2 Апреля, Среда, 01:36, Воронеж

Елена Захарова: “Продолжаю по крупицам собирать информацию о далеком прошлом”

Как археология, преподавание и лидерские качества соединились в одном человеке


История ‒ это наука, которая соединяет прошлое и настоящее. Она прослеживает закономерности, определяет связи. Исторический факультет Воронежского государственного университета, несомненно, имеет богатую историю. Красная нить, связывающая жизнь Елены Захаровой с истфаком, тянется с 1988 года. Бывшая студентка стала преподавателем кафедры археологии и истории древнего мира, а сейчас является исполняющей обязанности декана. Елена Юрьевна уверенно действует в настоящем и стремится в яркое будущее.

Точка отсчета ‒ детство

Елена Захарова (в прошлом Пронина) родилась и выросла в Липецке. С этим городом связаны очень теплые воспоминания: девочка была окружена заботой не только родителей, но и родных тети Гали и дяди Вити, которые относились к племяннице как к собственной дочери.

— Моя мама ‒ учитель физики, а папа ‒ инженер по образованию. Оба они выпускники воронежских вузов. Я училась в прекрасной, любимой школе №53. В ней мне посчастливилось найти учителей, с которыми я до сих пор поддерживаю связь. Одна из ярчайших фигур моего детства ‒ пионерская вожатая Галина Владимировна Татьянина. Она до сих пор остается моей вожатой по жизни, старшим другом, который заряжает оптимизмом и поддерживает. Хочу отметить свою классную руководительницу Александру Ивановну Козлову. Она преподавала математику, которая до девятого класса была моим любимым предметом.

На выбор преподавательской деятельности повлияла профессия мамы, как подтвердила позже Елена: «Пример мамы имеет большое значение для девочки. А она брала меня достаточно часто в школу». Но как же ученица, увлекающаяся математикой, позже оказалась на историческом факультете? Причина довольно интересная:

— В свои пятнадцать лет я подумала, что математика ‒ далеко не женская наука. Почему-то решила, что она превратит меня в сухаря. В свои пятнадцать сухарем быть не хотелось, поэтому я не решилась поступать на техническую специальность.

Выбор направления для дальнейшей учебы был действительно сложным. Поворотным моментом стал день самоуправления. Ребята брали бразды правления в свои руки и целый день преподавали. В этот раз Елена должна была провести урок истории на тему Гражданской войны в России. Занятие прошло успешно, а учитель истории предложила ученице связать свою жизнь с этой наукой.

Поступление в ВГУ

Предложение преподавателя запустило цепочку событий, которые позже кардинально повлияли на жизнь Елены Юрьевны.

— До конца я не могла определиться: нужна ли мне история или, может быть, мне продолжить изучать иностранный язык, который мне очень нравился в школе. Я купила справочник высших учебных заведений и начала просматривать, в каких университетах готовят сразу по двум специальностям. Оказалось, что единственным местом, где я могла бы одновременно постигать историю и французский язык, как специальности, являлся университет в Минске.

Не только внутренние события в жизни Елены повлияли на её поступление, но и происходящие в стране изменения. Девушка впервые столкнулась с резким запретом со стороны папы. Он понимал, что уже набирала обороты перестройка (Елена Юрьевна заканчивала школу в 1988 году), а её процессы запустили центробежные силы. Неминуемо назревал распад Советского Союза, поэтому мужчина не мог позволить дочери оказаться за пределами РСФСР.

— По жизни мне достаточно долгое время была свойственна… категоричность. Поэтому я поехала в Воронеж и заявила родителям, что если сдам экзамен по истории на “пять”, то останусь учиться в ВГУ. В противном случае я вернусь домой и за год уже решу, как дальше жить, куда поступать. Понятно, что раз я здесь, значит, экзамен по истории я всё-таки успешно сдала.

Хоть на факультете не изучали любимый Еленой французский, она не забросила иностранные языки. Поступила в немецкую спецгруппу и позже закончила университет с отличием.

Знакомство с археологией

С делом своей жизни Елена познакомилась только в вузе: в школе об археологии либо вообще не говорили, либо упоминали вскользь.

— С археологией связано несколько очень ярких впечатлений. Например, очень колоритная фигура тогда заведующего кафедрой, в будущем моего учителя Анатолия Дмитриевича Пряхина. Его сравнивали с локомотивом и танком, что отражало деятельную и кипучую натуру. Анатолий Дмитриевич всегда «грохотал»: громко говорил, порою кричал. Не всегда было понятно: он разгневан или восхищен. На лекциях он говорил сложные для понимания первокурсников вещи, поэтому настоящее знакомство с археологией началось на практических занятиях у Владимира Ивановича Беседина, а потом, конечно же, на практике.

Первая практика на историческом факультете ‒ археологическая экспедиция. Преподаватели уверяли, что если она прошла хорошо, то вы никогда больше не вернетесь в археологию. Эти слова предназначались для представительниц прекрасного пола факультета. Но каждый год обязательно находилось несколько девушек, которые продолжали упорно работать в этом направлении. В их число и вошла Елена.

— Практику я проходила в группе у Александра Павловича Медведева. Это наш нынешний заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира. Памятники, на которых мы работали, относились к скифо-сарматскому времени раннего железного века. Впоследствии я исследовала эпоху бронзы и кандидатскую диссертацию посвятила именно этому периоду. Впечатления от первой экспедиции были в основном романтические: радость открытия, чувство коллективизма, сплоченности, когда только совместными усилиями возможно преодолеть какие-то трудности, решить поставленные задачи… Единственное, что расстраивало ‒ злющие комары. Практика проходила вблизи села Чертовицкое на реке Воронеж. Более страшных насекомых я в своей жизни никогда не видела.

Воспоминания из экспедиций

Археологическая экспедиция ‒ занятие не для слабых духом. Елена рассказывает, что полевые условия далеки от комфортных: отдых в палатке, приготовление пищи на костре, гигиенические процедуры в ближайшей реке, а если и есть душ, то самый примитивный. Работа проходит вдали от современных сел, деревень, где существуют минимальные удобства.

На Паженьском городище под Ельцом. 1991 г.

Совершенно на другом уровне экспедиции, которые для сегодняшних студентов организуются в музее-заповеднике “Дивногорье”: “У нас есть электричество, газ в баллонах для приготовления еды, вода проведена в усадьбу. Единственное, что осталось неизменным ‒ это проживание в палатках”. Елена руководит отрядом университета в составе крупной экспедиции, начальником которой является Александр Николаевич Бессуднов, в свое время открывший один из базовых памятников для этой экспедиции – стоянку эпохи верхнего палеолита «Дивногорье 9». Под его руководством с 2007 года на нем проходят раскопки.

— То, что в представлении обычного человека супер-находка, вроде золотых украшений или чего-нибудь подобного, мной не было найдено. В силу того, что я в основном, как уже сказала, работала на памятниках эпохи бронзы, а для того времени любая металлическая вещь ‒ это уже супер-находка. В последние годы мы изучаем палеолитическую стоянку. Там любая кремнёвая находка ‒ это уже большое событие. В этом полевом сезоне 2024 года я нашла кремнёвый скребок. Его использовали для обработки кожи, как правило. На мой женский взгляд, это супер-находка. Но Александр Николаевич со мной не согласился и показал обломанное острие. Оно, по его мнению, является действительно интересной находкой. В очередной раз лед и пламя, мужское и женское начало не договорились.

На раскопках палеолитического памятника Дивногорье-9

Археологии Елена Захарова посвятила около 160 публикаций, в том числе 7 книг. Среди своих трудов она выделила исследование орнаментированных сосудов эпохи бронзы: «Орнаменты были не просто украшением сосудов, но знаковой системой. Было очень интересно пробовать наметить те темы, которые являлись значимыми для того времени. Мы находили ассиметричную композицию на сосудах и понимали, что этот орнамент не столько элемент эстетики, сколько информативная составляющая”.

Взгляд в будущее

С сентября 2024 года Елена Захарова является исполняющей обязанности декана исторического факультета ВГУ: “Декан выбирается путем двухступенчатых выборов в университете. Они будут проведены только весной”.
С назначения Елены Юрьевны прошло совсем немного времени, но сотрудники факультета отмечают, что явно ощущают перемены:

— Чувствуется, что факультет начал меняться. Елена Юрьевна сразу же начала наводить везде порядки. В хорошем смысле. Началось “расхламление”, избавление от ненужных завалов. Планируется капитальный ремонт. Она самостоятельно проверяла даже посещаемость студентов. Обязала нас, преподавателей, выяснять, почему ребята не посещают и в самых запущенных случаях приводить к ней в деканат. Реформ много, и их проведение мы поддерживаем”, — рассказала сотрудник факультета Марина Петрова.



Так же тепло, как и сотрудники, о Елене Юрьевне отзываются учащиеся факультета. Студентка четвертого курса направления “История” Дарья Старокожева рассказывает:

— Елена Юрьевна у нас на первом курсе читала лекции в рамках дисциплины „История первобытного общества“. Информацию преподносит действительно интересно и понятно. Первокурсники приходят после школы, поэтому для них неизвестен подобный формат проведения занятий. Но Елена Юрьевна вводит в обучение так, что у них появляется интерес к истории: картинки, фотографии показывает, делится опытом. Могу сказать, что археология — это ее “конек”. Все в восторге от археологической практики. Елена Юрьевна — хороший организатор и наставник. Если что-то не получается, то она обязательно поможет. Следит, чтобы ребята были всем обеспечены, сама проверяет качество закупленных продуктов, необходимое оборудование.

А еще сотрудники факультета рассказывают, что Елена Юрьевна совмещает работу с волонтерской деятельностью. Например, она вместе со студентами занимается сбором гуманитарной помощи: “Они закупали и отвозили с ребятами белье для госпиталя, где проходят лечение раненные военные”.

Елена делится планами:

— Мне бы хотелось, чтобы преподаватели чувствовали себя комфортно на факультете, и реже слышались разговоры о том, что мы вынуждены преподавать в условиях нехватки техники, в ветхом корпусе. Чтобы имена более младших сотрудников гордо зазвучали в научной среде, и результаты наших исследований украшали бы самые престижные издания. Желаю изменить мнение, что наши студенты ‒ середнячки со слабой подготовкой и небольшой увлеченностью историей. Я выросла на этом факультете и очень дорожу им. Хочу положить в основу взаимопонимание между преподавателями и студентами. Для меня классическое университетское образование в самом спокойном фундаментальном смысле ‒ образец, которому я следую.

Дарья ЖЕЛЕЗНОВА
Фото из архивов факультета, из сообщества ВК »Исторический факультет | ВГУ"

0 комментариев