные «тайные покупатели». Чтобы справиться с испытанием и не получить штраф, продавцам приходится одинаково внимательно относится к каждому потенциальному покупателю. Именно поэтому порой консультанты проявляют лишнюю настойчивость, что нередко приводит к конфликтам. Методы урегулирования которых, кстати, также строго прописаны.

Что касается взаимоотношений гостей и официантов, то они выглядят более доверительными. Ведь перед тем как сделать заказ, человек может спокойно ознакомиться с меню и самостоятельно решить, нужна ли ему дополнительная консультация. Но, разумеется, и в этой сфере возникают свои трудности. Официант на время становится посредником между гостями и поварами. Таким образом, если кухня допускает ошибку: не отдает заказ в положенное время или же готовит блюдо неправильно, то первый за это отвечает именно официант, ведь у гостей нет возможности обратиться напрямую к повару. Разумеется, любые конфликты в заведении может урегулировать администратор: вернуть деньги за блюдо, попросить повара приготовить его заново, принести извинения в виде напитка или десерта.

В то время, когда недовольный гость ждет переделанное блюдо, в кухне разворачиваются боевые действия. Официант с пеной у рта отчитывает прошляпившегося повара, тот, в свою очередь, не менее яростно защищает свой профессионализм, ссылаясь на большое количество заказов. Побоище завершается лишь после появления в кухне администратора. Он отправляет официанта обратно в зал, а повару «тактично» напоминает, что пора приступать к работе.
3. Пряник и кнут – прибыль и убытки.

В магазинах, в среднем, оклад составляет около 15 тысяч рублей. Но это лишь официальная часть зарплаты. Обычно организации устанавливают определенный план продаж – сумма выручки магазина, собрав которую, персонал получает премию. Она может составлять до 70 процентов от оклада. Таким образом, зарплата продавца-консультанта варьируется от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. Некоторые магазины вместо общих премиальных начисляют продавцам процент от личных продаж. Это несколько ломает понятие о «командном духе», так как в такой работе — каждый за себя.

В это же время в магазинах разработана система штрафов. Чаще всего они выписываются за опоздание или непройденых «тайников». Раз в несколько месяцев на торговой точке проводится инвентаризация – пересчет товара. Если выявляется крупная недостача, то сотрудники магазина вынуждены оплатить ее часть, что может не слабо ударить по кошельку. Конечно, если речь идет о магазине одежды, на которой можно закрепить магнитные клипсы, то расхождения, обычно, не столь велики. В дверях магазина ставится специальная контрольная рамка, реагирующая на неразмагниченый продавцом товар. Благодаря этому краж становится значительно меньше.

Что касается официантов, то их зарплата, на первый взгляд, выглядит очень скромно 10-12 тысяч рублей в месяц. Только вот живут они далеко не на зарплату. Основной их доход — чаевые. Чай бывает личный, то есть полностью принадлежащий одному официанту, и общий – все деньги, оставленные гостями, складываются вместе и делятся поровну между всеми официантами. В отдельных случаях часть денег также отдается барменам и поварам. Официант, который получает личные чаевые, в среднем зарабатывает в месяц около 30 тысяч рублей.

У официантов также предусмотрена система штрафов, но основной их материальной ответственностью являются заказы их столов. Именно поэтому важная задача персонала – следить за перемещениями гостей. Ведь в случае их побега, счет, чаще всего, оплачивает невнимательный официант.

4. Форма.

Часто в обучающей работников литературе пишут: «Внешний вид персонала – это то, что создает настроение гостей (покупателей)». Это не совсем так. Внешний вид персонала – это то, что создает настроение самого персонала, в первую очередь. Этот, казалось бы, не очень важный пункт всегда вызывает в коллективе бурю эмоций. Что касается продавцов-консультантов – начальство особенно не креативит. Обычно их обязуют одеваться в классику (белый верх, черный низ) или же в яркие футболки-поло, чаще фирменного цвета.

Отсутствием изощрений не могут похвастаться и кафе с ресторанами. Правда, основной удар здесь на себя принимает женская половина коллектива. По залу с подносами ходят весьма колоритные особы напоминающие то гейш, то девушек из старой альпийской деревушки. Сложно сказать, что официанты яро поддерживают креатив начальства. Зачастую, мало того, что форма выглядит нелепо, так и работать в ней попросту неудобно. Но гостям такой внешний вид персонала обычно приходится по вкусу. Они часто подшучивают на этот счет, чем раздражают самих официантов, но об этом им, конечно, никто не говорит. Как ни удивительно, но сам коллектив форма действительно делает сплоченнее. Ведь ничто так не может сблизить коллег, как недовольства «выходками» начальства.

5. Безопасность.

Если магазин располагается в торговом центре, то о безопасности можно не беспокоиться. Галереи ТЦ нашпигованы камерами видеонаблюдения и патрулируются внушительным количеством охраны, что резко сокращает возможность неприятных происшествий, хотя и не может исключить их полностью. Если же речь идет о магазинах-одиночках, то здесь ситуация может быть намного напряженнее. Несмотря на наличие камер, зачастую, охрана остается «пультовой». То есть охранная бригада прибывает в магазин лишь после нажатия «тревожной кнопки», дотянуться до которой в случае ЧП, можно и не успеть.

Что же касается безопасности кафе, а особенно кафе-баров – ситуация еще напряженнее. Если заведение работает с алкоголем, то ЧП здесь случаются почти каждый вечер. Несмотря на это, встретить у дверей какого-нибудь вышибалу можно лишь в достаточно крупном заведении. А вот их меньшие братья, обычно, также располагают лишь пультовой охраной. Хотя, говоря откровенно, чаще они обходятся силами мужской части персонала. Ведь, когда речь идет о работе с алкоголем, любое промедление может обернуться катастрофой.

Конечно, для студента, желающего развиваться лишь в своем направлении, такая работа может показаться неинтересной. Но если возможности окунуться в будущую профессию с головой нет, то и такой опыт может оказаться полезным. Например, такая работа учит сотрудников находить подход к людям с разным темпераментом. Если же этого сделать не удается, то она развивает в них стрессоустойчивость, что в наше время пригодится человеку любой профессии.

Мария КУЗНЕЦОВА

0 комментариев