29 Апреля, Понедельник, 13:24, Воронеж

Воронежские студенты противоречиво высказались об "Основах российской государственности"

С сентября 2023 года в вузах начали преподавать обязательную для всех первокурсников дисциплину «Основы российской государственности». Корреспондент «P.S. – 5 сов» выяснила, как проходят пары по ОРГ и что о них думают воронежские студенты и преподаватели.


Анкетирование состояло из двух видов вопросов: открытых и закрытых. В нем приняли участие студенты шести воронежских вузов.

Посещаемость у ОРГ, в основном, средняя. Шесть респондентов ответили, что они и их однокурсники ходили на пары от случая к случаю. Студент ВГУ с ФКН (факультет компьютерных наук – прим. ред.) отметил: «Посещаемость была плачевная – на лекциях читали материал по истории России школьного курса. На семинарах же было интересно, поэтому студенты ходили на пары». Остальные семь опрошенных сказали, что на парах присутствовали почти все.

Все респонденты ответили, что чего-то выходящего за рамки программы ОРГ, не было. Но студент ФКН ВГУ признался, что на каком-то занятии они слушали Пашу Техника и обсуждали его творчество с преподавателем. Почему не Шамана?

Какие ассоциации вызвала дисциплина у студентов? Три человека вспомнили недавно появившийся школьный предмет – «Разговоры о важном». Другие же подумали об истории и обществознании – в частности, студент ВГАУ. Он сказал: «ОРГ – «душное» обществознание». У кого-то, наоборот, дисциплина связана с воспоминаниями о хорошем преподавателе. У студентки журфака ВГУ она ассоциировалась с «патриотизмом, многонациональностью и взаимоуважением».

Зачитаем доклады и по домам?

Пять студентов ответили, что отнеслись к ОРГ как к «обязаловке». Другим повезло с преподавателем, и дисциплина их увлекла.

Как проходили занятия? Большинство студентов рассказали, что на пары они готовили доклады, презентации. Сами занятия проходили в игровой форме: студенты активно участвовали в дискуссиях на тему политики. У некоторых были учебники, которыми, впрочем, не использовались. Студент ВГАУ и студентка юрфака ВГУ сказали, что у них была рабочая тетрадь, которую они заполняли после каждой лекции. Не обошлось и без контрольных. Более того, студентка лечебного факультета ВГМУ отметила, что на парах по ОРГ у них была проектная деятельность.

На занятиях студенты изучали историю России, культуру её народов, русскую философскую мысль (Бердяев, Ильин и др.). Они обсуждали достижения отечественной культуры и науки, влияние нашей страны на мир. Были занятия про политическое устройство РФ, особенности «российской цивилизации». Не обошлось и без рассуждений про менталитет народа. Преподавателями учебный план корректируется, но везде он, в целом, одинаковый.

Разнится с общей картиной мнение студентки РГФ ВГУ: «Я отнеслась к дисциплине как к промывке мозгов. На занятиях мы делали доклады, смотрели видео, обсуждали «особую миссию» русских. Пары по ОРГ показались мне бесполезными, так как это всего-навсего пропаганда: нас пытались убедить, что в стране всё хорошо и правительство все делает правильно». На вопрос о том, какие воспоминания у нее оставила дисциплина, девушка ответила так: «Нам задавали доклады про колониальную политику европейских стран, а еще говорили, что народы Сибири добровольно присоединились к России. Нам рассказывали о дискриминации в разных странах и говорили, что в России её не существует. Преподавательница вещала об «особой миссии русских», из-за которой их нельзя объединять в одну группу с другими славянами. Была и другая часть: про писателей, изобретателей, учёных».

«Можно понять, зачем предмет придумали, но исполнение хромает»

Многие студенты отметили, что предмет был полезным. Он позволил им закрепить знания, узнать о России новое. Так считает студент ВГАУ специальности «Агроинженерия»: «Я думаю, что полезно изучать эту дисциплину, но не затрагивая политику; лично для себя я узнал много фактов о нашей стране, которых раньше не знал». Три студента сказали, что дисциплина нужна для общего развития. Некоторые считают, что предмет полезен для просвещения людей о родном крае, родине.

Студентка журфака ВГУ сказала следующее: «Безусловно, дисциплина нужна. Особенно в такие времена. Патриотизм просто необходим». Студентка юрфака ВГУ тоже отметила, что курс нужен для воспитания патриотизма.

«Это достаточно полезный предмет, если относиться к нему с ответственностью. Для того, чтобы действительно осведомить студентов о стране, научить чему-то, важно не навязывать определенные ценности в связи с политической обстановкой. Я думаю, что дисциплина появилась не из-за «состояния в мире», а из-за искреннего желания показать студентам родную страну», – рассказала студентка журфака ВГУ.

Другим же курс показался лишним: вся информация из ОРГ есть в других дисциплинах. Таким мнением поделилась студентка ВГУ ФМО (факультета международных отношений – прим.ред.): «Я не думаю, что это нужно: дисциплина включает в себя философию, социологию, политологию и экономику, а этих предметов во время учёбы хватает».

Студент ФКН ВГУ отметил, что можно понять, зачем придумали дисциплину, но исполнение хромает:
«Если бы не моя преподавательница, то это была бы очередная скучная дисциплина. Это просто повторение школьного материала. Не думаю, что ОРГ нужен. Он вызвал у меня двойственные чувства: не сказать, что это полезный предмет, но было не так уж и плохо: здорово послушать мнения людей, поговорить».

Что же с «закрытой» частью опроса?

На вопрос «Вы за или против ОРГ?» – ответили 90 человек. 37 из них высказались за, 53 – против.



47 студентов считают, что ОРГ отнимает время на более важные дисциплины; 19 респондентов так не думают.



Негативно к дисциплине настроены 22 студента. 69 респондентов относятся нейтрально. Положительно относятся к ОРГ лишь три человека.



Можно ли с помощью ОРГ «привить» патриотизм? Ноль человек считают такое возможным. 24 студента уверены, что дисциплина способна пробудить патриотизм. 48 респондентов отказываются верить в ее предполагаемый эффект.



Глазами преподавателя

«В современном обществе всё более ясно, что студентам всех направлений нужно больше знаний в гуманитарных науках. Курс ОРГ как раз способен ёмко донести молодым россиянам все аспекты развития страны. У него есть много преимуществ: Во-первых, на примере разных исторических периодов, сфер жизни общества, он объясняет основы развития нашей государственности. Во-вторых, курс учитывает современные проблемы России. В-третьих, у студентов развивается критическое мышление, навыки общения. Они активно взаимодействуют со сверстниками и преподавателем.

Большинству студентов понравилась дисциплина. Она помогла им больше понять свою страну. В любом государстве, которое хочет сохранить свой суверенитет, особая роль отводится патриотическому воспитанию молодежи через приобщение к истории. Курс ОРГ как раз способнен развить чувства патриотизма и гражданственности: дисциплина формирует у студентов чёткую систему знаний, ценностей и навыков», – сказала Христина Кобелева, преподавательница ОРГ в ВГУ.

«У многих взрослых граждан нет цельного представления о своей стране, её истории и миссии. Дисциплина интегрируют несколько других (география, социология, политология, история, философия, психология), также в нёй есть воспитательный компонент. Курс должен помочь увидеть достижения россиян, сильные стороны государства, предложить, как можно устранить недостатки страны. Только с помощью одной учебной дисциплины изменить мнение о стране в лучшую сторону нельзя. Но начать равноправный диалог, показать нигилистически настроенным студентам положительные примеры необходимо. Студенты журфака отнеслись к ОРГ настороженно. Возможно, опасались догматизма и пропаганды», – поделился Роман Савенков, преподаватель ОРГ в ВГУ.

Дарья ПЛЕСОВСКИХ

0 комментариев