29 Марта, Пятница, 14:51, Воронеж

Не летняя практика, или студенты в роли учителей

«P.S. – 5 сов» продолжает писать об особенностях производственной практики на разных факультетах и в различных вузах. На этот раз героями публикации стали студенты, которые попробовали себя в роли учителей и прошли педагогическую практику.


Студентка филологического факультета ВГУ Зоя ЖОСУ преподавала русский язык и литературу в восьмом классе. Она рассказала, как готовилась к урокам и как их проводила.

– Перед уроком литературы я сначала анализировала текст, потом писала конспект. Обязательно нужно приготовить слово учителя, в котором ты рассказываешь о произведении и об авторе, затем составить систему вопросов для беседы с классом. Вопросами ты готовишь ребят к какому-то выводу, к тому, что ты хочешь от них услышать. Конечно, интересно то, что они рассказывают в ходе беседы, но именно с помощью вопросов осуществляется некая манипуляция.

Основная трудность, с которой столкнулась Зоя во время прохождения практики, – это эмоциональное несовпадение с аудиторией. Она объясняет это тем, что ученики были закрыты и с трудом шли на контакт:
– Когда ребята видят, что перед ними чужой человек, они не стремятся открываться. Уходило много времени, чтобы их эмоционально «раскачать». Хотя я чуть-чуть прикоснулась к работе в школе, но поняла, что это очень сильно выматывает. В течение урока приходится серьезно выкладываться даже не столько интеллектуально, сколько эмоционально, когда пытаешься не только рассказать, но и научить чему-то.

Одной из главных проблем для практикантов является плохая дисциплина класса. Студентка факультета иностранных языков ВГПУ Ирина НАГОРНАЯ в полной мере ощутила это на себе.

– Я преподавала немецкий язык у четвертых классов. Дети были очень активными и шумными. Иногда просто могли встать и начать ходить во время урока. Сначала я пыталась решить эту проблему на словах, а потом уже начала собирать дневники. Зато мне повезло с преподавателем этого класса. Она во многом мне помогла, в том числе и в вопросах дисциплины.

Зоя ЖОСУ считает, что главное – это дать понять ученикам, что хоть ты и не учитель, но в данный момент выступаешь в его роли:

– Пару раз возникали проблемы с дисциплиной в классе. В этих случаях я старалась не давить на них. Все-таки передо мной находились взрослые люди, им уже было уже по 14-15 лет. Я разговаривала с ними именно как со взрослыми людьми, аргументировала свою позицию, объясняла, почему я не хочу, чтобы они делали так. Если какой-то ученик хамил или оскорблял свою одноклассницу, то я пыталась объяснить, что, в первую очередь, это не красит его. Конечно, очень теряешься в ситуации, когда нет дисциплины, так как это всегда происходит неожиданно.

Но бывают и другие сложности. Например, когда класс не пришел на зачетный урок, как это было у другой студентки филологического факультета ВГУ Александры ФЕДОРОВОЙ.

– Так получилось, что учительница заболела и сказала мне, что придется проводить уроки без нее. Оставалось уже немного занятий, и на некоторые из них должны были прийти методисты. Один урок я провела без учителя, чувствовала себя замечательно, класс хорошо работал. На следующий день я ждала методиста по русскому языку, у меня должен был быть зачетный урок, но, как выяснилось, учительница сказала секретарю, что ее не будет и чтобы ее уроки поменяли. Дети, естественно, пошли на другие занятия, а я в панике сидела в пустом классе. Потом она мне, конечно, сказала, что ее не понял секретарь или он что-то перепутал. Я думаю, либо преподаватель так объяснил секретарю, что тот не понял, либо учитель просто не хотел, чтобы я проводила уроки.

Очень часто встречаются и забавные случаи. Одним из таких для Зои стала проверка сочинений по русскому языку.

– У меня даже глаз немного задергался, когда я начала читать одно из сочинений, где в качестве аргумента выступала «пьеса Гоголя «Недоросль», главной героиней которой была «госпожа Хлестакова».

Зоя признается, что практика стала для нее ценным опытом и ее представление о работе учителя сильно изменилось:

– Я поняла, что это адский труд, который требует колоссальной концентрации внимания. Это отнимает очень много сил и времени. Учителем нужно действительно становиться по призванию, так как эта работа будет тяжела именно морально. Конечно, было интересно и необычно оказаться «по ту сторону» парты и очень понравилось общение с умными ребятами. Я с удовольствием узнала, какие они, нынешние подростки. А также мне в какой-то мере удалось преодолеть страх публичных выступлений.

Екатерина СЕМЫНИНА
Фото предоставлено Зоей ЖОСУ

0 комментариев