29 Марта, Пятница, 17:03, Воронеж

Воронежские студенты-поэты хотят "глаголом жечь сердца людей"

21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Студенты-поэты Воронежского государственного университета рассказали, как складывался и складывается их творческий путь, что они хотят донести до читателей своими текстами, и с какими трудностями сталкиваются любители рифм.


Илья Новокщенов («Раздолбай»)




Илья Новокщенов учится на втором курсе филологического факультета ВГУ, состоит в активе, пишет стихи с 14 лет, но считает основным жанром своей литературной деятельности прозу, хотя иногда ему «в душу приходит лирика». Илья работает под творческим псевдонимом «Раздолбай».

— Почему «Раздолбай»?

— Павел Санаев со своими «Хрониками Раздолбая» — это мой идейный прародитель. Настолько я прочувствовал схожесть с главным героем, что стало страшно и не отпустило до сих пор. Моя повесть тоже вдохновлена им. Интересный факт — я и курсовую пишу по Санаеву, пока что по «Похороните меня за плинтусом», но я до своего доберусь!

— А есть поэты, которые тебя вдохновляют?

— Конечно. В лирике мне очень нравятся Есенин и Пушкин. Это два моих отца в этой области, которых я безмерно люблю и уважаю.

— Откуда взялась такая тяга к писательству?

— Я с детства достаточно много читаю, поэтому вот как-то так и начал писать. Потом я долгое время ничего не выдавал и только в марте 2021 года вернулся к творчеству, стал работать осознанно. А подтолкнуло продолжать все это дело желание влиять на людей своим творчеством. Для меня такие изменения были бы лучшей похвалой!

— Очень интересно, какие темы ты любишь поднимать в своих текстах, и что же хочешь донести через них своим читателям?

— Вообще, я пишу свои самые удачные вещи только тогда, когда вкладываю в них то, что сам же ощутил. Поэтому повесть моя сугубо о взрослении, об обретении цели в жизни, при этом есть исключения (у меня есть рассказ, он неплохой, и он работает только из-за текста и идеи — мертвец получает второй шанс). Лирика же делится на несколько вариантов: я меломан, и часто бывает так, что я послушаю трек, и мне хочется написать, что я ощутил; или у меня какое-то настроение, которое мне хочется выразить (скорее всего меланхолия). Аудитории хочу доказать, что моя точка зрения на вещи не настолько инфантильна, как это может показаться при прочтении моих произведений. Может быть, я по-подростковому в чём-то и наивен, но мне это нравится, и ничего я поделать с этим не могу. Вот!

— Публикуешь ли ты где-то свои произведения?

— Сейчас повесть находится в процессе рассмотрения в журнале «Подъем». Результат узнаю где-то в начале апреля. Ещё отправлял стихи в альманах «День поэзии ВГУ». Я не включал туда повесть, так как объём у неё достаточно солидный.

Также у Ильи Новокщенова есть группа ВКонтакте, в которой он делится всеми своими произведениями.

Дарья Князева




Подборки выпускницы физического факультета Дарьи Князевой опубликованы в «Литературной газете», журнале «Юность» и коллективных сборниках издательства «Перископ-Волга», а также в альманахах и сборниках, сформированных по итогам различных конкурсов и фестивалей.

— Что для тебя поэзия?

— Это трансляция состояния, личного угла зрения, переживания. Это про эмоции и работу со словом для нахождения соприкосновения с читателем, точного попадания прямого или метафорического звучания в исходный смысл.

— У тебя очень много стихотворений, а есть что-то в прозе?

— Да, иногда пишу фантастические рассказы. Проза для меня — скорее от ума. Хотя, в целом, является схожим инструментом передачи взгляда на различные аспекты происходящего в контексте общего размышления о том, что определяет действия — внешние обстоятельства или базовые свойства человеческой натуры.

— С какого возраста ты начала писать и что к этому подтолкнуло?

— Стихи со мной с раннего детства, просто по мере взросления они меняли свое содержание и качество. Происходила своего рода естественная эволюция. Что касается прозы, она появилась сравнительно недавно, наверное, в большей степени в качестве эксперимента, но я надеюсь, что буду продолжать развиваться в этом направлении. Я могла бы назвать какие-то любимые произведения, но, если честно, не вижу пока их влияния на то, что пишу сама. Как мне кажется, невозможно определить, что повлияло на творчество, выделить какие-то локальные моменты, это всегда комплексная история…

— А о чем ты обычно пишешь?

— В стихах явно прослеживается линия детства. О жизни и любви в самом широком ее проявлении. По-моему, вся литература об этом. В рассказах — больше о глобальных последствиях сиюминутных решений незначительных, на первый взгляд, вопросов. Но это тоже, если пытаться поймать ключевое с позиции «изнутри». Каждый читатель увидит что-то свое.

— Сталкивалась ли ты с какими-то проблемами на своём литературном пути? Творческий кризис, например.

— Да, я долгое время не публиковалась нигде, просто не отправляла. Страшно было, наверное. Сейчас преодолеваю этот психологический барьер понемногу.

Дарья рушит все стереотипы о том, что гуманитарный и математический склады ума не могут сосуществовать друг с другом. Имея степень кандидата физико-математических наук, она пишет литературные произведения, публикует и ведёт свою группу ВКонтакте, где можно найти многие из них.

Эльвира Пархоц




Выпускница филологического факультета призналась, что ей долгое время было «нечего сказать» из-за самоизоляции и других причин. Но сейчас Эльвира решила поделиться своими стихами ко Дню поэзии и рассказать о своём творческом пути.

— Когда ты поняла, что хочешь писать?

— Я всё время что-то сочиняла с тех пор, как выучила буквы. Наверно, потому что мне много читали вслух. Записывала в тетрадку свои детские сказки, продолжения к книгам — и про Муми-троллей, и про животных-героев Сетона-Томпсона, и про жителей Атлантиды Александра Беляева… А первое стихотворение написала в 11 лет на даче. Оно было про заброшенный дом. Вдохновили местные пейзажи и книги, которые у нас хранились на чердаке. Там был томик Анны Ахматовой, в нём стихотворение «В том доме было очень страшно жить...» Мне подумалось: но ведь старые дома не страшные, они просто печальные, с погасшим взглядом, — у нас возле дачи было много таких домов. И вот написалось стихотворение.

— Какая «изюминка» присутствует в твоих стихах?

— У меня стихи обычно начинаются не с темы и не с какого-то определённого посыла, а с образа, который появляется сам. Это может быть просто рассвет: когда звёзды гаснут, они похожи на просо, а их как будто кто-то подбирает — наверно, птица, — и появляется чёрная курица-ночь, которая ходит по крыше. А раз это курица, то наверняка вокруг дома — поля, деревня, там бабушки разговаривают на своём старинном диалекте: «При́дя твой… Погуляя — и при́дя». И вот так нижутся образы, получается сюжет.

— Где можно найти твои работы?

— В воронежском журнале «Подъём» опубликовано несколько моих подборок. Отдельные стихотворения — в «Нашем современнике», «Литературной России», в разных альманахах по результатам литературных совещаний. Каждый год по традиции публикуюсь в альманахе «День поэзии ВГУ». В 2019 году вышел мой сборник «Заиграй-овражки».

В стихотворениях Эльвиры Пархоц часто можно встретить темы о родных пейзажах, о старинных говорах, об уходящей деревне и многом другом.

Тихон Гришанов




Студент второго курса филологического факультета ВГУ признался, что писал стихи всю свою сознательную жизнь. Тихон считает чтение моралей в своих произведениях занятием глупым и неблагодарным.

— О чем же ты тогда размышляешь в своих стихах? Достаточно сложно написать текст без каких-либо наставлений своему читателю.

— Нужно просто писать так, как чувствуешь, душой. Обычно стихи не получаются такими, какими ты их задумал, а если пытаешься искусственно поместить туда какую-нибудь идею — ничего не выходит.

-Какие авторы тебя по-настоящему вдохновляют?

— Ребенком я нашел у дедушки книжку песен Высоцкого, перечитывал много раз, считал его любимым поэтом. И сейчас считаю. Люблю Гумилева, Мандельштама. Также Башлачева люблю как поэта.

Начинающий поэт отправлял свои работы на премию им. Левитова. Несколько стихотворений были опубликованы в липецком литературном журнале «Петровский мост».

Алексей Литвинов




Алексей начал писать стихотворения с 16 лет. Было несколько публикаций в школьном альманахе. Сейчас Алексей учится на втором курсе филологического факультета и продолжает писать стихи, как он говорит, пока что для себя.

— Что стало той точкой отсчета, когда ты понял, что хочешь сочинять?

— Была олимпиада по литературе и одно из последних заданий — написать фанфик или что-то такое по произведению, и я сдуру забабахал стихотворение с основой в лице поэмы «Демон», а потом пошло поехало…

— Какие писатели тебя вдохновляли и вдохновляют до сих пор? Я так понимаю, Лермонтов один из них?

— Подтолкнул именно Лермонтов, а вдохновляют: Блок, Рождественский, Окуджава и Гафт.

— В чем посыл твоих стихов? Что ты хотел бы донести до читателей, если начнёшь писать не только для себя?

— Большинство стихотворений я писал, будучи влюбленным, и много стихов, соответственно, на эту тему. В моих стихах присутствует воспевание красоты, как людской, так и красоты в природе, есть парочка произведений на философские темы. Тема философии наступает в состоянии душевного расстройства или же равновесия. Я хотел бы донести до людей идеи, которые заключены в стихах: красоту человека (внутреннюю и внешнюю), красоту природы, чтобы люди понимали, что прекрасное рядом, буквально во всём. Философские произведения, должны заставлять размышлять на определенные темы.

Данила Тютин




Данила учится на втором курсе математического факультета ВГУ и с 8 класса пишет стихотворения, в которых выражает свои эмоции и чувства. Своими вдохновителями считает Цветаеву, Рождественского, Маяковского, Бродского и Высоцкого.

— Каково содержание твоих стихов?

— У меня нет читателя, поэтому это своего рода диалоги с самим собой на близком языке. Они обычно о дружбе, смерти, любви, смысле жизни.

— Ты пишешь стихи до сих пор. А чем отличаются твои старые стихи от новых?

— Начальная поэзия — это такая подростковая наивная поэзия, в которой преобладало простое выражение эмоций и желание сохранять рифму. Я думаю многих в таком возрасте подталкивает писать желание выразить свои эмоции, чувства. Сейчас это все ещё выражение эмоций, но теперь тем стало больше. Наверное, эмоции не могут уйти из произведений, лучше писать о том, что волнует.

Маргарита САЛАХОВА
Фото со страниц Вконтакте и из личных архивов героев материала

0 комментариев