18 Апреля, Четверг, 10:48, Воронеж

"Учителя для России" искали среди выпускников воронежских вузов

В книжном клубе «Петровский» 19 февраля в рамках лекции «Учитель для России» выпускники ведущих вузов страны и воронежские студенты обсудили актуальные проблемы современного образования и способы их решения. Эффективно ли давать детям на выбор два неправильных ответа и каковы границы возможного?


Роза Люксембург однажды сказала: «Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других». Так ли это на самом деле, знают участники проекта «Учитель для России», которых судьба с разных уголков страны забросила в Воронеж.

Согласившись участвовать в программе, будущие педагоги прошли конкурсный отбор, включающий массу критериев, даже устойчивость к стрессу. Однако главным здесь является готовность переехать в город или сельское поселение Калужской, Тамбовской или Воронежской областей и на два года посвятить себя преподаванию в школе.



Среди главных трудностей с которыми сталкивается учитель в России, молодые педагоги выделили: давление администрации, бюрократизацию, большую нагрузку на учителей, отсутствие мотивации у детей и неравенство образовательных возможностей.

— Важная тема — это неравенство образовательных возможностей. У ребенка в Бутурлиновке гораздо меньше шансов поступить в хороший университет и иметь перспективу в жизни, чем у ребенка в Москве. Именно с этим посылом мы работаем, именно эта главная проблема, которую мы пытаемся решить, для этого мы привлекаем к преподаванию в школе прогрессивных педагогов, которые возможно не пришли бы просто так, — говорит выпускница НИУ ВШЭ Лиана ХАПАЕВА

— Мне кажется, еще одной проблемой является низкая заинтересованность учителей в развитии каждого ученика. Учителя очень загружены. Когда у тебя очень много работы, ценность детей для тебя как бы теряется. Ты думаешь только о том, как бы выжить. Я наблюдаю за своими коллегами, которые работают по 36 часов в неделю, им нужно проверять огромное количество тетрадей, у них классы по 30 человек. Это невероятно много. Я понимаю, почему они кричат на детей. Они не вывозят, они теряют свою ценность как люди, — дополняет выпускница ТГУ Александра БЕРЕЗНЯЦКАЯ.

Многих вышеперечисленные сложности действительно пугают, и они отказываются от профессии. Однако не для всех звание учителя приравнивается к бремени:

— Работа с детьми самое интересное, что может быть. Они все абсолютно разные, и ты растешь вместе с ними. Рутины нет вообще — каждый день ты пытаешься преодолеть себя, каждый день ты пытаешься придумать что-то новое, — подчеркивает выпускница СПбГУ Анастасия БЕЛЕВАНЦЕВА.



На одной инициативе далеко не уедешь, поэтому каждый учитель пытается найти свою методику, свой способ наиболее эффективного донесения материала до детей. По словам выпускника ТГПУ Ярослава МИХАЛЁВА, важно заставить детей их рефлексировать. Так, например, он предложил детям на выбор два ответа, оба из которых были неправильные. «Я — учитель, но разве это значит, что все, что я говорю, истина?»
— Я стараюсь организовывать уроки так, чтобы дети чувствовали себя субъектом деятельности. Однажды мне пришла в голову идея. Я написал в теме урока полную бессмыслицу и ждал, когда кто-то из них наконец осознает, что пишет белиберду. Спустя сорок секунд один из учеников стал смотреть непонимающе. Важно пробудить в детях размышление о том, что происходит вокруг них.



Что-то, что раньше казалось невозможным, сейчас реально благодаря проектам, подобным «Учителю для России»:

— Если бы мне сказали, когда я была ребенком, что мы сейчас будем шить флаг, который будет висеть на полярной станции в Антарктиде… Наверное, я бы ответила: «Не, что-то как-то не очень! Вы меня не держите за дурочку, мне уже семь лет!» А сейчас мы с детьми шьем этот флаг. Мне кажется, что программа «Учитель для России» создает огромный потенциал творчества. Все, что кажется невозможным, на самом деле реализуемо. Такой посыл я пытаюсь давать детям. Если ты хочешь поступить в университет, но у тебя осталось всего два года на подготовку, и ты не приходил первые полгода ко мне на английский — хорошо, ладно! мы попробуем с тобой сделать это! Есть пример совершенно потрясающей девочки. Когда я пришла, она была в десятом классе и хотела изучать немецкий язык, но не было преподавателя. В этом году мы уже зарегистрировались на сдачу международного экзамена TestDAF, который даёт возможность обучаться в Германии. Мне кажется именно ради этого следует приходить в школу, — подытоживает выпускница МГУ Мария НАПОЛЬСКИХ.

Справка «P.S. — 5 сов»:

«Учитель для России» — программа, инициированная группой социальных предпринимателей и выпускников СПбГУ, привлекающая выпускников ведущих вузов и профессионалов из разных сфер к преподаванию в региональных школах со сложным социальным контекстом. Молодые преподаватели на два года отправляются в регион, чтобы преподавать в обычных массовых школах и менять систему российского школьного образования изнутри. Участики программы преподают в Воронежской, Калужской, Тамбовской областях и отдельных школах Москвы и Московской области. Философия проекта заключается в формуле: «Каждый ребёнок станет автором своей жизни».



Кирилл ПОНОМАРЁВ
Фото Артем КНЯЗЕВ

0 комментариев