19 Сентября, Четверг, 15:45, Воронеж

Будущие учителя страдают от дефицита практики

«Воронежские студенты в университете учат, а в классе учатся», — так обычно говорят в педуниверситете. Мы продолжаем на «P. S. — 5 сов» тему педпрактики.

Драгоценный опыт учителя не почерпнешь ни в одной лекции, ни в одной книжке. Студентам за несколько недель практики надо успеть прочувствовать весь вкус предстоящей профессии. Что можно понять за то время, пока варишься в одном котле с потенциальными коллегами, рассказала студентка ВГПУ Наталья Калинина.

— Самое страшное из педагогической практики было до ее начала. Мне почему-то все представлялось намного хуже. Все-таки дети в колледже уже взрослые, это не школьники. У них как раз в разгаре переходный возраст, да и получается, я их старше совсем на немного. «Как они меня воспримут?», «Как себя зарекомендовать с самого начала?». Не хотелось, чтобы меня восприняли слишком строгой, или наоборот сочли за подругу. Волнение булькало где-то в горле, когда я переступила порог аудитории.



— Я представилась, как и положено, по имени и отчеству. Теперь я не студентка, а преподаватель. Студенты даже на перерыве относятся ко мне уважительно: «Здрасьте, Наталья Евгеньевна. А где вы учитесь? А вы надолго к нам?». Оказалось, они дружелюбные.

Мое место за партой поменялось на место у доски. Теперь я не участвую в боях за ответы на семинарах, а регулирую их. Нужно спросить не только тех, кто постоянно готов и у кого уже достаточно ответов, но и «молчунов». На перерывах меня, конечно же, студенты не берут в свои развлечения: я же преподаватель, хотя и старше их всего на несколько лет.



В университете только теоретически учат общению с учениками. Это, наверно, самый главный навык, который нужно отрабатывать. В ВГПУ мы проводили лекции для своих однокурсников, но своих же ребят знаешь, да и они понимают, что это практическая отработка, которая ждет каждого. А тут новая аудитория, все по-настоящему. Стараешься объяснить сложный материал доступно, не так «сухо» как в учебнике, диктовать медленнее, чтобы все успевали, а пока записывают, приводить примеры, чтобы понимали, как все связано.

Болтают студенты на занятии, которое им неинтересено. Или же у преподавателя, который излагает скучно. Нужно вести себя достойно в этот момент. Я даже замечания не делаю. Достаточно постучать ручкой о край стола, когда общее внимание рассеивается.



— Мне кажется, педагогической практики маловато. За несколько проведенных занятий невозможно понять всю психологию и педагогику учебного процесса. Мне хотелось бы начать бороться с опозданиями студентов. Хотя, с другой стороны, понимаешь: мало ли какие сложились обстоятельства. Опоздал, но пришел – и слава богу, значит, все-таки хотел прийти.

Проявить себя получилось, когда мы проводили игру по типу «Что? Где? Когда?». В ней участвовали несколько групп: две мои и группа моей однокурсницы, которая также здесь проходила практику. Мы сами разрабатывали вопросы, по пройденному материалу. Такого живого интереса и обсуждений не услышишь даже на семинарах! Пока в командах ведется дискуссия по заданному вопросу, мы работаем со зрителями: так же проверяем их на знание терминов. Когда активное обсуждение команд стало громким, то я сказала, что будем снимать очки у тех, кто нарушает дисциплину, – и сразу все перешли на шепот.

Может, было бы лучше, если бы мы проходили практику на протяжении всего учебного года. Чтобы успеть, так сказать, просолиться в этом рассоле. С многими вещами я просто не успела столкнуться. Интересно, как бы я справлялась с конфликтными ситуациями, смогла бы влиться в коллектив, как бы я проводила родительские собрания?

Алёна РАЗМОЧАЕВА

Фото автора

0 комментариев