29 Марта, Пятница, 11:33, Воронеж

Путешествие за знаниями

Учёба за границей — для многих красивая, но недостижимая мечта. Согласно данным ЮНЕСКО, лишь 1.5% российских студентов уезжают учиться в другие страны. Несмотря на привлекательность и перспективность образования за рубежом, не все решаются на такой шаг. Каковы основные причины и страхи молодых людей, желающих попробовать свои силы в обучении за границей, выяснил корреспондент «P.S. — 5 сов».



Языковой барьер

Один из основных тормозов — недостаточный уровень владения иностранным языком. При поступлении в зарубежный вуз необходимо сдавать специальные международные экзамены — IELTS, результаты которого принимает 125 государств, или TOEFL, распространённый более чем в 150 государствах. Немаловажен тот факт, что если для обучения в большинстве европейских вузов достаточно владеть английским, то в некоторых от поступающих требуется знание второго иностранного языка. В особенности это характерно для университетов таких стран, которые предоставляют возможность бесплатного обучения на государственном языке. К числу таких относится Франция, Германия, Чехия.

— Я сменила три французские школы, и язык у меня всегда шел хорошо. Было много разговорной практики, родители часто возили меня на каникулы во Францию, в языковые лагеря. Поэтому к моменту окончания школы у меня не было сомнений, что я буду учиться в этой стране. К тому времени я уже сдала все необходимые языковые экзамены. Я выбирала между психфаком Бордо, Ниццы и Парижа. Остановила выбор на Ницце, там на тот момент уже училась моя одноклассница, — рассказывает Александра БРАГИЛЕВСКАЯ, бывшая студентка французского вуза.



Культурный барьер
Обучение за рубежом — это также неоценимый социальный опыт, который вырабатывается благодаря постоянному взаимодействию с представителями разных национальностей и религий. Однако здесь есть свои подводные камни: поскольку люди, живущие в другой стране, обладают иным менталитетом, а сама культура может кардинально отличаться от русской, студенты сталкиваются с многочисленными трудностями при попытке влиться в чужой образ жизни. Сложности общения с иностранцами, чуждость традиций, незнакомые места — лишь малая часть того, что вызывает тревогу и страх у заграничных студентов.

— К сожалению, мне не удалось ассимилироваться во Франции, я начала сильно страдать ментально, прошла курс терапии и вернулась в Россию, — признаётся Александра. — Для студента, желающего учиться вне России, важно заранее пообщаться с психологом и обнаружить свои страхи до поездки. Потому что, когда твои демоны настигают тебя вне дома, становится очень сложно. Моя младшая сестра прошла уже по протоптанной тропе, знала от меня обо всех трудностях и потому прижилась. Даже собирается поступать там на магистратуру.

Подобная смена обстановки может быть проще для людей, которые ещё до поступления имели возможность познакомиться с особенностями выбранной страны и менталитетом её жителей. В частности, если такой человек учился, жил или же просто приезжал на время за границу, он чувствует себя более уверенным и свободным за пределами родины. Однако опрошенные студенты-заграничники подтверждают, что многое зависит также от психического склада человека и его внутренней подготовленности.

— Я окончила бакалавриат в Голландии и решила здесь же поступить на магистратуру, — говорит Марина ИВАНОВА, студентка роттердамского университета. — Здесь очень красивая природа, мне близок менталитет людей, и, самое главное, в этой стране есть возможность работать и развиваться в той сфере, которая мне нравится. Я специализируюсь на работе в многокультурных корпорациях, а тут как нигде невероятно много людей со всего земного шара. Плюс магистратура дает возможность специализироваться в узком профиле. Я нашла программу, которая соответствует моему представлению о себе и своем дальнейшем росте. Это консалтинг и предпринимательство. Лучшего сочетания «программа + локация» для себя просто не могу представить.



Другой подход к обучению
На том, чтобы ознакомиться со структурой международных экзаменов, деталями поступления, трудности не заканчиваются. Сам процесс обучения также может существенно отличаться от представлений российского студента, поэтому привыкать приходится не только к особенностям другой культуры.

— Я два месяца отучилась в воронежском РАНХиГС, после поступила в колледж в Ванкувере, причём это получилось спонтанно — мне предложил рискнуть мой брат, который работал в этом городе. Сама бы я ни за что не решилась, — рассказывает Татьяна КУПРИЕНКО, студентка канадского колледжа. — Для меня было в новинку, что здесь больше внимания уделяют практике: показывают, как это всё работает, как применяется в твоей жизни. В РАНХиГС я изучала бизнес, который в основном представлял собой сухую теорию. Здесь же, в Канаде, я выбрала программу «digital marketing» — это всё, что связано с компьютерами, соцсетями и продвижением сайтов. У нас действительно много практики, которая проходит обычно в маленьких группах, примерно, по 6 студентов.



Финансовые трудности
Желания поступающих далеко не всегда совпадают с их финансовыми возможностями. Стоимость обучения в заграничных вузах может варьироваться в зависимости от расположения, престижности выбранного университета, однако в любом случае будет превышать цены на российское образование.

— Я учусь в Нидерландах, и для студента с российским гражданством это — дорого, — признаётся Марина ИВАНОВА. — Цена программы для граждан Евросоюза в среднем варьируется от €1.500/год (137 тыс. руб.), а для абитуриентов извне год обучения обойдётся где-то в 10 раз больше в зависимости от университета. Программы в столице и в престижных университетах запросто превышают €20.000/год (1 млн 833 тыс. руб.). Гранты в Голландии не популярны.

Поскольку в некоторых европейских странах остаётся возможность учиться бесплатно при знании официального языка страны (к таким относятся уже упомянутые Франция, Германия и Чехия), частично финансовая нагрузка на студентов облегчается. Однако при длительном обучении и проживании за границей накладываются многие другие дополнительные расходы: за ежегодный и страховой взнос, за жилье и питание, за транспорт, если университет расположен неблизко.

— На территории Франции в основном всё образование бесплатно, если не считать некоторые архитектурные школы, — говорит Александра БРАГИЛЕВСКАЯ. — В университете я платила около €200 (18 тыс. руб.) за ежегодный взнос и около €250 (22 тыс. руб.) за страховку. А вот что касается жилья — это сложно. Я встала в очередь на общагу ещё осенью 2016 года, но и в 2017 её не дождалась. Там действовал принцип приоритетности, а я, очевидно, в приоритете не была. В итоге удалось найти весьма бюджетное по меркам Ниццы жильё за €500 (45 тыс. руб.). Оно не очень близко к университету, но всё же лучше, чем ничего.

Какие возможности есть у российского студента?
Для студентов, стремящихся обучаться за границей, существуют различные виды материальной поддержки, реализующейся на конкурсной основе. Гранты и стипендии могут предоставлять как сами университеты, так и правительства стран, международные образовательные центры, благотворительные фонды и другие организации.

В 2014 году правительство РФ одобрило стипендиальную программу «Глобальное образование», которая даёт возможность выиграть до 2.76 млн руб. на каждый год обучения и на сопутствующие расходы — в том числе на проживание, питание, страховку, перелёт. Если же победитель поступает в иностранный вуз на бесплатную программу, то полученные средства покрывают только перечисленные дополнительные расходы. В таком случае их сумма составляет не более 1.38 млн руб. в год.

Программа выдвигает специальные требования к кандидатам: гражданство РФ, отсутствие судимости, самостоятельное и уже обязательно оформленное поступление в заграничный вуз. Помимо этого, победитель обязан по окончании обучения проработать не менее трёх лет в российской организации, список которых представлен на официальном сайте программы.

Валерия ТРОФИМОВА
Фото Александры БРАГИЛЕВСКОЙ, Марины ИВАНОВОЙ, Татьяны КУПРИЕНКО

0 комментариев