Онлайн-шоппинг прочно вошёл в нашу жизнь. Студенты, наряду с другими категориями покупателей, всё чаще выбирают покупки через интернет. Тем не менее, не все маркетплейсы предлагают одинаковую доступность и ценовую привлекательность. Корреспонденты “P.S. – 5 сов” изучили три самых популярных интернет-магазина, чтобы выяснить, какой из них наиболее популярен и выгоден для студента.
Так ли популярны маркетплейсы, как мы думаем?

«Бум» маркетплейсов случился в 2020 году. Пандемия сыграла на руку интернет-магазинам и всему, что исключает прямое взаимодействие людей друг с другом. По данным АКИТ, рынок маркетплейсов в 2020 году составил 3,2 триллиона рублей, что на 57 % больше, чем годом ранее.
Дабы удостовериться, что маркетплейсы популярны в нашей стране, обратимся к статистике их скачиваний на разных платформах. Так, приложения OZON и Wildberries в Google Play скачали более 100 миллионов человек, в то время как приложение Яндекс Маркета отстает наполовину: у него 50 миллионов скачиваний. Рейтинги всех трех приложений что в Google Play, что в Appstore не опускаются ниже 4,8 звёзд. Онлайн-портал Т-Ж в июле 2024 года провел среди своих читателей опрос, по результатам которого стало ясно, что маркетплейсами чаще всего пользуются люди в возрасте от 30 до 34 лет, на втором месте – пользователи в возрасте 25–29 лет, а реже всего маркетплейсами пользуется молодежь до 25 лет.



Забегу после пар
В Воронеже огромное количество пунктов выдачи заказов во всех районах города. Согласно Яндекс- и Google-картам, в Воронеже находится 531 пункт выдачи OZON, 431 – Wildberries и «всего» 216 – Яндекс Маркета.
Но нас больше интересует расположение пунктов выдачи вблизи учебных заведений. Рассмотрим географию маркетплейсов вблизи нескольких учебных корпусов самых популярных воронежских университетов – ВГУ, ВГТУ И ВГУИТ.
Так, в районе километра около корпусов ВГУ в Северном районе:
– 12 пунктов выдачи OZON;
– 10 пунктов выдачи Wildberries;
– 6 пунктов выдачи Яндекс Маркета.



В районе километра от корпусов ВГТУ, где расположены такие факультеты, как дорожно-транспортный, инженерных систем и сооружений, иностранных языков и технологии переводов, а также экономики, менеджмента и информационных технологий, находятся:
– 4 пункта выдачи Wildberries;
– 2 пункта выдачи OZON;
– 1 пункт выдачи Яндекс Маркета.



В районе километра от корпуса ВГУИТ расположено наименьшее количество пунктов выдачи заказов: только один пункт OZON и ни одного пункта Wildberries и Яндекс Маркета. Среди самых популярных университетов Воронежа наибольшее количество пунктов выдачи всех трех площадок находится около корпусов ВГУ.

Удобность, понятность и привлекательность
Дизайн сайтов маркетплейсов, а также технические составляющие этих сайтов анализирует дизайнер Арина ЯКОВЕНКО, студентка воронежского колледжа «Номос».
Удобность использования
Wildberries
С точки зрения удобства использования Wildberries — один из лучших вариантов. Товары на сайте расположены так, что их легко найти. А функция поиска по изображению значительно упрощает процесс обнаружения нужного товара. Это заслуживает особого внимания. Также удобно выбирать размер и цвет прямо в карточке товара.
Большое количество отзывов о товарах позволяет легко отфильтровать их по оценкам: от низких до высоких; от более новых к более старым и наоборот. В отзывах можно увидеть как общую оценку товара, так и оценку конкретной вещи. Это ещё один плюс в пользу Wildberries. На сайте представлено огромное количество фильтров для поиска – больше, чем на сайтах других маркетплейсов. Обычно сайт работает без сбоев. Хорошо оптимизирован.
OZON
OZON не так прост в использовании, как Wildberries.
В ассортименте маркетплейса представлено множество товаров, в том числе из других стран. Однако поиск по фотографии отсутствует. Хотя есть возможность искать по штрихкоду, но я не уверена, что многие пользуются этой функцией, так как она кажется не очень полезной.
Кроме того, иногда в работе магазина возникают сбои, а поиск не всегда работает корректно и может «зависать». Есть возможность просматривать отзывы на все товары или на конкретный товар, но эта функция тоже часто дает сбои: вместо отзыва на нужный товар может показываться отзыв на совершенно другой товар. В отзывах доступен только фильтр с высокой и низкой оценкой, что ограничивает выбор товаров.
Яндекс Маркет
В ассортименте представлено множество товаров разных категорий: от продуктов питания до товаров для дома и интерьера. Есть возможность выбрать товары как от отечественных производителей, так и из-за рубежа.
Как и на сайте Wildberries, здесь можно воспользоваться функцией поиска по фотографии. Также есть фильтр отзывов, но, к сожалению, в нем нельзя увидеть оценки, оставленные ранее.
Понятность
Wildberries
На мой взгляд, у него есть небольшая проблема с избранными товарами. Дело в том, что когда вы нажимаете на сердечко, а затем ищете избранные товары, оказывается, что они находятся в разделе «отложенные». В остальном же всё довольно просто и понятно.
OZON
По сути, этот сайт тоже довольно понятен, но немного перегружен рекламой и другой информацией. На мой взгляд, заходя в первый раз, ты теряешься, пытаясь проанализировать всю информацию.
Яндекс Маркет
Понятен, но есть некоторые «проколы» с отзывами: на главной странице в миниатюрной иконке товара не показывают отзывы, что может оттолкнуть некоторую часть покупателей, которые как раз таки эти отзывы ищут. Также в случае, если у товара нет отзывов, об этом не пишут, а просто пропускают этот раздел, что является минусом.
Дизайн
Wildberries
Дизайн лаконичный и приятный, что добавляет удобства при использовании сайта. Хорошо расставлены акценты, да и в целом хорошо подобрана цветовая гамма – качественные использование цвета, соотношение контрастов. Использование гарнитуры выполнено грамотно, но мне не нравятся некоторые рекламные постеры – ощущение, будто бы их делал начинающий дизайнер.
OZON
По сути, тоже неплохой дизайн, использована контрастная цветовая гамма, но есть недочеты. В некоторых частях сайта между элементами не хватает пространства, они чуть ли не сливаются друг с другом, что мешает визуальному восприятию. В некоторых текстовых частях также заметна плохая работа с модульной сеткой и пространством – расстояния между текстами разные, и это бросается в глаза.
В иконках товара используется излишняя визуальная стилизация, а точнее – добавление зачем-то белой границы вокруг фотографии товара. Не очень качественно, хотя и не бросается в глаза. Также на иконках товара нет кнопки «купить товар», что тоже является минусом.
Яндекс Маркет
Сами иконки товара как будто «дешевят» приложение – выполнены они странным образом: если искать товары через рекомендации, то кроме названия товара и его цены нет больше никакой информации, что плохо, поскольку это влияет на продаваемость товара.
Нюанс, о котором я не упомянула в предыдущих вариантах: на сайте Яндекс Маркета одинаковые расстояния между элементами интерфейса во вкладке товаров. Это и делает визуал приятным. Но в любом случае, из-за недостатка пространства между содержимым сайта его дизайн выглядит захламлённым и сложным для понимания.
Как и на сайте OZON, на сайте Яндекс Маркета нет кнопки «купить», а во вкладке товара более контрастной и выраженной является кнопка «добавить в корзину» – она выделена желтым цветом, а «купить» – серым, и это чуть ли не сливается с фоном. В итоге, продавцы призывают пользователя именно добавить товар в корзину, а не купить его.
Использование контрастности в иконках товаров странное – там зачем-то добавили полупрозрачную серую обводку.
В разделе, где можно выбрать категорию товара, некоторые изображения выглядят некачественно. Между картинкой и текстом с названием категории есть небольшие промежутки, которые мешают визуальному восприятию.
Фильтры
Wildberries
Фильтры здесь довольно практичные и разнообразные, но, в отличие от OZON, они не показывают расцветки примеров товара. И я бы поставила сайту Wildberries минус за это. Однако здесь использование фильтров более удобное, а интерфейс сам по себе более приятный.
OZON
У сайта OZON, как всегда, фильтры очень часто сбоят. Показывают товары, не подходящие под выбранные фильтры, но зато есть расцветка с примерами товара. Также на сайте OZON эти примеры представлены в большем количестве, что является и плюсом, и минусом, потому что тут уже и запутаться можно.
Яндекс Маркет
Удивительно, но здесь представлено множество фильтров, которые хорошо организованы и понятны интуитивно. Кроме того, есть множество цветовых вариантов, включая примеры. Всё работает отлично, выдавая строго отфильтрованные товары.



Хочется дешевле…
Чтобы найти товар по лучшей цене, иногда приходится потратить много времени, сравнивая предложения разных маркетплейсов. Однако не всегда есть на это силы и желание. Поэтому мы провели анализ цен на трех популярных маркетплейсах и определили самый выгодный вариант.






Самым дорогим из рассматриваемых маркетплейсов оказался Яндекс Маркет. Здесь цены на все анализируемые категории товаров выше по сравнению с OZON и Wildberries.На втором месте по уровню цен находится OZON, где товары в среднем дороже на 10–20 рублей. А самым выгодным маркетплейсом оказался Wildberries.
Однако стоит отметить, что при использовании карт OZON и Wildberries (эти карты можно зарегистрировать в приложениях маркетплейсов) цена товара может быть снижена на сумму от 10 до 90 рублей. Помимо того что цены Яндекс Маркета выше, чем у остальных маркетплейсов, здесь еще и отсутствует возможность использования скидочной карты.


















Мы пришли к выводу, что лучшим вариантом для студентов является платформа «Wildberries». Этот маркетплейс предлагает привлекательные условия и удобный интерфейс, что делает его практически идеальным выбором для студентов. Студент потратит меньше времени на поиск товаров благодаря удобному и понятному интерфейсу, а также сэкономит деньги, которые сможет потратить на вкусную булочку.
Мария БАТОВА
Виктория КЛЯНДИНА
Яна ПЕРЕДРИЕНКО
0 комментариев