20 Апреля, Суббота, 06:25, Воронеж

Карантин карантином, а артиста зритель кормит

В конце марта Воронежский Никитинский театр успел собрать восемь тысяч зрителей на онлайн-трансляции спектакля «К.Рассказы» и получить 200 тысяч на краудфандинговой кампании от двух неизвестных пользователей. Как негосударственный театр существует в период пандемии — в материале «P.S. — 5 сов».


Никитинский — это независимый театр, поэтому его основным источником дохода является продажа билетов. В связи с карантином Министерство культуры приказало закрыть все музеи, филармонии, театры и цирки. Если федеральным культурным организациям будет идти какая-то поддержка, то негосударственным придётся, грубо говоря, выживать. После введения режима изоляции Никитинский опустел. Аншлага в ближайший месяц не будет.



—Было непривычно, что произошел такой резкий «стоп» после ежедневных репетиций и спектаклей. Когда я осознала, что придется работать вдали от труппы, мне стало страшно, появилась неопределенность на ближайшее будущее. Сейчас я скучаю по театру, но в тоже время понимаю, что это временные трудности и новый опыт. Для меня — это время самостоятельного развития. Может прозвучать пафосно, но, либо театр в тебе, либо нет. Чтобы театр не закрылся, мы что-нибудь придумаем, потому что, в каком-то смысле, одержимы своим делом, — делится актриса Никитинского Мария СОЛОВЕЙ.
Чтобы выдать артистам зарплату и оплатить аренду, Никитинский запустил краудфандинговую кампанию. По словам художественного руководителя Никитинского театра Бориса Алексеева, он не знает людей, которые перевели 200 тысяч рублей.

— Обычно театру трудно существовать от продажи билетов, но пока нам это удается. Мы иногда получаем поддержку от неравнодушных людей и часто подаем заявки на гранты. Если карантин продлится до сентября, мы будем буквально «выживать», — комментирует Борис АЛЕКСЕЕВ.

За пожертвование любой суммы Никитинский предлагает всем неравнодушным билет на генеральный прогон спектакля «Двенадцатая ночь», который в сентябре поставит российский режиссер Юрий Муровицкий по пьесе Уильяма Шекспира. (прим.: Генеральный прогон спектакля — это показ спектакля в абсолютной готовности за день до премьеры. На такие прогоны пускают только некоторых работников театра и близких родственников артистов).

Как бы то ни было, в 21 веке артисты могут выступать не только на сцене, но и на просторах интернета. 25 марта театр провел прямую бесплатную трансляцию спектакля «К.Рассказы» по рассказам немецкого писателя Франца Кафки (режиссер Николай Русский).

— Еще до начала трансляции мы получили много комментариев в духе: «мы с вами, ребята, мы все переживём это трудное время». Во время выступления мы подразумевали, что у нас есть зритель, поэтому ощущения пустоты как таковой не возникало. Ситуация с карантином просто как пауза, поэтому я принимаю временное закрытие спокойно и надеюсь, что любовь наших зрителей никуда не денется. Я вообще терпеливый человек, я не паникую, но уже скучаю. Моё тело и мой ум рвутся в театр. Наверное, это прозаично, но я не вижу свою жизнь без него, — говорит актриса Никитинского Татьяна СОЛОШЕНКО.



Для всех, кто не успел посмотреть премьеру «К.Рассказов» в марте, спектакль будет бесплатно доступен до 25 октября.

Кажется, что все культурные организации в период пандемии только и переносят свои мероприятия на недалёкое будущее, но у Никитинского другие планы. 27 марта театр запустил в инстаграме сторис-спектакль «Изоляция».

— Этот проект я планировал начать в октябре, но из-за карантина мы сделали это раньше в режиме онлайн. По сути, мы хотим сделать еще один театр под названием «SMART», основанный на современных пьесах и художественных произведениях. Мы будем общаться с молодым поколением, со студентами. Там не будет вычурных спектаклей с кружевами, а только современный, серьезный и даже ироничный разговор. Мы не планируем закупать декорации, костюмы и реквизит, поэтому билеты будут по цене бутерброда и чашки кофе. Мы будем сами себе предоставлены. Если ситуация с короновирусом к лету улучшится, мы запустим театр в оффлайн-режиме, — рассказывает Борис.

В современном мире хоть и существует много технологий подачи искусства, художественный руководитель Никитинского не замыкается на них, а отдаёт дань живой сцене. Многие спектакли перенесены, но не в интернет-формат, а на ближайшее будущее. Фестиваль независимых театров «Центр», который организует Никитинский ежегодно с 2018 года, теперь пройдёт не в мае, а в октябре. В этом году фестиваль планируют провести в еще большем масштабе.

— Если в прошлые годы нам хватало примерно двадцать волонтеров, то в этом году нужно больше. Любая помощь будет важна, поэтому все желающие могут писать мне в Вконтакте, — говорит Борис.

«Мы работаем там, где другим страшно»




Никитинский театр берёт своё начало в 2016 году. Тогда Камерный, располагавшийся на старой сцене в ДК Железнодорожников, переехал на улицу Карла Маркса, 55, и Борис решил основать новый театр на месте старого. До этого он проработал в Камерном 11 лет.

— Там (В Камерном) я вырос как профессиональный актер. На пути к Никитинскому было многое сделано. До основания собственного театра я начинал на других городских площадках, делал собственные проекты. Сначала это были маленькие моноспектакли, потом разные читки, встречи со зрителями, театральные лаборатории, спектакли со студентами института искусств. Всю свою самостоятельную театральную жизнь я мечтал и стремился к тому, чтобы создать собственный театр. Когда Камерный переехал, я дал этой сцене (старой сцене в ДК Железнодорожников) новую жизнь. Сейчас мы с моей женой, Ириной Алексеевой, вместе это дело «тащим». Перед уходом на карантин мы отказались от многих старых спектаклей. Театр растет, с каждым годом мы приглашаем больше новых режиссеров, поэтому от старого нужно избавляться, — делится Борис.

Труппа театра состоит из профессиональных артистов. Сейчас в основном составе десять человек, включая Бориса, девять из них — выпускники Воронежского института искусств.

— Мы не собираемся в карантин все вместе, зато занимаемся одним делом. Это нас объединяет. Однако с каждым днём я ощущаю большую нехватку этих людей, спектаклей, репетиций, отклика зрителей. Когда мы выступали перед пустым залом, у меня возникло ощущение, словно там кто-то присутствовал. Я чувствовал себя более раскрепощенным. Это был крутой опыт. Для меня невозможность жить в атмосфере реального театра равносильна тому, как если бы у родителя отняли ребенка, без которого он не может жить, — размышляет актер Никитинского театра Андрей КЛОЧКОВ.

Несмотря на то, что Никитинский является молодым театром, на его сцене было поставлено поставлено 25 спектаклей, среди которых «Макбет», «Втроем», «Свидетельские показания» (реж. Борис Алексеев), «Юра» (реж. Олег Христолюбский), «Манолито Очкарик» (реж. Юлия Каландаришвили), «Цыганский барон» и «К.Рассказы» (реж. Николай Русский), «Чернобыльская молитва» (реж. Дмитрий Егоров), а в настоящее время проходят репетиции «Двенадцатой ночи» (реж. Юрий Муравицкий). И это только малая часть списка поставленных спектаклей Никитинского театра.



Худрук признаётся, что сам он спектакли теперь ставит реже, а предоставляет это дело мастерам.

— Через театр прошло очень много артистов, режиссеров и просто неравнодушных людей. Я очень быстро ко всем ним «прикипаю». Несмотря на свою любвеобильность, я научился легко расставаться с теми, кто не подходит театру. С момента нашего основания качество спектаклей заметно улучшилось, и количество постоянных зрителей с каждым годом растёт. За последние четыре года мы прошли стадию проб и ошибок. В 2019 году у нас был так называемый пубертатный период, после которого мы поняли, куда двигаться дальше. Так и появилась наша фраза: «Мы работаем там, где другим страшно», — говорит Борис.

Анастасия СТОВОЛОСОВА
Кристина ЩЕКАЕВА
Фото из группы Никитинского театра

0 комментариев