27 Апреля, Суббота, 07:34, Воронеж

Литература постмодернизма - это игра в «кирпичики»

26 апреля в рамках проекта «Большой университет большому городу» прошла встреча студентов с профессором филологического факультета ВГУ, кандидатом филологических наук Марией Поповой. Темой лекции стала «Зарубежная литература второй половины века. Взгляд из России»


— Главная сложность заключается в том, что сейчас нельзя точно сказать, закончился ли 20 век в литературе или еще нет. Потому что календарные даты и настоящие границы литературных веков не совпадают. Так, литературой 19 века считается период с великой французской буржуазной революции до окончания Первой мировой войны. И именно поэтому очень трудно говорить о том, перешла ли уже литература в новый век. Поэтому любой разговор о литературе последнего десятилетия, — начинает встречу Мария Константиновна,- будь то российская или зарубежная, неизбежно будет субъективен.

Она также уточнила, что же значит слово постмодернизм. В современном мире это понятие стало очень популярным и часто используется, из-за чего претерпело размытие своего значения. Под постмодернизмом Панкова понимает следующее:

— Это особый тип мышления, который реализуется в различных культурных текстах, при этом он подвергает сомнению достижения и ценности идеологии либерального гуманизма.

А конкретизируя это понятие непосредственно к литературе, Попова говорит:

— Постмодернизм ставит под сомнения все традиционные формы художественной условности: такие как жанр, сюжет, автор, традиционное понимание героев.

Культурным текстом профессор считает любое проявление самобытности страны, и поэтому включает в него и кино, и музыку, и художественные выставки, и даже архитектурные постройки.

Постмодернизма в литературе имеет несколько характерных качеств, к ним относятся ирония, вторичность по сравнению с реальностью, децентрализация. Все, что до этого находилось в центре произведения уходит на периферию текста, а главное — это участие читателя в произведении.



О появление постмодернизма


В 50-60 годы российские исследователи заинтересовались не только тем, о чем говорят произведения литературы, но и тем, как они создаются. В это время выходит большое количество различных работ, которые рассматривают и разбирают великие произведения классиков.

Например, Пропп в «Морфологии волшебной сказки» расписал все механизмы создания любой сказки и рассмотрел всех известных героев, их действия и события, происходящие в книгах, и пришел к тому, что в основе лежит несколько простых элементов. Зная эти «кирпичики», как их называет Попова, любой человек может создать свою волшебную сказку. Так же исследования показали, что литература неразрывно связана с окружающей ее жизнью, так все время идет диалог между философией и литературой, наукой и литературой.

— И когда это рассмотрели, то оказалось, что любое произведение можно разложить на «кирпичики», -рассказывает Попова. — Вот здесь у нас находится полифонизм, здесь функции героя, а здесь диалог.



Формульная литература


С начала 20 века творчество стали рассматривать не только как дар, как считалось до этого, но и как навык, которому можно обучить. Авторы начали разбирать на составляющие сначала чужие романы, преимущественно классиков, а уже потом писать свои произведения, основываясь на выделенных основах. Примерами такой работы служат произведения Умберто Эко «Имя Розы» или романы Джона Фаулза.

— Литература постмодернизма — это формульная литература, — рассказывает Мария Попова. — И именно поэтому в 20 веке произошел такой бум массовой литературы. Чаще всего роман массовой культуры основывается на механизмах бальзаковских произведений, где все понятно, и сразу видно, где находится герой, а где злодей, само повествование идет без сложных повествовательных приемов.

Женщины в литературе и ее интерактивность


В завершение своего выступления Мария Константиновна так же обратила внимание на тенденции в развитии современной литературы.

— Женщины-писательницы начинают заявлять о себе, — говорит Попова, основываясь на статистике лауреатов Нобелевской премии. — Также вперед выходят еще и писатели-эмигранты. А сама литература снова возвращается к традициям 19 века. Но в то же время становится интернативной, мультимодальной. Например, писатель делает героем произведения картину, и из-за этого в романе есть и элементы художественного описания, и литературоведческие заметки, и всегда есть толчок, который заставляет читателя поискать эту картину в интернете.

Стася СЕРЕБРЯКОВА
Фото автора и Вячеслава ПРИЛИПКИНА

0 комментариев