3 Апреля, Четверг, 14:16, Воронеж

Дети били меня, пока "добрые" воспитатели наблюдали

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на октябрь 2024 года, 38% россиян так или иначе сталкивались с буллингом в школе. 25% респондентов сами подвергались травле во время учёбы, у 19% буллинг пережили дети или внуки. 59% заявили, что проблема обошла их стороной, 3% затруднились с ответом. Вместе с психологом Еленой Калабиной из психолого-социологической службы ВГУ, разбираем шесть историй студентов вузов Воронежа, которые наглядно показывают и рассказывают, как буллинг влияет на человека.Некоторые опрашиваемые решили остаться анонимными, поэтому их имена изменены.


Даже детские сады бывают опасными

Большая часть жизни Юлии Персиковой (имя изменено), была подвержена буллингу с разных сторон. “Всё началось ещё в детском саду. Для меня в отличие от других это было не беззаботное время, моё детство было труднее, чем у других. Меня удивляет то, как все хорошо отзываются о детских садах, ведь надо мной издевались не только дети, но и воспитатели” — рассказывает Юлия. “безотцовщина”, “бедная”, “надоеда” такие фразы всё время преследовали маленькую девочку, которая была очень любознательной, но воспитатели только и говорили: “ты тупая, тебе это не нужно”. “Моей маме только и рассказывали о том, какая я истеричка и плакса. Дети били меня, пока “добрые” воспитатели наблюдали” — делится Юля. Девушка вспоминает один день с особенными чувствами, когда её головой окунали в туалет, а позже схватили за волосы затащили в комнату для сна и голую посадили на горшок, когда все дети смеялись.

Учителя не знают меры

В школе всё продолжилось Юлю презирали за её внешность и занижали оценки, намекая на репетиторство, которое как вы понимаете было не бесплатным и добрым жестом от чистого сердца. “Одна из учителей делала мои фото, обзывая меня бомжом и выкладывала в родительский чат зная, что моей мамы в нём нет. Так же почувствовав себя главной преподавательница при всех учениках “обливала грязью” меня и мою маму” — делится с грустью Юлия.

Девушка рассказывает, что в конце обучения в художественной школе у неё был экзамен. На который учительница не хотела её отпускать и игнорировала звонки мамы. Когда Юля разговаривала со своим преподавателем по рисованию и пыталась решить проблему, уборщица схватила её за одежду и увела, девушка делится тем, что получила большую моральную травму в тот момент. Позже учительница, которая явно недолюбливала героиню, унижала девушку и врала, что Юля сбежала и она её ищет, а позже схватив за руку повела на урок.

Было много ситуаций, где девушку обвиняли без оснований и даже не извинялись. С травлей Юля столкнулась и в дружбе, где подруга могла ударить её, забрать телефон и унизить. Героиню фотографировали в раздевалке и грозились всё слить на общее обозрение. Также дошло до того, что девушке сломали нос, выливали чай на голову, толкали с лестницы и часто доводили до панических атак, но в итоге подростки, затевавшие травлю, прикидывались жертвами и выходили сухими из воды.

Комментарии психолога: Стоит отметить, что мы можем увидеть признаки, по которым человек становится жертвой буллинга. Это какие-то особенности, допустим, социального положения, внешний вид и так далее. То есть то, чем человек может выделяться среди сверстников. Здесь характерными такими фразами являются безотцовщина, бедная и надоеда. По факту это то, что как раз и отличает человека от других, его сверстников. Когда мы говорим про проблему буллинга, то здесь её решают должны не дети, не подростки, а именно родители либо взрослые, которые их опекают. Такие случаи, где уже публичное унижение, которое должно решаться с помощью высокопоставленных органов, это может быть прокуратура. Если ситуация не решается с руководством детского сада, художественной школы, обычной школы, то люди идут и пишут заявление в прокуратуру. Так как это статья. Также нельзя оставлять попытки просить о помощи.

Здесь стоит обратить внимание на то, что воспитатели, наблюдали за насилием, и они ничего с этим не делали. Они могут подчёркивать исключительность этого человека. Допустим, безотцовщина. Откуда дети узнали, что у неё нет отца и нужно так называть? То есть это детский сад 3-5 лет. В лексиконе таких детей все, что появляется, это появляется от родителей либо от воспитателей. Поэтому здесь должно разбирательство быть не с детьми-агрессорами, в первую очередь, а с воспитателями, которые эту травлю провоцируют.

Я не толстая, я хочу быть красивой

Как понимаете буллинг бывает по разным причинам, у Арины Самойленко была травля из-за веса. “В начальной школе мне нравился мальчик и когда я подарила ему валентинку то услышала: “фу, ты жирная, мне такие не нравятся”, с того момента меня начали буллить. Я не ходила в столовую со всеми и часто была одна. Когда я начала заниматься волейболом, то начала худеть, но так и слышала в свой адрес “хомячиха” и “бомбовозка”” — делится Арина.

Арине пришлось научиться себя защищать, из-за этого она начала высмеивать худых девушек называя их “скелет” и говоря, что их сдует ветер. У героини появилось много комплексов из-за чего она начала думать, что у неё нет отношений потому, что она толстая. Она мало гуляла, стала “серой мышью” и сильно себя унижала за лишний вес и внешность. Только в 11 классе, когда на выпускной Арина надела платье размером S, она успокоилась и начала любить себя, но, когда на первой курсе в институте о ней начали из-за слухов говорить “свиноматка”, девушка сильно переживала и некоторое время ей пришлось пить успокоительное.

“Сейчас я люблю себя и считаю, что ребята которые издевались надо мной, просто хотели скрыть свои комплексы. Теперь я хожу в спорт зал, потому что мне это нравится и для меня не важно худой ты, или толстый, я всех считает красивыми” — рассказывает Арина.

Комментарии психолога: Здесь история про то, как человек мог справляться с буллингом.

От этой истории как раз веет тем, что даже несмотря на то, что не описано взаимодействие с родителями, с другими преподавателями, есть ощущение, что человек как-то сам с этим справлялся своими способами. Ну, например лучшая защита – это “нападение”. Такая была тактика у героини. Она сама начала подчёркивать недостатки, по её мнению, чтобы перевести с себя взгляд на кого-то кроме неё. Она включилась в другую компанию, где её принимали.

Арина любит себя и считает, что ребята, которые издевались над ней, просто хотели скрыть свои комплексы. Это похоже на итог принятия того опыта, что позволил как-то полюбить себя, понять других людей, почему они это делали. История, даже несмотря такое содержание, достаточно позитивно для меня закончилась. И мы понимаем, что, здесь она не может вписаться, но в другой группе её принимают, за счёт этого она может что-то делать и совершать какие-то усилия. И здесь эта внутренняя работа была проделана.

Мне страшно, даже дома

У Регины Петровой(имя изменено) столкнулась с буллингом в восьмом классе. Один из друзей её одноклассников заметил её, он был на год младше. Ребята начали общаться, и ничего не предвещало беды. На тот момент девушке нравился другой парень и она решила прекратить общение. Зимой они снова начали общаться, и героиня отказала парню в симпатии. С этого и начались все проблемы.

“Он преследовал меня в школе, поджидал, писал о моих формах и намекал на то, что изнасилует меня. Я пряталась в спортзале, мне было страшно идти домой несмотря на то, что здание, где была моя квартира находилось напротив школы. В один из вечеров парень пришёл к моему дому и с друзьями начали кидать снежки в окно. Потом этот парень вступал в драки из-за меня. Позже в мой адрес начали поступать сообщения, что я прыщавая, картавая и не красивая. Спустя полтора года жизнь наладилась, у меня появились отношения. Гуляя с друзьями я увидела этого парня, и он высмеял меня при всех. Я была опозорена, долгое время не могла остановить истерику” — делится Регина. Прошло шесть лет, у парня всё наладилось, но вот Регина не может его простить, травма осталась, и девушка до сих пор сталкивается с проблемами.

Комментарии психолога: Здесь больше не буллинг, а именно сталкинг, и стоит сказать о советах по безопасности.

Стоит делать скриншоты переписок. Как мы знаем многие могут написать сообщение, а потом удалить. Поэтому нужно собирать доказательства, пока есть возможность.

Уведомить родителей о данной ситуации, чтобы они знали, что происходит и вы вместе обсудили, как решить данную проблему.

Не ходить одной. В школе всё время с кем-то находиться. Будет хорошо, если со школы тебя будут забирать родители.

Данную проблему должны были на мой взгляд решать сами родители между собой. То есть поговорить, что ваш сын, он угрожает, пишет вот такие сообщения, предоставить какие-то доказательства и решить проблему. Нужно сообщить социальному педагогу, заучу, классному руководителю. То есть любые взрослые, мы же не знаем, как это могло обернуться. Это может быть просто угроза, а может быть предупреждение о том, это может случиться. И не хотелось бы, чтобы это действительно случилось. Также в данной ситуации я советую обратиться к психологу.

Плохая шутка

Травля бывает намного жёстче, чем вы можете думать. Анна Скляр(имя изменено), подвергалась буллингу ещё с семи лет. “Надо мной не только издевались из-за проблем со зрением, но и избивали. Меня могли ударить по голове, спрятать или выкинуть мои вещи, меня били головой об парту и тащили по полу за ноги. Я говорила педагогам и родителям, но всё утихало только на неделю, позже всё становилось только хуже. Поэтому я начала молчать и скрывать” — рассказывает Аня со слезами на глазах. Всё это закончилось только в девятом классе, но девушка до сих пор сталкивается с проблемами. Она закрылась от всех и в итоге ей очень тяжело контактировать с людьми.

Комментарии психолога: Данная история для меня, чем-то похожа на первую. Как я и говорила ранее, чаще всего буллингу подвергаются люди, отличающиеся от всех. Когда травля повторяется не один раз, нужно переходить к радикальным мерам. Перевести в другую школу, или в другой класс. Обратиться к психологу, чтобы он пришёл и разрешил этот конфликт с одноклассниками.

Как это происходит? Приходит психолог и проводит диагностику на психологический климат в классе. То есть насколько вообще детям здесь комфортно. И вот здесь, психологу важно подумать, а не подвергается ли он буллингу. Рекомендации педагогам, ребёнка подверженного буллингу нужно как можно больше включать в групповые работы, разрешать конфликты, интегрировать его в коллектив и т.д.

Почему ты жив?!

Большинство людей считают, что с травлей сталкиваются только девушки, но это не так. Парни также подвергаются буллингу. Одним из таких парней является Александр Песков. “В школе меня невзлюбила “важная” девочка. В любой ситуации она находила повод подстрекнуть меня или обвинить в чём-либо. Она же и внушала своё мнение другим одноклассникам. Особенно мне запомнилась ситуация из шестого класса. Девочки сидели и обсуждали уроки, когда одна из одноклассниц подозвала меня, чтобы уточнить домашнее задание. Пока я рассказывал задания, та самая девочка начала возмущаться моим существованием. “Почему ты учишься с нами? Зачем ты вообще есть?! Почему ты жив!?”, — кричала она, буквально заливаясь слезами. Меня сильно удивляла реакция девушки. Вечером мне начали поступать угрозы от молодого человека девушки. За то, что она сама довела себя до слёз, но виноват оказался я” — рассказывает Александр.

Спустя время Александр заполучил перелом, от девушки он получил голосовое сообщение с диким смехом и радостью о том, что “Нахрен никому не нужен...”, и что “Никто даже и не заметит...” если он не приду. Но то аудио-сообщение Александр переслушивает по ночам до сих пор.

Закончилось это всё в девятом классе, когда она решила уйти, сдав ОГЭ, чтобы раньше начать работать. Отношение к парню быстро поменялось. Девочки, извинились за всё плохое что было — на выпускном с каждой из них наш герой танцевал. А с той девочкой, теперь уже девушкой, Александр виделся лишь один раз, когда она обслуживала его столик в кафе. “У неё был строгий отец, который, как мне кажется воспитывал её жестко и выбивал наивность, веселье и ребячество. Может она завидовала, что эти качества были тогда у меня, или она хотела также, как её отец, выбить их и из меня, именно так я объяснил её поведение себе” — делится Александр.

Комментарии психолога: Окончание этой истории положительное, но могу отметить то, что к данной истории относится многое, что я говорила ранее. Про отца девушки, это связанно с положением в семье.

Недовольные лица

И это не единственная история, где травля была по отношению к лицам мужского пола. Даниил Истлентьев тоже столкнулся с буллингом, но уже не в школе, а в кружках и секциях. Стоит отметить, что в эти места его не тащили родители — это была его личная инициатива. Он был невероятно энергичный и гиперактивный ребёнок.

“На ушу я не смог вписаться в коллектив из-за того, что банально там никого не знал. Ребята сбились в свою группу и у них были совершенно разные интересы. Они постоянно оскорбляли меня и иногда били из-за того, что я не мог выполнить какое-то упражнение или из-за того, что говорил про меня руководитель. Тренер невольно выстроил иерархию в их группе — я был в ней замыкающим звеном, так как был самый слабый. Я никогда не винил его в этом, тренер делал мне замечания, чтобы мотивировать стать лучше” — считает Данил.

В художественной школе была похожая ситуация. Там над Данилом смеялись из-за внешности и наивности. Над ним часто очень плохо шутили, мазали краской одежду, кидали в него вещами, воровали вещи, когда парень просил что-то одолжить — никогда не давал. Непонятная и самая не приятная ситуация произошла, когда одна девочка в кровь расцарапала ему шею и выцарапала родинку. Она не была наказана от слова совсем. Преподаватели просто закрывали на всё глаза. Позже ситуация немного изменилась, сверстники остановились, но преподаватели нет.

“Как я считаю, они меня просто ненавидели. Одна из преподавателей дошла до того, что в издевательской манере комментировала и показывала мои работы одноклассникам, настраивала их против меня. Периодически она напрямую оскорбляла меня, называя необучаемым и бездарным. Комментариев не лишена была так же и моя мама, которую учительница назвала полоумной дурой и всячески говорила гадости. Администрация художественной школы на эти факты закрывала глаза. Они смогли найти компромисс только тогда, когда дело зашло о жалобе в вышестоящие органы. Я проучился там ещё год а потом ушёл. Мне стало неинтересно смотреть на их недовольные лица из-за лишения премии и зарплаты в 12 тысяч рублей” — рассказывает Данил.

Не смотря на всё вышесказанное, парень не держит зла на всех, кто его буллил. Данил считает, что, если человек по своей натуре отвратительный — это его проблемы, и их обязательно станет больше, когда он нарвётся на человека способного дать отпор.

Комментарии психолога: Здесь про разрешение буллинга. Они смогли найти компромисс только тогда, когда дело зашло, до вышестоящего уровня. Это похоже на вторую историю, вынесен какой-то опыт из этой ситуации, способность дать отпор. То есть получается, что он и его мама, смогли дать отпор, и это очень здорово. Как пример того, как можно ситуацию решить.

Советы от психолога для ребят подвергающихся травле

1. Нужно бороться с буллингом, а не терпеть.

2. Нужно обращаться за помощью. Родители, опекуны, учителя и т.д.

3. Если в классе вас не принимают, и там невозможно находиться, вы чувствуете себя каким-то исключённым, можно включаться в какие-то другие группы сверстников. Это могут быть какие-то секции, где вы можете общаться, и тебя принимают.

4. Обращаться к психологам, ведь это адекватные люди, которые готовы вам как-то помочь.

5. Также, если вы стесняетесь обратиться за помощью, или хотите остаться анонимным, то существует телефон доверия, куда вы можете обратиться за помощью не боясь.

Рекомендация для родителей

Стоит отметить, что борьба с буллингом и сама травля зависят от отношений в семье. Если у родителей плохо выстроены доверительные отношения с ребёнком, то он просто не пойдёт рассказывать им о своих проблемах. Также ребята могут начать травить своих сверстников, если дома например: родители часто ругаются. Опекунам и родителям стоит выстраивать доверительные отношения с ребёнком, чтобы избежать таких проблем.

Почему дети вообще могут становиться агрессорами?

То есть те, кто провоцируют эту травлю и могут как-то унижать других детей. Это могут быть дети из семей, где преобладает конфликтный стиль взаимодействия. Родители, между собой постоянно конфликтуют, унижают друг друга, обзывают. А дети просто копируют эту модель поведения и считают, что с одноклассниками можно так же. Они просто по-другому не умеют. Вот, они видят, что в семье это нормально, значит, можно так же общаться со своими одноклассниками. То же самое, если говорить про детей, матери которых, как-то негативно смотрят на этот мир. Например, насилие — это нормально, не обращают внимания на то, что их ребёнок лупит лопатой в песочнице какого-то другого ребёнка, оправдывают насилие, никак это не пресекают.

Также это авторитарные семьи, где всё по правилам, и получается, что ребёнок не может никак проявить себя, и все, что у него накапливается, это гнев, либо страх перед таким родителем, который он направляет на своих одноклассников. Это могут быть дети, которые не успевают в школе, например. Здесь может быть два пути. Либо он станет агрессором, либо он станет жертвой. То есть непонятно, как тут все сложится.

Вот, например, у меня не получается, значит, я в чём-то нехорош, у меня формируется негативная самооценка, и либо я беру на себя то, что, я во всем плох и надо мной можно издеваться, посмеиваться, либо я буду стараться это компенсировать с помощью своей силы и унижать других.

В любом случае, начинается все именно в семье.

Травля преследует многих людей, но не все предают этому значение. Многие молчат и скрывают, но это неправильно. Буллинг может ранить не только морально, но и физически, что несёт большие последствия. Мало того, что это нужно пережить, так ещё и долго приходить в исходное состояние. В некоторых случаях помочь не могут даже психологи.

Анна КАЗНАЧЕЕВСКАЯ
Фото автора сгенерированные нейросетью и видео автора

0 комментариев