25 Апреля, Четверг, 17:02, Воронеж

Роман СМОТРОВ: «Поэты — люди недолюбленные. Их обнимать почаще нужно»

Успевать участвовать в поэтических соревнованиях — слэмах, играть в экспериментальных постановках и вдохновляться окружающим миром 24/7 поэт Псевдоним Творческий, он же Роман СМОТРОВ умеет как никто другой.

Роман родился в Воронеже, треть жизни провел в машметовском, с его слов, «гетто», вторую треть — на Донбасской, ещё одну — мотался по командировкам, в которых развлекал детей в детских садах, школах, техучилищах. Благодаря такой неусидчивости побывал далеко за пределами Воронежской области. Можно спокойно развернуть карту России и с уверенностью сказать, что он объездил почти всю страну. В списке покорённых — Брянская, Орловская, Калужская, Тверская, Рязанская, Тамбовская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Московская области, Краснодарский край, республика Адыгея.

Ещё будучи пятилетним, он пытался слагать рифмы. До сих пор помнит своё первое стихотворение, к которому даже нарисовал комикс. И сейчас он не забросил работу с графическим рисунком и карикатурой. Открыть и полюбить последний жанр ему помог преподаватель из художественной школы:
— Был риск оттуда вылететь, но меня передали другому учителю. Тот не стал идти по стандартной программе, развивал меня в жанре карикатуры. Не умею гениально писать портреты и пейзажи — другое осваивал.

Как и юность, детство прошло сидя на чемоданах, пришлось сменить не одну квартиру. Менялись и окружающие люди — герой учился в четырёх разных школах. Отношения с ровесниками в основном давались нелегко, ведь «стадо не любит паршивых овец»:

— Когда тебя бойкотирует коллектив, остаётся только смотреть на это положительно, либо отрицательно. Можно смотреть на людей, подпитываться их энергетикой. Они же не задумываются, что тратят свои нервы и силы на всевозможные «изголения», на игнорирование тебя. Мне всегда было по приколу за таким наблюдать, — рассказывает поэт.

После окончания школы Роман поступил на театральный факультет ВГАИ (ВГИИ). В его стенах быстро пришёл к выводу: это ремесло осваивается исключительно на практике. Поэтому уже во время первой сессии герой «споткнулся» на сцендвижении — после трёх пересдач его убедили, что подтягивать предмет придется долго.

— Это тебе не конспект за ночь переписать, а настоящая акробатика — там нужно кувырок назад уметь сделать. Кувырок со стула уже стал для меня настоящим экстримом.
Преподаватели посоветовали прийти на следующий год, но в итоге всё растянулось на целых три. Всё это время Роман не учился, зато ходил на занятия вольным слушателем (за что говорит спасибо проживанию в общежитии). За четыре года им были сделаны необходимые выводы об образовательной методике и поставленных спектаклях.

— С гордостью наблюдал за разворачивающимися метаморфозами — как некоторые студенты превращаются в настоящих актеров.

«Теорию знаю, бумажки нет, но опыта полно»


Бумажка была и не нужна. За 12 лет на сцене вышло отыграть в различных постановках — кукольных, интерактивных, драматических. Роль АА (политического эмигранта и интеллигента) в поставленном в театре «Кот» спектакле «Эмигранты» Роман выделил как одну из самых запоминающихся и полюбившихся. Учил её буквально «с Википедией в обнимку». Пришлось постараться за два с половиной часа превратить «темный лес всяческих терминов и экзистенциональной философии образованного человека» в точные и простые слова.
— Многие слова были неудобоваримыми. Мизансцены нужно было часто репетировать, чтобы реже сбиваться. На втором показе был казус. Выхожу на сцену и понимаю — все слова позабыл. Все от слова «совсем». Пришлось импровизировать, в этом подсобил мой опытный напарник Дмитрий Орлов, он постоянно направлял на нужный вектор. Но эта импровизация понравилась меньшему сегменту зрителей. Так мы и не поняли — какой из двух показов лучше вышел.

Фотография Дмитрия Коровина


День Учителя можно назвать почти профессиональным праздником для Романа, ведь он преподавал азы актёрского мастерства и сценической речи в коммерческих театрах. Он не принимает «учителей с дипломом»: зачастую они не знают на практике, что такое сцена, а людям надо помогать с ней взаимодействовать. Учил даже моделей от 5 до 20 лет натурально передавать эмоции, что оказалось крайне тяжелым опытом:

— Одна конспект пишет, другая прыгает, третья соседку за косу дёргает. Поправил двум девушкам речь — картавили и «л» не выговаривали — и ушел, — с мучительным выдохом вспоминает актёр.

Важно ответственно подходить к работе с учениками не только на этапе кастинга, но и во время непредвиденных ситуаций: одна контора набирала актёрский состав и развалилась, все остались на улице. Роман взял ситуацию под контроль — обездоленных устроил на работу, и теперь от них ежегодно слышит поздравление 5 октября — с Днём учителя!

По-новому Роман открылся, когда представил себя в качестве поэта — 21 декабря 2017 года, декламировал свои стихи со сцены на Поэтическом Слэме №1. За это время понял, что в творческой сфере жизненно необходимо оставаться стойким:

— Стараюсь не думать о том, чтобы это дело бросить. Да, оно позволяет уставать иногда, но и сильно меняет жизнь. Это замечательная терапия — правда, что бумага стерпит всё. Занятие поэзией помогает лучше понять окружающий мир.



Сегодня нельзя представить Псевдонима Творческого вдали от «Поэтической дуэли». Соревнованию уже больше года, но Роман вместе с компанией независимых поэтов готовит его перезапуск. Однако раскрывать карты пока не собирается: разработка овеяна тайнами.

— Вместо выборов я иду на Дуэли,
Ведь я сам придумал этот формат… — пишет Поэт ВОРОНЕЖСКИЙ, который основал это объединение.

Основная концепция — дуэли между двумя поэтами — практически не меняется. А вот формы, участники, места — постоянно. Поначалу Дуэль была похожа скорее на клуб по интересам. Теперь Роман хочет привлечь как можно больше людей в проект, в будущем ещё и органы муниципалитета и меценатов. На это уйдет много сил, потому что нужно продвигать качественную поэзию в молодёжные массы. Так, можно сказать, что проект носит социальный характер.

И поэты, и читатели учат стихи дуэлянтов и цитируют их. Цитируют творчество инженеров, дизайнеров, адвокатов, программистов, журналистов, филологов — разных, но дружных людей. В такой «тусовке» люди сближаются и видят друг друга так, как есть.

— Есть те, кто пишут не просто хорошо, а гениально. Но берут в руки микрофон — и ноль энергетики. У Ромы всё развито гармонично — может и написать на “отлично” и также отыграть. Он парень темпераментный, охвачен разными идеями, будет идти до упора, пока на столе не заснет от усталости — тут мы полные противоположности, — отзывается о Псевдониме Пахом БЕРДЯНСКИЙ.

Что важно — поэзия как искусство или как социальный вызов — вещи для Романа неотделимые. Образ поэта-идеала для него воплощен в Данко, герое Максима Горького. Том самом, который «своё сердце отдал человечеству».

— Он своё жизнеутверждающее творчество из сердца вырывает, когда видит трёхлапую собаку или бедолагу, которого пинают менты. Поэт человечностью делится, жертвует. И что важно — ему понадобится человек, который его обнимет и возместит потраченную энергию, — говорит Роман.

«Поэт Поэтович»

Поэт Поэтович запутался в словах —
Во всём ему видны двойные смыслы.
И тёплое Поэту стало кислым,
И твёрдым — чёрное. Увы и ах!

...

В те времена, когда белей был свет,
В период романа Музы с Дионисом,
Зачат, рождён, пока что не освистан,
Зарегистрирован очередной Поэт.

И вновь в России! (Нет условий лучше
Для специализации столь узкой).
Довольно хил, здоровьем не измучен.
В душе — еврей, лицом — казах, по факту — русский.

При праздном пребываньи на планете,
Мозг натирает череп, как известно
(От этого стареют даже дети).
Он всюду начал замечать подтексты…

Вот мама просит: «Набери воды».
Поэт Поэтович стоит и ищет смысл:
«Воды потокам не до суеты…
Вода неуловима, будто мысль…

Вода — стихия!» И пока искал,
Раздухарился, выгибая спину:
— ОЙ, мама. Я воды-то не набрал!
— Да я уж набрала. Спасибо, сына!

Чем дальше, тем, как водится, страшней…
Поэт убит, поэт разбит, поэт страдает —
Весь день от милой не было вестей
И на звонки она не отвечает.

Ходил. Искал. Кричал. Стучал. Звонил.
«Ушла! К другому! Нету утешенья!»
Домой вернулся, дверцу приоткрыл…
А там она: «Любимый, с Днём Рождения!»

И так всю жизнь промаялся Поэт.
От собственных припадков самоедства
Шизофрения превращалась в бред,
А к сорока впадать он начал в детство…

Но там, на фоне сотни голосов;
Где его мысли вплавлены в мечты;
Чуть слышен, будто заперт на засов,
Тот самый голос: «Набери воды».


Полина ПЕРЕВЕРЗЕВА
Фото автора и Дмитрия КОРОВИНА

0 комментариев