24 Апреля, Среда, 03:31, Воронеж

Анна и хаски

Поздно вечером, когда вы готовитесь ко сну, где-то по заснеженным темным закоулкам парка «Олимпик» в мерцающем свете фонарей прогуливается миниатюрная девушка со своей прекрасной «волчьей» стаей. О хаски часто таинственно говорят – они изменят твою жизнь. Окончательно и бесповоротно.


На старт! Внимание!..

У Анны Беспаловой три собаки, еще две-три она периодически привозит на тренировки из московского питомника, с которым сотрудничает. Почти каждое утро этой девушки начинается с безустанного бега на свежем воздухе вместе с лучшими в мире компаньонами – стаей пушистых хаски. Приключения, горный ветер, вкус скорости и свободы и поводок, натянутый как струна… Но сначала – долгое путешествие и машина-фургон, где бок о бок помещаются все любимые пушистики.



Всё это имеет особую ценность, ведь Анна третий год занимается ездовым спортом. Гонки на собачьих упряжках – увлекательное хобби, которое постепенно охватывает весь мир. История гонок началась во времена «золотой лихорадки» на Аляске, когда собак стали использовать как перевозчиков золота. Теперь же гонки стали прогрессивным и многообещающим видом спорта, который грозится стать частью олимпийских соревнований.


Как рассказала Анна, зимой гонки проходят почти каждые выходные в разных регионах. Участники выбирают для себя те, которые больше понравятся.

– Гонки на коротких трассах называются спринты. Так же есть средние дистанции – мид-дистанс, и длинные – лонг-дистанс. Бывают гонки зимние – на нартах или лыжах, а бывают и весенне–осенние – на колесах или бегом.



Как и любой спорт, эти соревнования проводятся по особым регламентированным правилам. Самый главный момент здесь – гуманное отношение к животному. Забота и уважение на первом месте. Иначе – дисквалификация. Собака всегда должна лидировать и опережать человека, но никак не наоборот. Особенно это важно для лыжников – на высоких склонах хорошо смазанные лыжи набирают большую скорость, которую приходится всегда контролировать и тормозить. Кроме того, нельзя заставлять собаку бежать. Если она не идет на трассе, нельзя взять и повести её волоком. Кстати, как и в любом другом спорте здесь есть допинг-контроль, причем проверить могут и собаку.

Ночные приключения

Совсем недавно Анна вернулась из города Тотьма Вологодской области. Вместе с четвероногой командой она преодолела три дистанции — 30 км днем, потом – 17 км ночью и снова 30 днем. Жили команды на базе школы путешественников Федора Конюхова. В этом месте был старт и финиш. Собак разрешали держать с собой в номере, но у кого их много (как у Анны), оставляли ночевать в машинах.

Гонка в Тотьме была посвящена двум молодым людям – Игорю Гаслову и Елене Даевой. В 2014 году они трагически погибли в автокатастрофе по дороге на гонку. Дело в том, что раньше эту гонку организовывали они, а в нынешнем году их друзья решили возродить соревнования в память о погибших товарищах. По словам Анны, организация была почти на европейском уровне.

— Меня очень порадовал вологодский народ. Это необыкновенно щедрые и гостеприимные люди, которые чтут традиции своих предшественников. Они своими руками превратили гонку в праздник. Самое яркое впечатление – ночной этап. Организаторы сделали шикарную ночную разметку, так что заблудиться было невозможно. Вдоль трассы были поставлены шесты со светоотражателями. Образовался так называемый светящийся коридор. На дистанции мы пересекали реки по льду. Когда ты из кромешной темноты въезжаешь в этот сказочный коридор, а впереди тебя собаки, над головой звезды и падает свежий снег – просто дух захватывает!



— Из Тотьмы мы c моими собаками привезли второе место. Обычно награды в таких соревнованиях – это кубки или дипломы. Но в Тотьме нас порадовали денежными вознаграждениями. Честно, никто этого не ожидал. Было очень непривычно и приятно получить деньги в конверте за место, которое ты занял. Для всех нас гонки — это образ жизни, и призы абсолютно не важны. Я даже представить себе не могу, что утром я не еду на какую-то тренировку и не кручу педали.

Тренировки Анна проводит на «Олимпике». Когда они с собаками готовятся к какому-нибудь чемпионату, то тренируются по 5 часов в день.

— Сейчас мы тренируемся 4 раза в неделю просто для поддержания физической формы, а еще воспитываем двух щенков. Им еще незнакомы настоящие гонки, но я уже ввожу их в тренировочный цикл. Учим команды, где право, лево, учим лидировать на трассе, не отвлекаться на других собак и людей. Крайне важно научить собаку не реагировать на резкие и мельтешащие движения. Это нужно для работы на трассе, ведь там фотографы и другие участники с собаками. «Олимпик» – лучшее место для тренировок. Конечно, есть и минус — прохожие бурно реагируют. Поэтому стараемся гулять поздно вечером или рано утром, когда все спят. Я беру всех собак, но катаю только с основными. Там мы бегаем по 10-12 км, и это занимает около 40 минут. Малышей изредка приходится привязывать, потому что они еще не научились контролировать эмоции, перевозбуждаются. Им тоже хочется бежать. Некоторые прохожие не понимают, грозятся вызвать полицию, пожаловаться, мол, мы бедных собачек привязываем к деревьям и обижаем. Иногда приходится объяснять сердобольным людям, что щенки всего лишь хотят бежать как взрослые. И если оставить их в машине, то от неё ничего не останется, ведь они будут психовать. Трудный возраст и собачья природа делают свое дело.

Это была любовь с первого взгляда

Всего в ездовом спорте Анна 3 года. Всё началось с её первой собаки, которую девушка завела не для гонок, а для аджилити – так называется бег с препятствиями.

— В то время я ничего не знала о гонках, как и о породе – сибирские хаски. Я часто ходила в горы и однажды познакомилась в Крыму с одной такой собачкой. Тут же влюбилась в эту породу. До сих пор помню момент, как мы встретились, и картину — на скале стоит черно-белая голубоглазая красавица, и её четкий силуэт вырисовывается на фоне неба и крымских гор. У меня был неописуемый восторг, – вспоминает девушка. — Потом приехала домой, стала много читать про породу, очень долго выбирала. В итоге купила Еву, сейчас ей пять лет. С ней мы стали заниматься на площадке аджилити. А потом на хаски-форуме нашла тренировочный лагерь по ездовому спорту. Там я и познакомилась с ним и узнала, что есть спортивные собаки, есть шоу собаки и всё закрутилось.



Помню свою первую гонку… Это было на Куликовом поле в 2014 году. К ней я готовила свою собаку Майю. Мы ждали, волновались, но именно в тот год вышли новые правила соревнований. Выступать можно было только с собакой, достигшей полуторагодовалого возраста. Поэтому мне пришлось срочно искать другую собаку. Мои друзья из Тамбова одолжили мне свою, и всё получилось. Я помню эти ужасные 10 километров: сыпал снег, мела метель, трассу занесла пурга. Было тяжело, но мы честно дошли до конца и даже получили свой кубок.

Когда взаимопонимание равно жизни

С тех пор всё очень изменилось, и я в том числе. Я многое переосмыслила. Сейчас я научилась получать от гонок чистое наслаждение. Меня все спрашивают, почему я улыбаюсь на всех фотографиях из поездок? Пусть мне тяжело, но я ловлю кайф и удовольствие от общения с собаками, от путешествий и физических нагрузок. Я научилась понимать собак, договариваться с ними. Этому меня, пожалуй, научила Винди – собака, с которой я выступаю. У неё сложный и специфический характер. Это, действительно, королева, которую нельзя заставить, с ней можно только договориться. Моя последняя гонка проходила на плато Лагонаки. Там я работала с незнакомыми собаками, и, несмотря на жуткую пургу и ветер, я смогла найти подход к ним. Был один страшный момент: мы в горах, уже на дистанции, и тут я чувствую, что собаки меня не воспринимают. Я говорю «вперед», а они разворачивают меня и несут совсем не туда. Ветер дует ледяной, и у меня страшная паника и отчаяние…

Тогда я сказал себе: «Аня, ты так хотела поехать на эту гонку. Всё будет хорошо, это собаки, и ты сможешь найти к ним подход...» И я успокоилась, и смогла. Когда мы финишировали первыми – ко мне тут же кинулись все организаторы. В Адыгее все знают, что значит непогода в горах. Они действительно за нас беспокоились. Тогда я призналась, что это не я молодец, это собаки молодцы. От них зависела не только наша победа, но и моя жизнь.



Это диагноз?

Вообще в Воронеже довольно много хаски. Спортивных кровей нет, но есть шоу и петы. Петы – собачки для души, а шоу – для выставок. Анна часто видит, как тренируются неопытные хозяева с питомцами, на лыжах, со шлейками. Вроде бы всё как надо… Но бывают ошибки, видимые вооруженным глазом. Тогда хочется подойти и помочь. Поэтому Анна мечтает о том, чтобы воронежские «хасятники» объединились в сообщество. Нечто подобное есть уже в некоторых регионах России.

— Нам на тренировке не хватает других участников с собаками для отработки обгонов, реверсивного движения. В настоящие время уже многие города России стали проводить гонки на собаках. Моя мечта – создать такое сообщество в Воронеже. И провести гонку в нашем городе. Чем мы хуже? У нас все для этого есть. Ездовой спорт должен развиваться и в нашем регионе.

Недавно на соревнованиях нас назвали «фанатиками». Возможно, они правы. Когда я встаю с утра – моя первая мысль погулять с собакой, покормить её. Сначала покупаешь что-то собаке, а потом, если останутся деньги, – себе. Хаски всегда в приоритете, всегда на первом плане. Это основное отличие любого собачника от «нормального» человека.



…Что ж, если понаблюдать за нашей героиней и другими «хасятниками» во время их общения с питомцами, возникает ощущение, будто все они объединены какой-то неуловимой тайной. Словно они знают что-то, что недоступно другим. Возможно, единственное, что их объединяет – это пакетики с вкусняшками в каждом кармане, но это только на первый взгляд. Есть что-то большее – как минимум, добрые, любящие сердца. А еще взаимопонимание между собакой и человеком и великая преданность, заключенная во взгляде этих удивительных голубых глаз.

Татьяна БРОСТОВСКАЯ
Фото автора и из архива Анны БЕСПАЛОВОЙ

0 комментариев