20 Апреля, Суббота, 14:57, Воронеж

Одобрено экспертами. ТОП-10 книг от преподавателей воронежских вузов

Говорят, что современная молодежь не способна решить простенькое уравнение, делает пять ошибок в слове и вообще значительно уступает в интеллекте предыдущим поколениям. А в чем причина? Преподаватели утверждают: студенты совсем перестали читать. Чтобы проверить справедливость обвинений, корреспонденты «Р.S. – 5 сов» провели свое исследование.

Мы составили ТОП-10 книг, которые читают воронежские студенты. А также выяснили, какие книги рекомендуют своим воспитанникам преподаватели. Насколько совпали литературные вкусы поколений? Сохраним интригу. Студенческий ТОП-лист мы опубликуем чуть позже, а сегодня вы узнаете, что советуют читать педагоги. Их мы попросили назвать:

– последнюю прочитанную книгу;
– любимое произведение;
– книгу, которую, с их точки зрения, должен прочитать каждый студент.

Чтение не ведет к прибыли

Преподаватель факультета философии и психологии ВГУ Вадим Борисович Колмаков работает со студентами уже 40 лет. Энциклопедически образованный, прочитавший эвересты мировой литературы, он недовольно морщится, услышав из уст особо одаренных молодых людей глагол «ложить». И не устает повторять: «Уточняйте значение слов!»

– Современная молодежь читает крайне мало. Заметьте, почти исчезло само слово «начитанность», а раньше оно употреблялось постоянно. Студентов отвращает от чтения сама жизнь. Товарно-денежные отношения, господствующие в обществе, никак не сочетаются с литературой. В самом деле, мы же не получаем прибыль, читая Тургенева?
На меня в молодости произвели сильнейшее впечатление несколько книг: каждая из них нажимала на свои «клавиши души». Это «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, «Три мушкетера» Александра Дюма и «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова.
А студентам я рекомендую мемуары Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь». Эта книга дает очень широкое и глубокое полотно европейской и нашей жизни первой половины прошлого века. Каждому полезно ознакомиться.


Читайте программные тексты

Скажем по секрету, студенты ВГПУ называют Сергея Владимировича Савинкова «героем-мечтателем из романтической повести». Представить его вне литературы невозможно. В безупречном вкусе профессора не приходится сомневаться: книги, которые советует он, точно не разочаруют.

Однако, услышав наш каверзный вопрос, Сергей Владимирович долго пребывал в растерянности. Давно замечено, что действительно читающим людям труднее определиться, какую книгу считать любимой. Профессор говорит, что мог выделить конкретное произведение только в детстве и юности. Чем больше круг чтения, тем сложнее выбирать.

Впрочем, Сергей Владимирович назвал имена авторов, над текстами которых работает:

– Сейчас вникаю в Гоголя, год назад думал о Чехове, еще раньше – погружался в Достоевского. Хочу подумать о Платонове. Не так давно познакомился с творчеством современного писателя Владимира Сорокина, который произвел жуткое на меня впечатление. Впрочем, в этом и состоит его главная писательская цель.


Как же студентам охватить огромный объем литературы, если они не успевают толком ознакомиться с произведениями из списка рекомендованных к экзаменам? Хорошо, если хватает сил полистать краткое содержание. А ведь именно на программные тексты опытный педагог советует обратить особое внимание и поясняет:

– Программные они потому, что стали важными вехами и в истории литературы, и в истории культуры.

Видимо, чтобы быть по окончании вуза хорошим специалистом и просто грамотным человеком, вечера нужно посвящать не только весенним прогулкам под луной, но и подготовке к семинарским занятиям.

Пушкин или Шекспир?

Оказывается, и для преподавателей нехватка времени – проблема номер один. Поэтому многие в числе последних прочитанных книг называют сугубо профессиональные, например, «Перпендикулярное литературоведение» или «Культурный переворот в Древней Греции VIII — V в. до н.э». Вряд ли кто-то из студентов решится последовать примеру старших товарищей.

Большинство педагогов справедливо считает, что молодежь для начала должна ознакомиться с непрочитанными в свое время книгами школьной программы. Преподаватели филологических дисциплин по большей части рекомендуют литературу из разряда «наше все»: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Обломов», «Двенадцать стульев».

Ректор ВГУ Дмитрий Александрович Ендовицкий тоже радеет за русскую классику:

– При упоминании любимой книги на ум сразу же приходят Ильф и Петров, все произведения которых я считаю обязательными к прочтению. Их герои – смелые, неординарные личности, способные найти выход из сложившейся ситуации. Достойное место в библиотеке каждого студента, я думаю, должны занять произведения Василия Шукшина, Антона Чехова и Михаила Булгакова.

А вот преподаватели технических специальностей чаще называют имена зарубежных авторов.

– Пушкин Пушкиным, а Шекспира никто не отменял! Студентам стоит начинать путешествие в мир книг с «Гамлета», – утверждает преподаватель информатики Алексей Михайлович Клюхин.

Некоторые представители «технарей» к нашему исследованию и вовсе отнеслись скептически. Математик Максим Корнеевич Чернышов говорит, что художественная литература – не их специфика:

– Ваши вопросы, с точки зрения математика, не совсем корректны: последняя прочитанная мною книга – абсолютно случайная штука, к вашей теме не имеющая отношения. Кроме того, студентам я обычно советую читать книги по математике и информатике.

Сам же Максим Корнеевич иногда все-таки отвлекается от точных наук и берет в руки томик «Гарри Поттера» или знаменитый булгаковский роман «Мастер и Маргарита».

Рекомендую «Козни бесовские»

Владимир Яковлевич Климов – бывший преподаватель химии. Со студентами он больше не работает, но по старой памяти готов порекомендовать им несколько книг. И каких!

– Спектр моих интересов – научная, духовная, публицистическая литература. Например, любимая монография «От чего нас хотят спасти...» Игумена N. Книга может вызвать недоумение у многих, хотя она, безусловно, полезна. Или «Анафема» Ивана Иванова (Марата Мусина) – хроника государственного переворота и расстрела Белого дома. Тоже чтение не для всех…
Раз уж нужно что-то посоветовать, я бы выделил работу того же Игумена N «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?». Материал о тех, кто реально стоит за всем вышеперечисленным. Настоящая бомба! Как человек с весьма богатым мистическим опытом могу подтвердить каждую главу. А еще всем рекомендую «Козни бесовские» иеромонаха Пантелеймона. Продолжение той же темы, но в более прикладном аспекте. Бесоодержимость, динамика, способы избавления.


Владимир Яковлевич утверждает, что вышеперечисленные книги могут перевернуть мир любого человека, а уж на неискушенных студентов окажут громадное влияние. Но предупреждает: чтобы приступить к чтению подобной литературы, нужно иметь за плечами багаж все той же классики.

Мы все это уже читали. Неужели?

Итак, мы опросили 35 преподавателей. Они редко называли одни и те же книги, но нам удалось выявить безоговорочных лидеров. «Тихий Дон» упомянули 12(!) раз, «Войну и мир» — 8, «Мастера и Маргариту» — 6.

ТОП-10 книг, которые должен прочитать каждый студент:

1. «Тихий Дон» М.А. Шолохов
2. «Война и мир» Л.Н. Толстой
3. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
4. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
5. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
6. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
7. «Гамлет» У. Шекспир
8. «Повести Белкина» А.С. Пушкин
9. «Унесенные ветром» М. Митчелл
10. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантес

Наверняка, студенты заявят: «Все это мы читали в школе». Мы им поверим, хотя сомнительно, что большинство осилили все четыре тома Толстого и удержались от соблазна познакомиться с романом Шолохова в кратком содержании.

Третьекурсник физфака ВГТУ просит не называть свою фамилию. Говорит – стыдно. Но признается: из списка читал всего четыре произведения. До остальных руки не дошли.

Студентка второго курса ВГЛТУ тоже опускает голову:

– Смотрела экранизацию «Унесенных ветром», читала отрывки из «Евгения Онегина». Вот «Повести Белкина» в школе точно были.

Но о чем писал незабвенный Александр Сергеевич, девушка так и не вспомнила.

Шесть из десяти – результат первокурсницы журфака ВГУ. Девушка предупреждает:

– Я-то ответила честно, а публично вряд ли кто-то признается, что даже не открывал половину этих книг.

Будем думать, что эти примеры – жуткие исключения. Но, если вы видите в списке произведения, которые когда-то задвинули на дальнюю полку, поспешите стряхнуть пыль с томиков. И не давайте педагогам повода говорить, что мы – поколение, которое не читает. Докажите обратное.

Мария РЕПИНА
фото Инны ГРУШОВЕНКО

P.S. Продолжение следует…

0 комментариев