25 Сентября, Суббота, 21:14, Воронеж

Работе – время, а учебе я посвящу свой отдых

Я решила найти себе работу. Впрочем, как и многие мои сверстники. Некоторые из моих знакомых уже давно бегали из университета в офис, были заняты даже на переменах, в перерывах покупали кофе на свои заработанные. Более того, я видела, как ребята учатся чему-то новому. Тому, что выходило за рамки аудиторных занятий.



Моя однокурсница Вика уже около года живет в съемной квартире. Ее она снимает на деньги, заработанные с занятий репетиторством. Другая знакомая по вузу – Маргарита, несколько месяцев работала в кофейне в свободные от учебы дни. А одноклассница Ксюша – ведущей детских праздников. Последняя перенесла свой опыт работы вожатой в лагере на профессиональное дело.

Ну а что я, хуже? Свободное время у меня есть – правда, по несколько часов ежедневно и в основном вечером, после пар. Навыки в создании фото, текстов, и даже дизайне – вроде как присутствуют. Осталось лишь решить, куда их применить.

Почему нам хочется работать?

Опросив больше 300 студентов города, поняла, что идеей совмещения работы и учебы горю не я одна. Сейчас в поиске работы находится большая часть учащихся Воронежских вузов, а именно – 40%. Среди всех респондентов зарабатывают на данный момент – 37%. При этом они совмещают свою деятельность с учебой на очном отделении. Хотя наличие работы при пятидневной занятости на учебе – задача не из легких. Так почему же нам хочется попробовать себя в деле?

Этот вопрос рассмотрела кандидат социологических наук и преподаватель Уральского государственного педагогического университета Вера Харченко в работе «Совмещение учебы в вузе: новые практики или новые смыслы». Как отмечает исследователь, решение работать приходит к студентам чаще всего на втором курсе, потому что «к этому моменту они успевают пройти период адаптации к новым условиям и почувствовать необходимость в независимости и самостоятельности».

– Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек осознанно ищет материальную выгоду в поиске работы, – говорит психолог Наталия Дашкова. – Это история про осознание себя взрослым и ответственным. Человеком, который не перекладывает свои заботы на плечи родителей.

По наблюдениям Наталии Дашковой, когда студент работает в сфере, далекой от профиля его образования, первостепенной он ставит задачу пополнить свой кошелек. В этом случае он хочет зарабатывать на самостоятельную жизнь – на пропитание и одежду, учебу, жилье или на личные интересы.

Зарабатывать на свои увлечения самостоятельно осенью прошлого года решила студентка 2 курса факультета журналистики ВГУ Маргарита Дунаева. Она устроилась работать бариста и на протяжении нескольких месяцев готовила кофе для гостей и жителей центрального района.

– Я активный человек: танцую, хожу на бокс, – рассказывает Маргарита. – Для этого мне нужны деньги на абонементы. При этом посидеть в кофейне с друзьями, погулять на выходных или купить себе новую маечку – тоже хочется. Вся моя стипендия уходит на проезд, а родители дают мне деньги по крайней необходимости.



Однокурсница Маргариты – Алёна Хлевнюк, острой потребности в личном заработке не испытывала. Однако заняться фрилансом в ноябре 2020 года все-таки решилась:

– Я захотела начать зарабатывать, потому что видела, как многие друзья и знакомые несли какую-то копеечку в своей дом, – говорит Алёна.



Желание работать возникает у студентов не только из-за потребности в деньгах. Хотя никто из моих сверстников не станет отрицать – иметь «свою денежку» – это важно. Однако ощущение себя взрослым кроется не только в получении прибыли, но и в реализации собственных навыков и возможностей. Это отмечает студентка 2 курса ВГТУ Ксения Грачева.



– Мне важно иметь насыщенный график, я не способна заниматься исключительно учёбой, – рассказывает Ксения. – Активность приносит мне особое удовольствие, ведь я провожу время не только в университете. Так я развиваюсь профессионально, учусь взаимодействовать в рабочем коллективе. «Взрослая жизнь» у всех начинается в разном возрасте. Я готовлюсь к ней уже сейчас.

Мы находим работу или работа – нас?


На первом году обучения в вузе думала: «Вот вырасту, закончу вуз, и подамся в SMM! А вдруг – мое?». На втором – маркетинг социальных сетей стал одним из предметов моей программы. Не успела я закрыть по нему зачет, как мне позвонил мой друг.

– Слушай, дело есть! – сказал Артур. – Нам в веб-студию сммщик нужен. Ну и что, что без опыта работы. Мы тебя всему научим! А по графику – согласуем…

Важным критерием для студента-очника при выборе дополнительной деятельности становятся удобные для нее часы. Они не должны накладываться на учебное расписание. Студенты хотят найти работу не только с гибким графиком, но и с возможностью дальнейшего обучения. И ведь находят ее! Или она находит их.

Ранним сентябрьским утром Маргарита искала место, где можно запастись кипятком. Ей предстояло ехать к друзьями в лес и ночевать в палатках. Возможности вскипятить воду в лесу не предвиделось, а согреваться чаем было необходимо. Забежав в случайную кофейню, Маргарита стала общаться с девушкой-бариста, пока та наливала ей воду в термос. Студентка спросила в шутку: «Вашей кофейне работник не нужен?». Через два месяца ей написала директор заведения и позвала на стажировку.


Бариста зарабатывает 900-1000 рублей за смену

Если студентам не помогает удача или знакомства, они пробуют прибегать к помощи интернет-сервисов. Самый известный из них– «HeadHunter» в топе предложений для студентов Воронежа выводит вакансии специалиста по приему товара, кассира, специалиста колл-центра.

От потенциальных сотрудников работодатели требуют образование не ниже среднего профессионального, а в 30% случаев – опыта работы с определёнными программами или на конкретной должности. Подавляющее число вакансий – это работа на полный рабочий день: продавцом, директором, сборщиком заказов. В их описании работодатели не указывают требования по графику и нагрузке на студента.

На популярных платформах по поиску работы – «HeadHunter», «Яндекс Объявления», «Авито» искала подходящую вакансию и Алёна Хлевнюк. В приоритете для не была работа, связанная с написанием текстов. Студентка хотела, чтобы она была приближена к профилю её образования. И только в крайнем случае девушка была готова пойти работать официанткой, хостес или продавцом. Первым на ее сообщение откликнулась компания по организации викторин. Студентка согласилась на предложение работать удаленно и выполнять разовые задачи.

– Работаю с заказчиком я недавно и не до конца понимаю суть моей работы, – признается Алена. – Я редактирую тексты, договора на игры с компаниями, делаю презентации и анализирую конкурентов. Работаю в свободное для меня время из дома и получаю оплату по факту выполнения заданий.


За неделю на фрилансе можно заработать 4000-5000 рублей

Алене повезло, ведь по статистике авторы вакансий на запросы от студентов отвечают редко. Виктория Галкина оставила на «HeadHunter» более 40 заявок. Не получив ответа ни на одну из них, решила прибегнуть к помощи групп и чатов по поиску персонала в социальных сетях. Однако нашла там много специфических предложений.

Самой неожиданной вакансией для студентки стало место менеджера онлайн-чата. Под таинственной должностью скрывались весьма пикантные обязанности. Работодатель предлагал Виктории под вымышленным именем общаться с мужчинами в социальных сетях и разводить их на деньги. Девушке обещали полную анонимность – она должна была общаться под вымышленным именем и фотографиями.

– Я не хотела обманывать людей и зарабатывать деньги нечестным, мерзким путем, – говорит Виктория.

Последней надеждой студентки стала идея стать репетитором. Она оставила свою заявку на «Авито» и предложила школьникам помощь в подготовке к экзаменам по русскому языку. Виктория хорошо знает его – свой ЕГЭ она сдала на 100 баллов.



– Я не надеялась на то, что на этом сервисе кто-то будет искать репетитора. Да еще и без опыта, – вспоминает Виктория. – Однако мое предложение ого-го как выстрелило! Я разметила его прямо перед периодом сдачи школьных экзаменов. Мне сразу посыпались просьбы, в которых «запоздалые» выпускники просили подтянуть их. После этого нашла постоянных клиентов на новый учебный год.

Самые важные условия работы


На следующий день я связалась со специалистом SMM-отдела веб-студии, где работал мой друг. В скором времени там предстояло работать и мне, только как – неизвестно. Я смутно представляла свои обязанности, на моем вооружении было только знания понятий «таргет» и «контент-план».

Маркетолог провела мне вводную лекцию и дала тестовое задание. Около месяца я вела инстаграм-аккаунт их студии и училась работать с платформой. В процессе мне посоветовали несколько инструментов по созданию контента и отправили в свободное плавание. Мне предстояло создавать идеи постов и искать новые способы оформления. На тот момент я не могла понять, насколько правильно я выполняю свою работу и в чем ее смысл. Я не получала критики или советов по тому, как можно ее улучшить. Да и оплаты за стажировку мне тоже не поступало. Однако меня устраивал факт того, что я учусь чему-то новому и занимаюсь этим в удобные для меня часы.

– Я принимаю студентов на работу, если у них есть желание обучаться и трудиться, – говорит работодатель Маргариты и индивидуальный предприниматель Наталья Синельник. – Работа бариста не требует исключительных навыков: приготовлению напитков и работе с клиентами мы обучаем стажеров достаточно быстро. Для студентов я индивидуально согласовываю график их работы. Предлагаю им смены после учебы или на выходных.

Ксения Грачева проводит детские праздники по вечерам в будни или на выходных. Больше всего в условиях работы девушку устраивают предписанные часы. Она работает 3-4 дня в неделю, от 3 до 9 часов в зависимости от дня недели и учебного расписания.


Ведущие детских праздников зарабатывают от 800-1500 рублей за 1,5 часовое выступление

– Перед выбором работы я советую подумать о том, готовы ли вы большую часть свободного времени посвящать ей, – говорит Ксения. – Затем уже обращать внимание на должности с гибким графиком и понимающим начальником. Выбирайте то, к чему у вас больше «лежит душа» и не забывайте узнать о размере зарплаты. Чтобы потом не было неприятных сюрпризов.

По трудовому законодательству, студент имеет право совмещать свою учебу с работой. Более того, абзац девятый части второй ст. 59 ТК РФ не только предусматривает возможность заключение трудового договора со студентом-очником, но и предусматривает дополнительные возможности для них. Согласно ст. 173-177 ТК РФ они имеют могут взять дополнительные дни на отпуск и беспрепятственно сдать итоговую аттестацию в нужные сроки. Со студентом, достигшим 18 лет, в обычном порядке может быть заключен как срочный договор, так и договор не на определенный срок (часть вторая ст. 59 ТК РФ).

После стажировки я стала вести инстаграм-аккаунт флористической компании. Я работала на постоянной основе помощником smm-специалиста. Трудовой договор со мной не заключили, а зарплату я получала через вторые руки. Дело в том, что мне отводилась четвертая часть от стоимости услуги, которую осуществляла наша веб-студия. При этом основная работа с аккаунтом лежала на мне.

Перед самыми «букетными» праздниками – 14 февраля и 8 марта мне увеличили часы ежедневной работы в 1,5 раза. За две недели до конца зимы я сказала о своем желании прекратить сотрудничество с компанией. В разгар праздников ее сотрудникам не выплатили зарплату, а моя веб-студия выдала мне из деньги из своего кармана, но по ставке прошлого месяца. Мои усилия, затраченные на работу с наплывом клиентов в последние недели, не окупились. Скорее, они ушли в полный минус. Плюсом для меня стал тот факт, что при отсутствии договора я могла прекратить работу в любой удобный для меня день. По этическим соображениям я не сделала этого. Жаль только, что исключительно на вопросах взаимного уважения ни один бизнес не держится.

Как совмещать с учебой?

В чем мне точно повезло, так это в возможностях совмещения учебы и работы. Два месяца моей деятельности в сфере SMM выпали на период онлайн-обучения из-за пандемии. Я могла приезжать на работу в удобные для меня часы, а расписание в период дистанционного обучения было более гибким.
По мнению работающих студентов, большинству из них удается «успешно» или «сносно» сочетать работу с учебой. Как отмечает исследователь Егор Декин в работе «Совмещение учебы и работы: сферы трудовой деятельности, в которые вовлечены студенты» большинству учащихся работа не мешает проходить обучение, а четверть из них легкостью совмещают оба вида деятельности.
Тем не менее, наблюдения ученых показывают, что существует взаимосвязь между длительностью рабочей недели и успеваемостью студента все-таки существует. Трудовая деятельность, занимающая более 24 часа в неделю, может плохо сказываться на оценках.
– Я стала замечать, что даже малозначительные дела по работе трудно совмещать с учебным процессом, – говорит Виктория Галкина. – Сейчас я горю желанием развиваться в сфере репетиторства, продвигать свою деятельность. Поэтому я все чаще откладываю учебу и занимаюсь подбором заданий для школьников.


За час начинающий репетитор может заработать 500-800 рублей

В будущем Виктория видит себя скорее репетитором, нежели журналистом. Опыт самостоятельной работы дал ей понять, что обучать школьников русскому языку ей гораздо интереснее, чем писать авторские тексты. Однако учебу в университете Виктория бросать не планирует – знания, которые она получает в университете, для нее важны.

– Преподаватели вуза готовы входить в положение студентов, если они работают по профессии, – рассказывает заместитель декана журфака ВГУ Елена Бебчук. – Тем не менее обучающийся обязан сдавать текущие работы – контрольные и тесты вовремя, чтобы не создавать лишнюю нагрузку в графике преподавателя.

Пропуск очных занятий студента может быть восполнен дополнительными заданиями. Однако при невыполнении учебного плана и наличии не устранённых в отведенные сроки долгов студента могут отчислить.

– В случае, когда он не успевает проходить обучение очно, деканат вуза советует студенту переводиться на заочное отделение, – комментирует Елена Бебчук.

Маргарита Дунаева, работая по выходным, успевала посещать все необходимые занятия в вузе. Однако на успеваемость и продуктивность учебы её работа все-таки сказалась. По словам студентки, она еще не научилась правильно распределять свое время и энергию.

– Если на парах мои одногруппники учились, то я нередко засыпала на занятиях, – признается Маргарита. – Думаю, что на учебу в большей степени влияла моя дезорганизация. А опыт помог мне научиться организовывать себя.

Работа тоже учит

Виктория Галкина после первого месяца работы репетитором съехала от мамы – начала снимать квартиру, завела крысу и собаку. Более десяти учеников она принимает в квартире, где теперь хозяйничает сама:

– Возможность зарабатывать для меня – это показатель независимости. К тому же, я занимаюсь двумя любимыми вещами – русским языком и преподаванием. Для меня это и труд, и отдых одновременно.

После нескольких месяцев работы в кофейне, Маргарита уволилась. Она решила идти дальше – заниматься любимым делом и преподавать танцы.

– Я решила попробовать что-то новое в своей работе, – рассказывает девушка. – Хотя я даже не воспринимаю это как серьезную деятельность. Танцую джаз-фанк, живу своим хобби и это для меня – самое главное.



По словам студентки, опыт работы бариста дал ей интересный навык не только по варке кофе, но и концентрирования своего внимания. Она научилась находить выход из трудных ситуаций самостоятельно. К примеру, когда не работала кофемашина или в заведении ее внимания ждала очередь клиентов.

Я поняла, что smm-специалистом я не буду. И то, что без трудового договора на дальнейшую перспективу работать больше не хочу. Я не заработала миллионы, не стала классным профессионалом, но обрела то, что важнее этого. Получила опыт работы, распределения своего времени и сил понимание их ценности. А еще – желание учиться.



Моя знакомая выпускница факультета журналистики ВГУ Ольга Федосова говорит, что это – главное свойство, которое может помочь вам в вашей будущей деятельности:

– Если бы я могла вернуться на 4 года назад и дать себе совет перед учебой в вузе, я бы себе сказала: «Пробуй!», – рассказывает Ольга. – Начинай искать стажировки с самого начала. В университете тебя научат теоретическим вещам. Применить их на практике как можно раньше крайне важно.

Не столь значимо, платят тебе или нет. Найди компанию, в которой ты бы хотел бы стажироваться. Смотри, что они делают, захватывай все, что можешь. Так будет больше шансов после выпуска иметь на руках не только резюме, но и понимание того, кем именно ты хочешь быть.

Ангелина ТАТАРИНЦЕВА
Фото автора, из архивов героев

0 комментариев