20 Апреля, Суббота, 08:59, Воронеж

Психологи рассказали воронежцам о полезных свойствах чтения книг

24 марта воронежские психологи провели встречу «Книга как лекарство». Они считают, что справиться с переживаниями и сплином в условиях карантина поможет чтение детских книг.



«Какова бы не была болезнь, мы горячо советуем самый простой способ лечения: прочесть интересную книгу. В некоторых случаях результатом будет полное излечение. В других – утешение и сознание того, что ты не одинок...» – это цитата из работы Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин «Книга как лекарство для детей». С этого высказывания два воронежских психолога Ирина Гончарова и Елена Солдаткина начали традиционную встречу.

Цитата из книги Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин "Книга как лекарство для детей"

В малом зале одного из городских книжных клубов в этот раз было немного гостей, их число не достигало и десяти. Посетители заняли преимущественно второй ряд. Ведущие события и автор проекта Екатерина Зеленцова пошутили:

– Это у вас меры предосторожности такие?

Хотя желание держать дистанцию на период пандемии разумно. Ведь слушателей можно похвалить даже за их присутствие:

– С учетом необходимости изоляции сегодня людям очень важно встретиться и повзаимодейтвовать, – отмечает Екатерина ЗЕЛЕНЦОВА.

Психологи говорят, что книга воздействует на человека по четырём принципам. Нам нравится история, персонаж или, наоброт, описываемые события разнятся с установками читателя и поэтому вызывают интерес. Книга служит помощью в решении проблемы или способствует восприятию нового. Всем уже давно известно, что чтение способствует развитию памяти. При этом, пользуясь бумажной книгой мы запоминаем больше, чем при прочтении с экрана. Так быстрее формируется последовательное восприятие текста и умение визуально вычленять его фрагменты. Это способствует развитию критического мышления.

Однако главное свойство чтения – это удовольствие от процесса. Оно может возникать от языка книги, красивого сюжета или заложенных автором мыслей и отсылок. Чем больше человек читает, тем больше поле, на котором развивается его воображение.

– Я выросла в абсолютно не читающей семье. В моём доме был один шкаф с десятью книгами, которые я перечитывала по нескольку раз. Единственным сносным произведением из всех было «Дворянское гнездо» Тургенева. Возвращаясь к этой книге сейчас, я всегда испытываю наслаждение. Её первые три страницы, где описывается, как старушки пили чай, напоминают мне о детстве, — рассказывает Ирина ГОНЧАРОВА.

В прошлом году Ирина и Елена работали над одним проектом, который они назвали «околопсихологичным». Он был направлен на формирование интереса к чтению. Они ознакомились с современными книгами для детей и подростков, о которых и рассказали на встрече. Строчки из некоторых ведущие зачитали.

Ирина Гончарова читает книгу Хоссе Тассиеса "Украденные имена"

– А у меня дома было три книжных шкафа, — рассказывает Елена Солдаткина. – Папа часто дарил мне книги с картинками. В двенадцать лет я прочла серию романов «Хроники Амбера». Может, я не очень поняла суть этих книг, но они были очень красивыми. Так папа «заражал» меня чтением. В том, что этот способ прививания любви к чтению самый лучший, уверена и психолингвист Татьяна Черниговская.

Психологи разбили детские книги на несколько групп. И напомнили о том, что возрастное ограничение является не жестким требованием к аудитории. А служит указателем на темы, упомянутые в книге. Детям от 1 года до 3 лет полезны воспитательные тексты. В этом возрасте у них происходит освоение чувств, принятие своего места в семье. С 7 до 10 лет детям интересны темы дружбы, жизни и смерти, отношения со сверстниками. Младшим подросткам будет важно узнать о ролевой идентичности, старшим – о понимании своего места в мире.



Подростковая литература сейчас становится очень психологичной. А возрастные границы книг стираются. Многие книги теперь имеют пометку «янг-эдалт». Это указание на актуальность произведения как для детей, так и для взрослых.

«Убежищем» в тяжёлое время могут стать любимые детские книги. Их повторное чтение сможет поддержать и подарить положительные эмоции, уверены психологи. Ведь некоторые произведение для детей написаны во время серьезных изменений в мире.

В конце встречи Елена Солдаткина, одна из психологов, прочитала фрагмент из книги Туве Янссон «Муми-тролль и комета». Произведение вышло в свет после Второй мировой войны:

«Муми-тролль проснулся раньше всех… Был чудесный день. Небо не было больше зловеще красное… Муми-тролль сел на песок, подставил лицо солнцу, зажмурился и вздохнул от счастья.

Немного погодя из грота вылезла фрекен Снорк и уселась рядом с ним.

– Как бы там ни было, небо, солнце и наша гора остались целы,- торжественно сказала она.

– И море, – прошептал Муми-тролль».

Ангелина ТАТАРИНЦЕВА
Фото автора

0 комментариев