27 Апреля, Суббота, 06:45, Воронеж

ЕГЭ по русскому языку 2019. Чего ждать выпускникам?

В середине лета Рособрнадзор утверждал, что для стабильности Единого Государственного Экзамена не станет проводить реформы. Однако в демоверсиях ЕГЭ-2019 изменений оказалось больше, чем когда-либо. Особенно сильно «переделали» русский язык. Чем чреваты нововведения, и что ждет выпускников 2019 года?


Что поменяли?


• Требования к сочинению и критерии его оценки;
• Формат заданий 2, 9–12, расширив количество правильных ответов;
• Добавили задание 21, в котором ученику необходимо провести пунктуационный анализ текста;
• Расширили диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений и уточнили уровень сложности отдельных заданий;
• Изменилась нумерация: задание 20 прошлого года стало заданием 6, все остальные съехали вниз.

Прощание с «банком аргументов» для сочинения


В формулировке задания к сочинению пропало упоминание об аргументах из читательского или жизненного опыта. Конечно, это не означает, что они не нужны. Позицию автора и свою собственную все равно необходимо как-то обосновать. Однако теперь не так важно количество и качество аргументов. Как следствие, первичный балл за это снизился с «3» до «1».
Обычно школьников пугал поиск подходящих литературных аргументов. Однако статистика экзаменов прошлых лет показывает, что выпускники вполне справлялись. Трудности возникали именно с комментированием проблемы. С этой задачей справлялись меньше половины учеников, подменяя комментарий пересказом. Большинство не могло найти примеры – иллюстрации именно из исходного текста.Если аргументы из литературы многие готовили заранее, то с комментарием так уже не получится. Анализировать придётся тот текст, который случайным образом достанется на экзамене.
— О нововведениях я не знала. Сама сдавала русский язык в 2016 году. Тогда все просто зубрили аргументы. Эта зубрежка никак не прививала любовь к литературе, а гарантировала шаблонность. Люди выучивали какие-то клише к определенной проблеме, а потом вставляли их в нужное место. Тестовая часть в наш год была криво составлена: некорректные вопросы, глупые ответы. Просто пальцем в небо нужно было тыкать, — прокомментировала Алина МОРОЗОВА, студентка ВГУ.

— У нас изменилась первичная система оценивания. Например: первое задание теперь стоит не два балла, а один. Добавилось тестовое задание на пунктуацию: необходимо выбрать номера предложений, в которых какое-нибудь тире или запятая ставятся согласно правилу из задания. Литературных аргументов теперь нет. Мы должны убедительно выразить свою точку зрения. Учителя и репетиторы говорят, что сочинение облегчили, а тест усложнили. Однако преподаватели, которые десять лет готовили учеников к одному, сами толком не понимают, чему теперь должны учить, — Игорь ШАРОВ, ученик 11-го класса

— Я сдавала ЕГЭ по русскому языку в 2015 году. Обстановка напрягала больше, чем сам экзамен. К нам запускали собак, обыскивали школу и учеников. Каждый проверяющий буквально дышал в затылок. В мой год нужно было два аргумента из литературы. Я считаю, что это адекватно и ничего сложно в таком подходе нет. Это мотивировало хоть что-то читать и запоминать авторов. Нас хоть как-то подталкивали к изучению литературы, — сообщила Юлия ПРЯХИНА, студентка МичГАУ.

— В мой год литературные аргументы были обязательными. Хотя бы один. Мне кажется, что без них сочинение больше походит на какое-то рассуждение. Я вообще считаю, что ЕГЭ – абсолютно ненужная вещь. Уж точно оно ничем не помогает в подготовке к высшим учебным заведениям, — рассказала Мария ФЕДИНА, студентка ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

— Раньше в тестах правильным был один вариант ответа, кроме нескольких заданий. Сейчас их может быть два, три или пять. Форму сочинения изменили кардинально, убрав литературные аргументы. Я считаю, что это хорошо. Мы же сдаем русский язык, а не литературу, — Александр БИРМИЧЕВ, ученик 11-го класса.



Тестовая часть дает все меньшую вероятность попасть «пальцем в небо»


Экзамен по русскому языку прошлых лет давал возможность наугад выбрать правильный ответ. Это позволяло везунчикам заработать несколько баллов, не зная правил. В 2019 году авторы заданий расширили диапазон проверяемых знаний. Учеников лишили формальных подсказок: теперь нельзя сказать точно, сколько всего правильных ответов. Таким образом, вероятность попасть «пальцем в небо» всё ниже.

— Один блок теста изменили полностью. Самих же тестовых заданий сейчас 26, а не 25. От нас хотят идеальности знания правил, при этом превращая задания в непонятно что. Это не очень приятно, но я думаю, что ничего страшного, — поделилась Анастасия ЗЕЛЕНИНА, ученица 11-го класса.

Что думает общественность?


Мы провели опрос в социальной сети «ВКонтакте». Из 3 701 участника 2 481 проголосовали за то, что литературные аргументы в сочинении лишние. Оставшиеся 1 220 не видят в этом ничего страшного.


Экзамен для учителя


Экзамены важны не только для будущих студентов, но и их учителей. Для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, выпускники должны пройти хорошую подготовку. Именно на плечи учителей ложится груз ответственности. Из года в год им необходимо разрабатывать новые методики подготовки, чтобы ученики поступили в университеты.

— Впечатление от изменений двоякое. Радует, что внимание направили на работу с текстом. Теперь дети должны показать умения прокомментировать его, понять замысел автора и точку зрения. Появляется необходимость именно разобраться в тексте, усиливая работу. Отрицательный момент – это изменение критериев обоснования собственного мнения. До сих пор так и не понятно, на что ребенок должен ссылаться при аргументации. Тестовую часть усложнили. Из-за этого, дети, которые обладают непрочными знаниями, начинают «плавать». Такие изменения окончательно «развели» русский язык и литературу. В принципе, мы готовы к тому, что баллы в этом году будут ниже, — Елена Александровна ПОПОВА, учитель русского языка и литературы.

— Не могу сказать, что сочинение облегчили. Работы стало больше. Теперь необходимо сформулировать проблему и обосновать ее, опираясь лишь на исходный текст. После чего привести собственные пояснения, установив смысловую связь. Для большинства учеников это очень трудно. Время на экзамен оставили прежним, а задания усложнили.
Хотя обязательной опоры на литературные произведения нет, я все равно призываю учеников приводить примеры, если они их помнят. Пусть это будут небольшие выводы перед общим.
Единых правил написания и критериев оценивания до сих пор нет. В магазинах лежат пособия на 2019 год, но они напечатаны со старыми заданиями. По словам министра образования, какую-то ясность мы получим в ноябре. Для подобного рода работы это слишком поздно. Сейчас учителя сами выдумывают задания, чтобы дать хоть какое-то представление ученикам о предстоящем экзамене. Я думаю, что в этом году баллы будут невысокими, а у детей появится нежелание идти в 10–11 классы, — Людмила Викторовна ЛУБАШЕВА, учитель русского языка и литературы.

Уже не один год ведутся разговоры о том, что ЕГЭ – плохой метод проверки знаний на выходе из школы. В СМИ уже много раз проскальзывали фразы: «тесты отупляют», «ЕГЭ – это лотерея». Последние нововведения, действительно, видоизменили экзамен далеко не в худшую сторону. Тем не менее, хочется обратиться к старой пословице: «Поспешишь — людей насмешишь». Тестировать новую систему экзаменов на выпускниках, которых несколько лет готовили к совершенно другим заданиям, нерационально. А обрушивать на педагогов новые требования без проведения какой-либо работы – неэффективно.

Людмила СВИРИДОВА
Фото автора

0 комментариев