Студенчество — это этап, наполненный как радостями самостоятельности, так и вызовами взросления. В этот период формируется личность, закладываются основы будущих достижений в профессии и жизни, а эмоциональные переживания становятся более глубокими и осознанными. Каковы психологические особенности студенческого возраста? На этот и другие вопросы отвечает преподаватель кафедры общей и социальной психологии факультета философии и психологии ВГУ, детский психолог Мария АКАТКИНА.

Какие основные психологические изменения происходят в студенческом возрасте?
В студенческом возрасте ключевое изменение — выход психики на новый уровень через изменение самосознания. Студент контролирует учёбу и быт, что расширяет самосознание человека. Под влиянием новой социальной ситуации меняются взгляды на жизнь и цели. Мотивы учёбы и деятельности также трансформируются. Эмоциональное состояние нестабильно на первых курсах из-за адаптации, но к старшим курсам стабилизируется. Студенчество закладывает основу для будущих целей, мотивов и ценностей человека, делая их устойчивыми.
Какие существуют наиболее распространенные психологические проблемы, с которыми сталкиваются студенты?
Зачастую студенты сталкиваются с психологическими проблемами в начале обучения. Адаптация в новом коллективе является распространенной трудностью, но при позитивном настрое обычно проходит успешно. Наиболее частой проблемой является повышенная тревожность, которая может влиять на все сферы жизни студента, особенно когда необходимо держать в фокусе множество задач, например, при переезде в другой город. Хотя депрессивные расстройства встречаются реже, тревожность остается серьезной проблемой. Важно признать наличие тревожности и начать работать над ее причинами для эффективной проработки. Также тревожность может быть связана с учебным процессом из-за огромного количества информации, получаемой в университете. В отличие от школы объём информации в вузе значительно вырастает, особенно с развитием Интернета. Студенты сталкиваются с проблемой выбора и обработки информации, что приводит к тревоге. Неспособность ориентироваться в этом объеме является общей причиной тревожности не только у студентов, но и у всех людей. Примером является ситуация с телеграм-каналами и новостями во время эпидемии коронавируса, когда люди, постоянно читающие новости, испытывали более высокий уровень тревожности.
В чем заключается роль поддержки со стороны семьи и друзей в жизни студентов?
Для студентов, особенно ответственных и целеустремленных, важна поддержка семьи и друзей. Она помогает справиться со сложностями учебы в университете, избежать выгорания и не забывать про заботу о себе. Особенно важна поддержка для иногородних студентов, испытывающих стресс адаптации и одиночество. Регулярное общение с близкими помогает им чувствовать себя увереннее и не терять связь с домом. Помимо этого родителям студентов не стоит зацикливаться на формальностях в виде оценок за учебу, поскольку требование только «пятёрок» и красного диплома не всегда реально. В университете большой объём информации, много преподавателей, и оценка, бывает, зависит не от знаний, а от ситуации на экзамене или отношения преподавателя. Давление со стороны родителей, требующих только отличных оценок, утяжеляет положение студента, особенно если он не способен обработать весь объём информации и его устроила бы «тройка», но социальная среда требует другого.
Какие методы самопомощи могут быть полезны для студентов в период учебы?
Психологические методы борьбы с тревожностью и стрессом часто просты, но эффективны. Важно удовлетворять базовые потребности. Студентам для борьбы со стрессом рекомендуется соблюдать режим труда и отдыха, высыпаться и не забывать о еде, так как учебная деятельность требует больших затрат энергии. Необходимо сбалансированно питаться, чтобы мозг получал все необходимые элементы. При учебном стрессе, связанном с сидячим образом жизни, советуют переключаться на активности, например, пешие прогулки или плавание. Любая приятная активность будет полезна. Если студент испытывает трудности, с которыми не может справиться самостоятельно, и не получает помощи, обращение к психологу — нормальный и разумный шаг. В этом нет ничего постыдного.
Как влияние социальных сетей отражается на психическом здоровье студентов?
Для современных студентов умение грамотно использовать социальные сети играет важную роль, поскольку они несут как пользу, так и вред. Положительное влияние социальных сетей заключается в поддержании эмоционального состояния студентов, так как они позволяют оставаться на связи с друзьями и семьей, минимизируя ощущение отрыва от прежней социальной среды. Видеосвязь и постоянная переписка помогают студентам чувствовать себя менее одинокими и поддерживают их эмоциональное благополучие. Кроме того, в социальных сетях существуют группы поддержки и форумы, где студенты могут найти ответы на вопросы, обсудить проблемы и понять, что они не одиноки в своих трудностях. Это способствует психологической поддержке и помогает студентам находить решения и справляться с различными проблемными ситуациями. Кроме этого, социальные сети могут негативно влиять на студентов, создавая иллюзию всеобщего успеха. Это может привести к внутриличностному конфликту и ощущению собственной несостоятельности, особенно когда студент не уверен в своем будущем и не знает, как найти работу. Видя “успешный успех” в социальных сетях, студент может перестать предпринимать какие-либо действия, считая недостижимым подобный уровень и задаваясь вопросом, зачем вообще стараться.
Каковы признаки того, что студенту может понадобиться профессиональная психологическая помощь?
Первым видимым признаком может быть нарушение социального взаимодействия с другими людьми. Если родные и близкие, друзья наблюдают, что всё было хорошо – он ходил на встречи с одногруппниками, постоянно бывал в университете, – а сейчас ведёт замкнутый образ жизни, то необходима психологическая помощь и поддержка. Вторым признаком может быть то, что у него появляется апатия, головные боли, психосоматические проявления. Также сигналом может стать снижение успеваемости.
Понятие “норма” очень размыто в психологии. Например, есть студенты, которые достаточно активно ведут социальную жизнь, а есть те, которые от нее самоустраняются, и для них это нормально. Если наблюдаются какие-то резкие изменения по сравнению с тем, что было раньше, то это стопроцентный сигнал, что есть какой-то внутриличностный конфликт, и тогда нужно разбираться, что именно не так.
В чем заключаются особенности адаптации студентов к новой среде?
Основная особенность адаптации студентов в университете или колледже заключается в длительности этого процесса, который может занять до полутора лет. В отличие от школы, где существует контроль со стороны учителей и родителей, в вузе у студентов появляется больше свободы, что требует высокого уровня самоконтроля. Многие студенты, особенно в возрасте 15-16 лет, могут оказаться не готовыми к таким изменениям. Полная интеграция в новую социальную среду часто происходит только к концу второго курса. Кроме этого, адаптация к университетской жизни включает в себя необходимость привыкания к новому режиму труда и отдыха, который значительно отличается от школьного. Учебные пары дольше, а расписание меняется каждый семестр, что требует постоянной адаптации. Каждый год студенты сталкиваются с новыми людьми, включая преподавателей, что также требует усилий для привыкания к их требованиям и стилю обучения.
Беседовала Алина КРЕМНЁВА
Фото автора
0 комментариев