26 Апреля, Пятница, 01:38, Воронеж

Жизнь в ритме «солнцебиения»

Ду-бро-вка: губы вытягиваются в трубочку, язык совершает один шажок вниз по небу на втором слоге и воздушная струя вырывается на третьем. Лучшего места на Земле не найти. Здесь Наташа Мерзликина понимает: кто она, что любит, зачем делает то, что делает.


Родной край для девушки — большое вдохновение. В свой поселок Наташа возвращается каждую неделю. В четверг или в пятницу вечером. По словам студентки, для нее это время — самое счастливое. Она садится в автобус на автовокзале и уезжает к востоку от Воронежа, в родные Дубровские просторы. Дорога занимает три часа. Остановка «Дубровка» автобусным маршрутом не предусмотрена. Приходится просить водителя, доплачивать за билет, а там уже пять километров своим ходом. Рядом с дорогой к селу стоит лес. Из него течет ручеек, который весной из-за половодья превращается в пруд, огибающий все село, а потом выливается в плотину.

Родина для девушки лучше всяких «заграниц». Она считает, что научиться видеть красоту можно везде. И для этого не обязательно покупать билеты в другую страну:

— Я за то, чтобы по максимуму узнать про место, в котором ты живешь. Когда я приезжаю в Дубровку, я все о себе понимаю: кто я, что я люблю, зачем я делаю то, что делаю.



Прибывая домой, Наташа отправляется в свое «место силы» — сад за домом. Прошлым летом ее родители перестраивали сарай (в местном говоре — хатки), и выгрузили много старых вещей: кувшины, вилы, лампы. Из них она с братом Леонидом сделала небольшой «музей».

Дальше — обязательная прогулка по селу. С собой Наташа всегда берет фотоаппарат. В фокусе ее объектива — деревенские пейзажи, дворовые собаки, простые рабочие люди. Красотам Дубровки позавидует любой фотограф. Самые удачные кадры, по мнению нашей героини, получаются утром и вечером, с семи до девяти часов.

После захода солнца накатывает тоска — скоро выходные закончатся, и придется уезжать. Однако и место, откуда Наташа каждый четверг или пятницу возвращается домой, — не менее счастливое. Уже три года студентка учится на кафедре славянской филологии филфака ВГУ. Интерес к древнеславянской культуре у нее возник случайно — в первом классе на уроке русского языка. Учительница показывала первоклассникам азбуку, где рядом с русскими словами стояли древнерусские. Наташа задалась вопросом «А в чем же дело?». С годами детское любопытство вылилось в цель жизни. Сейчас студентка считает своей миссией понять культуру и язык древних славян, найти в нем продолжение своей деревни.

Кстати, фотографией Наташа начала увлекаться так же случайно. В 2015 году на Рождественском благотворительном бале для одаренных детей за участие в олимпиадах по основам православной культуры ей подарили фотоаппарат и объектив. Подарок лежал без дела полгода. А потом пришла пора подготовки к экзаменам, тут-то он и пригодился:

— Когда готовишься к ЕГЭ, у тебя непонятное будущее. Поступишь или не поступишь — вот в чем вопрос. В период рутинной зубрежки я вспомнила о камере. Достала ее из дальнего шкафа и отправилась гулять по Дубровке. Фотографировала все подряд, и мне становилось легче.

С переездом в Воронеж первокурсница Наташа записалась на курсы по фотографии. Сначала она хотела быть свадебным фотографом. Но друг и коллега по фотоискусству Игорь Матей наставил ее на верный путь. Он предложил ей снимать то, что она действительно любит – малую родину и ее жителей.

За три года Воронеж стал для Наташи вторым домом, второй Дубровкой. Ее любимое место — промежуток от кинотеатра «Пролетарий» вплоть до Кольцовской улицы. «Воронежский Арбат» — так Наташа называет это место.

— В жилых высотках горят огоньки, уличные музыканты задают настроение, школьники шумят после уроков, из театров выходят люди.

Среди них могут оказаться и те, чьи лица мы увидим на фотографиях Наташи. Подойти и предложить человеку сделать фото на память — для нее привычное дело:

— Обычно люди очень удивляются. В мире так мало доброты, а фотография — это всегда внимание. Фотографу платят не за снимки, а за внимание, — убеждена девушка.



Портреты – вторая после сельских ландшафтов страсть Наташи. Мужские портреты она предпочитает женским.

— С мальчиками проще, у них меньше заморочек. Макияж, одежда, позы — это важно. Но все это работает только когда у человека есть «идея». Я снимала людей, которые посвящают свою жизнь заботе о животных, снимала драматургов и художников. И у каждого есть цель, которой он следует.

Работы, которыми гордится студентка — портреты ее дубровских бабушек Анны Васильевны Ненашевой и Анны Ивановны Мерзликиной.



Наша героиня убеждена, что для хорошей фотографии нужен только человек и фотограф, который сможет его раскрыть. Сейчас к ней приходят именно те люди, которые ей интересны. И даже плохое настроение — не повод откладывать съемку.

— Я понимаю, что важна в данный момент. Что человек мне доверился, и ему нужна эта фотография. Время идет, люди умирают, а портреты вечны — в них остается человек, его «идея».

Момент для удачного кадра может настать внезапно. Однокурсница, стоящая на лестнице с игриво переливающимися на солнце серьгами, или старушка, продающая цветы знойным утром – кто знает, что ждет тебя сегодня? Именно поэтому Наташа носит с собой фотоаппарат каждый день.

— Утром, когда я собираю сумку, у меня проскальзывает мысль «а не выложить ли мне этот тяжелый коробок?». Недолго думая, я беру его с собой. И не жалею об этом. Никогда.

Екатерина ШАМАЕВА
Фото Натальи МЕРЗЛИКИНОЙ

0 комментариев