20 Апреля, Суббота, 16:19, Воронеж

Филологическое достояние

Вельмира Дьякова – профессор кафедры славянской филологии Воронежского госуниверситета, кандидат филологических наук, Почётный работник высшей школы Российской Федерации, автор тридцати шести научных публикаций, двенадцати учебных изданий и поистине главное достояние филологического факультета.


С чего всё начиналось

Вельмира Ивановна происходит из древнего княжеского рода Лобано-Ростовских. Своим необычным именем она обязана отцу, донскому казаку, скорому на решения и не терпящим пререканий. Когда Вельмира Дьякова родилась, в стране набирали популярность заковыристые имена, такие как Гелий, Лапландий, Сталимир, и её отец, обиженный рождением девочки, а не мальчика, решил “порадовать” дочку именем Вельмира, которое посоветовал знакомый болгарин.

С самого рождения ей было предначертано связать свою жизнь с преподаванием и Воронежским государственным университетом: её мать была лаборантом историко-филологического факультета на кафедре русской литературы, а отец – профессором химического факультета на кафедре неорганической химии. Во время Великой Отечественной войны Вельмира Дьякова ещё ребёнком попала в академическую среду и проводила много времени с выдающимися учёными и профессорами, что не могло не сказаться на формировании её личности.

— В 1943 году мой отец был одним из организаторов реэвакуации университетского состава из Елабуги сначала в Липецк, а затем в Воронеж. И когда он поехал в Липецк, то взял меня и маму с собой, а это было очень трудное время – целых зданий осталось немного, и всех преподавателей поселили в коммунальные квартиры, а вместе с ними и нас. И так получилось, что я могу называть себя университетским человеком с семилетнего возраста: мы делили двухкомнатную квартиру с доцентом биологического факультета, а когда я выходила на лестничную клетку, то могла послушать разговор профессоров философии или поздороваться с деканом историко-филологического факультета Бенклиевым и получить в подарок дефицитные в то время конфеты.

В Липецке Вельмира Ивановна познакомилась с Валентиной Собинниковой – известным педагогом и её будущим руководителем в университете. Именно Валентина Ивановна вдохновила девочку выбрать филологическую стезю.
Неудивительно, что с таким окружением Вельмира Ивановна с отличием окончила школу и пошла по стопам матери, поступив на историко-филологический факультет.

История любви

Анатолия Дьякова – своего будущего мужа – Вельмира Ивановна нашла так, как это бывает в любовных комедиях: неловко и забавно.

Они встретились на первом курсе, когда она сидела, вытянув ноги, на лекции в первом ряду, а в это время красивый молодой человек робко вошёл в аудиторию, и, извинившись за опоздание, попытался как можно быстрее скрыться от недовольных глаз лектора в толпе сидевших студентов. И закономерно споткнувшись об ноги Вельмиры, он распластался по полу, получив вслед её едкое замечание: «Ух, бестолочь!» Когда он поднялся, и их глаза встретились, то между молодыми людьми вспыхнула любовь, правда пока что односторонняя.

Позже курс Вельмиры поехал в колхоз, после которого традиционно были танцы в деревенском клубе. Тут незадачливый Ромео решил, что это его шанс и пригласил Вельмиру на танец. Возможно, его план и имел бы успех, если бы не одно “но” – плохо сколоченные доски пола. По итогам танца Анатолий только оттоптал ей ноги и получил жёсткий отказ с пожеланием «Не приближаться ни на шаг».

Впрочем, настойчивого ухажёра это ничуть не смутило, и попытки завоевания безответного девичьего сердца продолжились. Закончилась эта любовная драма на третьем курсе, когда Вельмиру чуть не выгнали из комсомола. Дело было в том, что студенты часто ходили все вместе в кино, для чего скидывались по 30 копеек и записывали на листочек тех, кто пойдёт. И Анатолий всегда записывался, если видел в списке имя Вельмира, хотя сам, будучи сиротой, жившим на небольшую стипендию, не имел даже лишних 30 копеек. При этом сама Вельмира, записавшись, часто просто не приходила, увлёкшись другими делами. После нескольких подобных случаев нервы окружающих студентов не выдержали, и они решили созвать комсомольское собрание с целью исключить Вельмиру Дьякову (в то время ещё Кривцову) за «преступное надругательство над личностью», на котором Вельмира “раскаялась” и извинилась перед ним, а Анатолий её милостиво простил.

Естественно, собрание было фарсом, но намёк Вельмира поняла и решила дать ухажеру шанс. Анатолий не ударил в грязь лицом, окружив столь неприступную девушку любовью и заботой, и вот спустя несколько лет они зарегистрировали брак.

— Мне тогда не нравилась его назойливость, а сейчас понимаю, что с мужем повезло – он очень честный, добрый, порядочный. С таким можно быть уверенной – никогда не обманет! – с нежностью говорит Вельмира Ивановна.

Вельмира Ивановна в молодости

Первые шаги в науке

Когда встречаешься с мастерами своего дела, то складывается впечатление, что они уже родились такими. Однако и на пути будущего кандидата филологических наук встречались трудности и препоны. Тема дипломной работы Вельмиры Ивановны называлась «Прилагательные в деловой письменности Воронежской области XVII века». И если кто-то думает, что филологи при изучении истории языка просто сидят в тёплых кабинетах и почитывают старые книги, попивая горячий кофе, то он жестоко ошибается.

Для изучения грамот Вельмира Ивановна вместе со своим научным руководителем Собинниковой ездила в небольшую церковь, оставшуюся от разрушенного Митрофановского монастыря, куда эвакуировали архив во время войны, так там его и оставив. В самой церкви были только маленькая дровяная печка, плохое освещение и несколько письменных столов.

— Когда мы пришли в архив, Валентина Ивановна дала мне грамоту для изучения и тоже села рядом читать. Взяв эту скоропись семнадцатого века, я просто ничего не смогла разобрать в этих закорючках. Я сидела час, два пытаясь понять хоть что-то, и в какой-то момент просто начала плакать. Тут ко мне подходит Валентина Ивановна и начинает меня успокаивать, а у меня уже была истерика, я только плакала и говорила, что у меня ничего не получится. Она отправила меня растапливать печку и, пока мы согревались, кое-как успокоила. Потом Валентина Ивановна усадила меня за стол и стала учить меня читать, как в первом классе: «Вот этот крючочек это “в”, этот “а”». В следующий раз я вообще отказалась идти, а она сказала: «Пошли меня проводишь, мне уже самой трудно добираться». И вот так сквозь слёзы и «не хочу» я приучилась к этой дисциплине, и, как Валентина Ивановна, что бы ни случилось, стараюсь никогда не махать рукой на студента.

Основание журфака

В 1985 году был основан факультет журналистики, и Вельмира Ивановна была одной из тех, кто стоял у его истоков. Во времена её студенчества существовал только историко-филологический факультет, на котором была специализация журналистики, позже сформированная в отдельную кафедру. Но свободолюбивым журналистам было тесно в узких филологических рамках, и после разделения факультета на исторический и филологический они стали действовать. Заведующий кафедрой журналистики Борис Кривенко, вместе с профессорами Львом Кройчиком, Георгием Антюхиным и Гориславом Колосовым стал активно форсировать выделение кафедры в факультет, а за помощью обратились к бывшей в то время заместителем декана Вельмире Ивановне, обладавшей организаторским талантом. Она была категорически против и поначалу отказала им в помощи, но после длительных уговоров всё же согласилась помочь горевшим своей идей профессорам. Именно Вельмира Ивановна разрабатывала план отделения кафедры, подписывала необходимые бумаги и решала организационные моменты.

— Помогала тогда с большой неохотой. Я говорила, говорю и буду говорить, что выделение в факультет было ошибкой. В составе филфака журналисты были богаче: если раньше у них было 500 часов литературы и 400 языка, то теперь всего 150 и 100 соответственно. Именно в этом кроется беда современных журналистов – нехватка литературной и языковой базы. Да и целый факультет на несколько сотен человек – слишком много, как я считаю. Умение писать – это божий дар, талант, с которым можно только родиться, у большинства, например у меня, его нет. Настоящих журналистов очень мало, их можно сразу узнать – по неудержимому желанию писать, вот как у Кройчика или Тулупова, которых хоть в огонь бросай – они будут писать.

за работой

Приключения на практике

На протяжении многих лет Вельмира Ивановна руководила выездной диалектологической практикой, всегда лично отправляясь со студентами «в поля». Она побывала и в дремучих северных деревнях, и в больших южных сёлах, исследовала вологодские, архангельские, воронежские, орловские и новгородские говоры.

В большинстве случаев люди в деревнях открытые и добродушные, готовые всегда пустить в дом и угостить чаем. Однако порой случаются непредвиденные ситуации, требующие храбрости. Так, однажды Вельмира Ивановна для исследования южных говоров, вместе со своими студентами приехала в село Дерезовка Воронежской области. Вечером в сельском клубе были танцы, и студенты с трудом отпросились у неё потанцевать. Подвыпившие сельские “Дон Жуаны” восприняли приход студенток как призыв к активным действиям, не принимая отказов от острых на язык девушек. Спустя примерно час один из студентов прибегает к Вельмире Ивановне с криком: «Наших бьют!» Она сразу же побежала защищать своих учеников, не раздумывая бросившись в образовавшуюся «кучу малу», буквально вытаскивая студентов с боем.

Ещё одна неприятная история произошла в селе Кучугуры Воронежской области, где Вельмира Ивановна попала в натуральную сцену из фильмов ужасов. Её группа ночевала в закрытой школе, постелив спальные матрасы в спортивном зале. Среди ночи в здание через подвал пробрались пьяные выпускники и стали громко искать группу, возжелав познакомиться со студентками “поближе”. Мария Авдеева, один из руководителей группы, сумела незаметно пробраться в сторожку к охраннику и попросить его о помощи, но тот ответил, что «сам их боится и пусть сами разбираются». Тогда ей пришлось бежать в местное отделение милиции, благо милиционеры тут же среагировали и отправились спасать филологов. Хулиганов в итоге отвели в отделение, и никто из студентов или преподавателей не пострадал.

Достояние всего факультета

Вельмира Ивановна преподаёт на филфаке уже шестьдесят лет, за это время стены факультета стали для неё родными, а она сама – его неотделимой частью. Даже спустя столько лет Вельмира Ивановна смогла сохранить огонь молодости в сердце, что особенно заметно в её живых лекциях и общении со студентами. С дистанционкой у неё сложные отношения, хотя она смогла быстро адаптироваться к изменившимся условиям, сама Вельмира Ивановна называет такое обучение «ущербным». На факультете она пользуется огромным авторитетом как со стороны студентов, так и со стороны коллег, многие из которых учились у неё.

— С Вельмирой Ивановной я познакомилась на втором курсе, когда на семинаре нам нужно было выбрать тему для курсовой работы. Хорошо помню, как она вошла с доброй улыбкой, и первый вопрос, который она нам задала, был: «Кто из вас из деревни?» Я подняла руку, на что она сказала: «Будешь писать у меня!» Именно Вельмира Ивановна помогла мне определиться с будущим научным направлением, потому что тогда история языка и диалектология казались мне дремучим лесом. Одно из важнейших качеств, которые я могу выделить у нее, – это её неравнодушие, она не из тех людей, кто просто махнёт рукой на чужие проблемы. Вельмира Ивановна всегда интересовалась моей жизнью, жизнями других студентов, она всегда готова выслушать, дать совет, помочь чем-то. Я могу твёрдо сказать, что моя университетская жизнь состоялась благодаря Вельмире Ивановне, – говорит доцент кафедры славянской филологии Марина ПАНОВА.



Владимир ЛИНЁВ
Фото из архива Вельмиры ДЬЯКОВОЙ

0 комментариев