19 Октября, Суббота, 17:57, Воронеж

Николай Васильевич меняет профессию: с писателя на экстрасенса

В последний день лета в прокат вышел фильм «Гоголь. Начало». Шума он наделал не меньше, чем новая экранизация Кинга. Только здесь не возмущались клоуны, да и сам Николай Васильевич ничего плохого с того света нам не передал. Шум поднимали киноманы, которые боялись, что вместо истории о неповторимом классике им покажут очередную серию «Битвы экстрасенсов».


ОЖИДАНИЕ



«Вий», «Защитники», «Ночные стражи» — русская кинофантастика в последнее время заставляет меня всё чаще смотреть фильмы дома, укутавшись пледом, а не шурша попкорном в зале. Но фильму про Николая Васильевича я решила дать шанс. Идея-то звучит интересно: воплотить на экране знаменитые легенды о Гоголе, которые слышал каждый школьник. Выключаю телефон. Поехали.

РЕАЛЬНОСТЬ. ОБРАЗ ГОГОЛЯ



Образ самого Гоголя создавался из ходящих в народе слухах. Причина тому — закрытость Николая Васильевича, которая делала его в глазах людей человеком неимоверно загадочным. Александру Петрову, которому досталась главная роль в ленте, на мой взгляд, отыграть это удалось.

Но это не единственный слух, который вспомнили сценаристы при работе над фильмом.
Сон на кресле после сожжения поэмы «Ганц Кюхельгартен» и сны в карете — намёк на слух, что писатель часто спал сидя. А момент из видения, где Гоголь заживо погребён, рассказывает о его главном страхе — быть похороненным живым. В том же эпизоде Николай Васильевич ногтями царапает запертую крышку гроба — прямая отсылка к легенде, созданной Владимиром Лидиным, будто бы Гоголь на самом деле был погребён заживо, о чём свидетельствовали якобы найденные на крышке гроба следы от ногтей и повёрнутый череп. Однако и к такой детальной проработке образа писателя остаются вопросы. Где, например, его набожность и аскетизм? А?!

ОБРАЗ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ



Нечисть — ключевой элемент фильма, его главная «мрачная» составляющая и то, с кем первоначально предстояло сойтись Николаю Гоголю.

Прямиком из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в фильм вбежал призрак мачехи Параськи — Хавронии Никифоровны. Вбежал и споткнулся. Хоть актриса Беата Маковская и была почему-то загримирована под зомби, а в произведении её героиня за свой характер получила прозвище ведьмы, здесь, очевидно, она становится призраком. Вечно пьяный товарищ Гоголя изгоняет призрака «цыганской магией» — «нахимиченной» свечой, купленной Параськой у цыгана.

Но самым загадочным получился образ погибшей дочери мельника. Его главная странность заключается в истории самой Оксаны, где она представлена жертвой чёрного всадника. Позже мы узнаём, что героиня является частью тьмы и способна проникать в мысли Гоголя, видения и даже сны. Так кто же такая Оксана? Если она часть тёмного мира и была украдена абсолютной тьмой — и имя ему в христианстве Дьявол — значит, она демон?



Всадник с головой здесь — абсолютное зло. За счёт своей молчаливости и умения появляться в самые неподходящие моменты, нечисти в капюшоне удаётся приобрести характерные мистические черты. Но разве можно считать абсолютным злом персонажа, который убивает невинных девушек? Это уж скорее рядовой маньяк. У абсолютного зла аппетиты объёмнее.



Типизированные ведьмы всё ещё обладают мерзким характером и служат тёмному миру. Зато теперь выстрела из револьвера в голову вполне хватит, чтобы убить ведьму, и можно не тратить время на разжигание костра. Конечно, это далеко не первый раз, когда создатели превращают схватку с нечистью в перестрелку времён Дикого Запада. Вспомним тех же «Охотников на ведьм». Но в «Гоголе» этот аспект вполне может играть и другую роль. Роль, которая объясняет, что жизнь ведьмы такая же хрупкая, как и жизнь человека. Разница в том, что душа ведьмы поклоняется не Богу, а Дьяволу.

О МИНУСАХ



Самый важный изъян картины «Гоголь. Начало» — это назвать её фильмом. Перед нами оказался настоящий сериал. Всего было снято 8 серий, разделённых на четыре равные части. Эти части планируют запускать в прокат с интервалом в полтора месяца. Первая серия «Гоголя» успела только показать всех персонажей и попытаться кое-как их раскрыть, рассказать о событиях на Полтавщине и столкнуть героев картины с парочкой сверхъестественных существ. Кино заканчивается на самой интриге, такой жёсткий обман российские зрители не прощают. Иными словами, стоит ли тратить деньги на фильм, конца которого не узнаешь?

НЕ ПОЙМАН — НЕ РУССКИЙ РЕЖИССЁР





На первый взгляд кажется, что новый «Гоголь» подправил репутацию русской кинофантастики. Да, на фильм стоит потратить время, но не деньги. И то, додумались создатели до этого не сами. Многие фишки, так называемые изюминки, оказались тем самым велосипедом, который зарубежные режиссёры уже изобрели.
Преобладание готических тонов, совмещение жанров мистики и детектива «Гоголь. Начало» позаимствовал у «Сонной Лощины» Бёртона. Более того, главный антагонист «Гоголя» — вылитый всадник без головы, только вместо отсутствующей головы мы видим сдвинутый на «невидимое» лицо капюшон, а на спине — по три пары ужасающих (нет) рогов. И вряд ли кто-то из киноманов удивится, когда в сиквелах возлюбленная Гоголя, о, ужас, окажется белой ведьмой, которая его защищала. Любителям «Лощины» явно придётся по вкусу. Где ещё окунёшься в старую историю с новыми персонажами?

Дар Гоголя — умение видеть тёмный мир, который и оказывается реальным — основная идея, с помощью которой сценаристам удаётся сплести легенды о писателе с персонажами его произведений — тоже был скопирован, хоть и частично, из сериала «Константин». Там героиня Лив Абердин могла видеть скрытый реальный мир, с помощью чего и находила сверхъестественных существ.

Теперь однозначно можно заявить — красиво плагиатить зарубежные фильмы мы всё-таки научились. Осталось научиться создавать. Да так, чтобы русское кино хотелось смотреть в зале, шурша попкорном в такт с соседом.

Анастасия ЗОЛОТАРЁВА
Фото с сайта «Кинопоиск»

0 комментариев