27 Апреля, Суббота, 20:49, Воронеж

Метки на стенах города. Студент журфака снял фильм о культуре граффити

Документальный фильм «Граффити.ВРН» выйдет 1 марта в 19.00. Это первая большая работа Александра Пескова, студента 2 курса направления «Телевидение». Это фильм о субкультуре граффити. Об устройстве внутри, о негласных правилах, о жизни людей, об их начале в субкультуре и конце. О том, почему они этим занимаются и для чего. О создании фильма и его героях мы и решили поговорить с Сашей.

— Когда ты начал вообще изучать культуру граффити? Ты до этого сам интересовался, или, может, всё пришло с журфаком?

— Культура граффити меня интересовала давно. Примерно с тех пор, как я начал бездумно слоняться по городу и рассматривать его скрытые достопримечательности. Многие горожане даже не замечают, сколько тайных посланий, мыслей и арт-объектов находится на соседних с ними водосточной трубе или столбе светофора. Факультет дал мне большую возможность не только развить этот интерес к андеграундным выставкам в заброшенных домах, но и поделиться с другими. Постепенно ко мне пришло осознание, что я могу исследовать эту тему, применить полученные знания, что рядом есть единомышленники.

— Помню, что на первом курсе ты брал интервью у солиста Воронежской группы «Пахала дала», это дало импульс к идее снять фильм?

Интервью с солистом группы "Пахала дала"

— Вот солист «Пахала дала», Саша Королев, наверное, и разбудил во мне это осознание. Помню, интервью начинается с приветствия уличных художников на сленге. И как раз с этого маленького окошка в мир граффити я пошел рубить дальше.

— Это и был тот самый момент рождения идеи, да?

— Как и всё великое, момент родился из полнейшего хаоса. Я случайно познакомился с двумя молодыми граффистами. Ничего точно не планируя, я сообщил, что можно было бы, как-нибудь, наверное, снять с ними сюжет. Они тут же сказали, что собирались рисовать на крыше в этот же день в 3 часа ночи. Я понял, что момент упускать нельзя! Стал резко звонить и писать всем, кто мог выступить в роли оператора. По итогам согласился возвращавшийся с работы и уставший однокурсник Игорь Тимошенко (за что ему нижайший поклон). А сам я, по причине отсутствия транспорта, пошел из села Новая Усмань в город на съемки пешком, предварительно выйдя за 4 часа до.
— А сама группа «Пахала дала» тоже относятся к уличным художникам, да? Не зря же именно их песня звучит в трейлере к фильму.

— Нет, они по сути отношения не имеют. Кроме того, что одна из комнат солиста полностью расписана уличными надписями, там в интервью, кстати, есть эти кадры. Он знаком с несколькими ребятами, но ни сам лично, ни кто-то из группы этим не занимается. Песня его в фильме звучит лишь потому, что это единственный музыкант в таком уличном рок-рэп жанре, с которым я знаком, и у которого могу взять трек, не опасаясь за авторские права.

— И всё-таки, почему именно про уличных художников ты решил снять фильм?

— Я учусь на журналиста теле-документалиста. Нас учат, что журналистика — это средства массовой КОММУНИКАЦИИ. Но, к сожалению, бывает так, что каких-то людей не воспринимают, не считаются с их мнением и, в целом, не знают их. Для меня это что-то личное, потому мне и захотелось самому познакомиться лучше, и познакомить других людей с этой субкультурой. Я считаю, что в нашем мире диалога не хватает, но он нужен. Потому я и решился на эту работу.

— Расскажи немного про сами съемки? В трейлере много «живых» кадров самого процесса уличного творчества. Не возникало ли проблем?



— Честно, я хотел проблем. Апогеем были бы кадры побега от полиции. Мы все прекрасно понимаем, что чем острее сюжет, тем интересней и привлекательней для зрителя. Однако съемки проходили с 3 до 7 ночи-утра, так что на глаза мы никому особо не попали. Зато это стало по идее одним из откровений фильма: граффисты нашли очень удобное время для своей деятельности, настолько хорошее, что они и по сей день остаются незамеченными. Лишь только под самое утро, когда мы спускались с крыши (финальной локации), я заметил мужчину, что снимал нас на телефон. И даже эти кадры я ни в одном городском паблике не увидел.

— А столкнулись ли вы вообще с какими-то сложностями во время работы над фильмом?

— На самом деле, весь фильм состоит из этих проблем. Это самая первая моя работа такого уровня — первый блин. По независящим от меня причинам у нас не было нормальной петлички — мы писали на простые проводные наушники. Во время съемок мы нередко уходили с героем в кромешную темноту. Из-за этого часть кадров очень темные. Снимали мы на классический фотоаппарат, потому качество сомнительное. Это не говоря уже о вечно скачущем фокусе и тряске. Но, есть и неожиданный плюс. Сама эта тематика воспринимается зачастую, как что-то грязное, темное, хулиганское и непрофессиональное. Таким образом весь фильм, с его «грязнотой» вышел стильно-андеграундным, что придает картине свою атмосферу. Так что, хоть блин и комом, остается надеяться, что хотя бы дырки красивые.



— Саш, я посмотрела трейлер, и мне кажется вот эти технические проблемы сыграли вам на руку. Кадры правда хорошо сочетаются с самой культурой граффити. Видела, что клипы некоторых уличных исполнителей снимаются именно в такой манере, чтобы лучше передать атмосферу.
В фильме ты говоришь о «субкультуре уличных художников». А насколько близко понятие граффити к культуре? По крайней мере, в привычном для нас понимании этого слова.


— Для начала нужно четко понимать. Всё, что происходит в мире, не является неожиданностью или исключением. Оно есть, потому что есть. Любая субкультура часть времени, места, национальности, истории и, собственно, культуры. Всё едино. Во-вторых, почему образуются субкультуры? Если общество с его институтами не отвечает запросам людей, люди начинают создавать свои собственные институты. Когда человек разочаровывается в какой-то идее или в каком-то обществе, то он ищет новое. Исходя из этого, я не скажу что граффити это не культура и искусство. Я даже не скажу, что это «другое» искусство или «другая» культура. Так или иначе это часть нашего общества. Все, что я посоветую, расширить «привычное для вас понимание» культуры и искусства (может быть и благодаря этому фильму).

Почему граффистов не ловят? Что это за культура? Нужны ли они? Опасно ли это? Узнаем в первый день весны.
Работа увидит свет 1 марта в 19.00. Посмотреть фильм можно будет на платформе YouTube на канале Александра. Видео станет неким анонсом канала, на котором в дальнейшем будут появляться материалы о других субкультурах.

Ссылка на ютуб-канал Александра

Анастасия НЕНАШЕВА
Фото из личного архива Александра Пескова

0 комментариев