28 Марта, Четверг, 11:28, Воронеж

Мария Швец рассказала воронежцам о первых русских художницах

Лекция стала частью гаражной распродажи издательства “МИФ”, которая прошла в Доме молодежи 17 октября.


— Сегодняшняя лекция будет по мотивам одной из глав моей книги “Главное в истории русского искусства”, которая посвящена женщинам-художницам. Мы с вами погрузимся в эту тему и поговорим о тех женщинах-художницах России, которые работали у нас в стране с XVIII по самое начало XX века, — начала свое выступление искусствовед, основательница образовательного проекта “Бермуды” Мария ШВЕЦ.



— Почему мы начинаем разговор только с XVIII столетия? Потому что до рубежа XVII-XVIII веков в России художниц просто не существовало. Искусство обслуживало церковь и подчинялось ее правилам, согласно которым иконописцем мог быть только мужчина. Поэтому женщины занимались в основном прикладным искусством, чтобы как-то занять время. Но культурная реформа Петра I положила этому конец. Благодаря “форсированному внедрению светского искусства” стали появляться женщины-художницы, первыми из которых были иностранки, — продолжила лекцию Мария.

По словам спикера, вплоть до XX века женщина в России не могла стать полноценной художницей. Получив образование, она могла заниматься тем, что называли низкими жанрами в академической системе: натюрморт, пейзаж, портрет. Жанр ню вообще был под запретом.

— Для того, чтобы художник написал историческую картину, нужно было обязательно уметь писать обнаженную натуру, потому что существовал определенный алгоритм создания картины. Когда художник писал героическую битву, то сначала он писал человеческие фигуры все полностью обнаженными, а потом, как бы сверху, надевал на них одежду. Поэтому было очень важно уметь писать обнаженную натуру. Без этого навыка ты просто не допускался к написанию таких больших масштабных исторических полотен. Женщинам было запрещено работать с обнаженной натурой. Поэтому они не могли построить полноценную художественную карьеру, не могли стать историческими живописцами, — говорит Мария.

Но даже в таких условиях были те, кто смог построить успешную карьеру. При этом заслуги российских художниц часто принижались или приписывались мужчинам. Ярким примером такого обращения является Елена Поленова.

— Сегодня, если я попрошу вас представить бабу-ягу или избушку на курьих ножках, или Кощея бессмертного. Вы у себя в голове представите их образы именно такими, как их создала Елена Поленова.

Она обратила внимание, на то, что русские дети в основном растут на немецких и английских сказках, ведь не было такой книжки, где иллюстрации передавали дух русской сказки. Обычно такие образы ассоциируются с творчеством Ивана Билибина, но Елена Поленова “подготовила почву” для него и других художников.

Час пролетел незаметно, после чего настало время вопросов и автограф-сессии.

Анна ШУБИТИДЗЕ
Фото автора

0 комментариев