29 Апреля, Понедельник, 19:05, Воронеж

Через тернии к звёздам: как стать одним из лучших педагогов области в 21 год

Предисловие


Дмитрий Олегович Митюхин родился в 2001 году в липецкой семье, где нет ни одного педагога. С детства мальчик проявлял сильную любовь к истории, а в более старшем возрасте и к педагогической деятельности. В течение всего школьного времени Дмитрий акцентирует своë внимание на этих двух сферах.

Любовь к детям


Дмитрий Митюхин работает учителем истории в 5-х — 9-х классах в МБОУ СОШ № 42 города Липецка уже четыре года, но саму школу он глубоко знает с обеих сторон, так как сам учился в ней. Всего молодой преподаватель посвятил школе 15 лет. Учителя, которые его обучали, теперь его коллеги.

Главным в своей профессии Дмитрий называет детей. Несмотря на сочащуюся из всех щелей бюрократию, он не изменяет своему принципу сосредоточения всего внимания на учениках, ведь они – самое важное звено в школе. Молодой возраст не помешал мужчине найти путь к их сердцу и завоевать уважение.

«С детьми у нас доверительные и в большинстве своем конструктивные отношения. Предмет и его преподавание я ставлю выше личностных коммуникаций, поэтому возраст не сильно сказывается на рабочем взаимодействии. На мой взгляд, уважение в школе вырабатывается чем угодно, только не возрастом», – делится Дмитрий.

«Бумажная» работа против работы с детьми


Возни с бумагами у учителя, наверное, уже никогда не станет меньше. Кучу таблиц и отчётов, иногда ничем не мотивированных, никуда не спрятать и не удалить.

Дмитрий рассказал, что иногда спасает, но лишь немного, информатизация и систематизация работы. Разбираться со всякого рода документами он предпочитает только после уроков, что позволяет сохранять чистоту педагогической деятельности и не мешать ей. «Но время, затраченное на бумагу, можно было потратить с большей пользой», — делится молодой учитель.

Дмитрий старается всего себя посвящать детям, даже когда силы на исходе. Улыбка или просто внимание со стороны учеников дают ему дополнительные силы, чтобы творить добрые дела, отыскивать, удерживать и укреплять в юношах и девушках их таланты. «Завоевать уважение детей — задача не из лëгких. Готовый рецепт мне неизвестен. Но главное – быть искренним и не «играть» кого-то для них. Дети очень тонко чувствуют фальшь», – отметил Дмитрий.

Учить других, но не забывать про себя


Обучать других и обучаться при этом самому — два главных дела в жизни Дмитрия Олеговича. Процесс обучения интересен ему во всех аспектах. Он продолжает своё образование историка и планирует делать это дальше.
«Свои интересы в научной реализации я никогда не оставлю», – рассказал Дмитрий.

Об идейном вдохновителе


Самым большим своим достижением Дмитрий считает ежедневную работу над улучшением школьной жизни, попытки постоянного формирования комфортной среды для учащихся и учителей. Руководство к действию для него — идеи липецкого кандидата педагогических наук и профессора О.А. Казанского (1946-1996), который утверждал, что школа — это место, где мысли всегда правильные, хотя и не очень «причёсанные», где есть место поэзии и театру, фантазии и общению, творчеству и игре. Олег Анатольевич рассматривал школу как мир мышления, отношений, как мир преобразования человеком самого себя, и главное – как место, где есть любовь. «Возможно, следуя его правилам, и можно стать для детей реально классным», – поделился мнением Дмитрий Митюхин.

Трудных детей нет, все уникальны!


Что касается «трудных» детей, Дмитрий находит это определение не до конца верным: «Кто это такие? Любые дети уникальны и сложны по-своему. Кого мы считаем трудными? Тех, кто красит волосы, делает пирсинг? Чаще всего, это вообще не проблема. У ребенка проблемы с родителями? Тут уже интереснее, но опять-таки, все возникающие проблемы обычно решаемы или обычным близким разговором, или другими путями. По-настоящему сложных ситуаций, с точки зрения педагогики, крайне мало».

Есть ли каникулы для учителей?


Времени на хобби и на себя Дмитрию тоже хватает, пусть его и не так много. Стоит напомнить, что свою работу он и считает одним из увлечений. «Не понимаю, когда люди говорят о своей работе как о периоде, который словно не идет в «счëт» жизни», – поделился мыслями педагог.

Каникулы – это понятие, существующее для детей. Учителя же продолжают трудиться на благо образовательного учреждения. Но в летний период Дмитрий Олегович старается разнообразить отдых по максимуму – общением, путешествиями и открытиями.

Непрерывная самоотдача — не всегда путь к выгоранию


Ученик и учитель в равной степени имеют право на комфорт и прямой открытый диалог. Но иногда в преподавательской деятельности происходят ситуации, когда вторые физически и духовно поглощены работой. Выгорание свойственно учителям ввиду обилия информации и людей (в числе которых много неокрепших умов) вокруг. «Пока я не сталкивался с этим психологическим явлением. Я работаю и вижу результаты, поэтому не испытываю за это переживаний», – поделился педагог.

Именно осознание достигнутого служит топливом для непрерывной самоотдачи Дмитрия. Создание школьного парламента стало для него успешной отправной точкой: «Он был создан в первое время моей работы в школе ещë в 2020 году. Главная его идея, которая до сих пор лежит в основе проекта, — привлечь детей к процессу управления школой и формированию культуры мероприятий».

Проводник в профессию


В наше время в обществе всë ещë блуждает мнение, что учитель должен быть человеком строгих нравов. Но так ли это на самом деле?

Дмитрий поделился мнением, каким он видит достойного педагога: «Какой-то конкретный образ описать не могу. Есть всякие хорошие педагоги. Но я думаю, что в основе их метода лежат уважение к ребëнку как к самостоятельной личности, грамотность и блестящая эрудиция. Не обязательно делать в жизни какие-то крупные подвиги, достаточно не делать другим зла. И последнее, наверное. По завету моего учителя Ольги Шиловой, нужно просто любить людей».

Ольга Николаевна сыграла большую роль в становлении личности Дмитрия. Именно она привила ему любовь к истории, помогала в начале карьерного пути. Сейчас Дмитрий Митюхин работает с ней вместе, разве это не мечта? Когда тот, кого ты уважаешь, любишь, с кого ты брал пример, стал проводником по выбранному тобою пути. Ольга Николаевна отлично справилась с ролью наставника для молодого специалиста. Именно с неё он взял пример, что своë сердце нужно отдавать детям.

Дмитрий, как и Ольга Николаевна, — историки. И мы решили узнать о его любимом периоде.
«Конец 19 века – начало 20 века (1890-1920-ые). Это время коренных изменений в обществе, фактически тогда зародилась наша с вами современная цивилизация. Это было достаточно давно, что позволяет быть более объективным и свободным от штампов. Наиболее яркий образ эпохи создан, на мой взгляд, в книгах Булгакова – «Белая гвардия», «Бег», «Роковые яйца», «Дьяволиада». Произведения Бунина и Толстого 1910-ых также детально воссоздают атмосферу эпохи. Из современных писателей об этом времени хорошо написал Пелевин в романе «Чапаев и Пустота»», – рассказал молодой педагог.

Призвание — учитель


Прошлой осенью Дмитрий Митюхин был удостоен награды от телерадиокомпании «Липецкое время», он вошёл в список лучших учителей Липецкой области, что стало для него большой неожиданностью. Но всë не просто так. Дмитрий полностью посвящает себя молодому поколению, не делит его представителей на трудных и лёгких. Для него все равны.

«Мы рискуем потерять самое гениальное поколение за последние 3 десятилетия. Сегодняшние подростки 12-19 лет – это цвет нации, самое счастливое поколение современной России. Это первое поколение, выросшее с младенчества в условиях IT-технологий. На их подростковый возраст выпал период «тучных» лет, когда наше общество развивается наиболее стабильно и богато. Уровень подъëма нынешних государства и общества сравним с 60-ми годами, которые дали стране поколение невероятно развитых людей. Современные подростки отличаются тремя ключевыми качествами – они очень быстро соображают, обладают невероятным уровнем эмпатии, и, наконец, способны показывать невероятные результаты в условиях сущего аврала, который нас окружает. В этом великая участь и великое бремя современных учителей. Некоторым просто страшно смотреть на поколение будущих гигантов, отсюда и попытки обвинить современных детей в том, что «им ничего не интересно», «они ничего не читают», «у них нет будущего»», — считает Дмитрий Олегович Митюхин.

Фотография взята из страницы Дмитрия Митюхина в социальной сети.

Егор АРДАШЕВ

0 комментариев