– Ты же понимаешь, каким образом можно сдать экзамен, – вспоминает слова преподавателя экс-студентка одного воронежского вуза. Препод перед сессией протянула ей листок с цифрами «3 – 70». Удивительно? Ничуть! Студент нередко становится «рыбкой», а зачетка — наживкой. На что готовы «рыбаки» и «рыбки»? Как не попасться в «сети» и что делать, если вы таки попались?
История 1. О том, как правильно «пододвинуть» микроскоп.
– В первый учебный день на собрании первокурсников один из преподавателей нам сказал: «Вы не пожалеете, что выбрали наш вуз». Через несколько дней нам дали заполнить анкету. В ней нужно было указать ФИО (стандартный вопрос) и – теперь внимание – подробно рассказать про родителей: где они работают, какую должность занимают, какой примерно семейный доход.
Первая сессия прошла относительно «бюджетно» – лишь подарили сертификаты некоторым преподавателям. Во втором семестре после сдачи одного из предметов нам поступило очередное «профессиональное» предложение. Мол, экзамен нам поставили – нужно поощрить лектора. Он же в отпуск уходит, на море улетает, ему лишние «бонусы» не помешают. Тогда мы скинулись по 2 тыс. рублей с человека. К слову, в группе учится более 20 человек.
Вторая сессия. Я попала на отработку по предмету, где все строится на взаимодействии с микроскопом. Преподаватель сходу сказала, что я неправильно пододвигаю микроскоп. Можно ли неправильно пододвигать микроскоп?.. Спорить не стала, попыталась исправить ситуацию. На это она мне сказала: «Выходи с отработки, я у тебя принимать не буду».
Через какое-то время преподаватель позвала меня поговорить. Спросила, как я собираюсь сдавать экзамен, если даже микроскоп не могу пододвинуть нормально?
– Я буду готовиться, стараться, меня все получится, – говорила я, но все мои попытки были напрасными – преподаватель меня прерывала на полуслове и убеждала, что у меня ничего не выйдет.
На вопрос «Как же тогда мне сдать этот предмет», сказала:
– Ты же понимаешь, каким образом, – и протянула мне листок, на котором было написано «3 – 70» (за тройку нужно было заплатить 70 тыс. рублей – прим.ред.).
В итоге даже с 3 раза студентка не смогла сдать экзамен. Из этого университета она была отчислена, и теперь учится в другом воронежском вузе, где экзамены ей удается сдавать без материальной поддержки педагогов.
История 2. О преподавателях, которые не являются исключениями.
«Я учился на 1 курсе, наш преподаватель по физике намекнул, что ждет от нас «матпомощи» перед экзаменом. Мотивировал это тем, что всем нужно зарабатывать, и преподаватель – не исключение. Одна из его фраз мне запомнилась: «Он – рыболов, а мы – рыбы». Подобная ситуация была и с лектором по информатике, который тоже не хотел ставить экзамен, пока мы ему «кое-что не предложим». Цена вопроса – 5 тыс. рублей. Но я принципиально не стал платить и сдал все сам.
История 3. О цене лабораторных работ.
– У нас есть преподаватели, которые берут деньги за лабораторные работы – около 1 тыс. рублей. Но их мало, потому что никто не хочет потерять работу. Сам я ни за что не платил.
Как с этим работают вузы?
Всегда ли инициатором является преподаватель? Помощник проректора по контрольно-аналитической и административной работе ВГУ Андрей КУДРЯВЦЕВ убежден, что часто именно студент является инициатором. Ведь проще решить проблему нелегальным, но более быстрым способом. А спрос, как известно, всегда рождает предложение. В другом воронежском вузе – ВГУИТе – добавили, что подобные действия не считаются негласной нормой и не покрываются руководством.
Хорошо, предположим все так, но мы не можем исключать и того, что в коллективе всегда может найтись тот, кто не постесняется предложить студенту «альтернативный» вариант.
Какие превентивные меры предпринимают вузы?
По словам Кудрявцева, ВГУ продвигает так называемое антикоррупционное просвещение: в университете проводят публичные лекции, приглашают представителей правоохранительных органов, проводят конференции и круглые столы, где студенты выступают не только как слушатели, но и как докладчики.
В той же «техноложке» используют похожие способы – несколько раз в год беседуют с преподавательским составом и предупреждают об ответственности за коррупционные преступления. Такая же работа проводится со студентами.
И все же, что делать студенту, если на него давит преподаватель?
Не давать деньги и не молчать, как бы это банально не звучало. Да, бывает страшно отказать человеку, который старше тебя и от которого ты зависим. В ВГУ советуют сначала обратиться к руководству вуза.
– Но обращение не должно быть анонимным, потому что жалоба повлияет на репутацию преподавателя, – отмечают в вузе.
И психолог Наталия ДАШКОВА советует говорить о проблеме. Она замечает, что любой подчиненный зависим от руководителя, в данном случае – студент от преподавателя.
– Студенты – это вчерашние подростки, поэтому еще не искоренили школьные страхи. Они не всегда знают свои права и обязанности. Часто переживают из-за оценок, которые являются своеобразным рычагом воздействия. Словно оценки сегодня важнее реальных знаний.
Автор текста Виктория КУЧИНА
Иллюстрации автора
0 комментариев