26 Апреля, Пятница, 13:55, Воронеж

Пчёлы-разведчики (команда №1)

По квесту



По ту сторону «ТЮЗ»а: от чекистов до детей




Сцена, зрительный зал, оркестровая яма, кулисы, гримерные… Всё это — стандартное представление о внутреннем облике любого театра. Меняется репертуар, актёры, интерьер, но неизменной остается только история. Сегодня герой нашего повествования – Воронежский театр юного зрителя.

Попытки создать театр были предприняты еще в 1932 году, но громких постановок на сцене не ставилось. Тогда он назывался «Молодой театр». Во время Великой Отечественной войны почти вся труппа ушла на фронт и его пришлось закрыть. Здание находилось на пересечении улиц Комиссаржевской и Фридриха Энгельса, где ныне размещается кинотеатр «Юность».

У театра для детей и юношества было не одно название: в 1932-1933 годах – Театр юного зрителя, 1933-1939 – Молодой театр, 1939-1940 – театр имени ХХ Ленинского комсомола, 1940-1941 – снова ТЮЗ. Спустя 18 лет в Совете Министров РСФСР по просьбе трудящихся вышло постановление об организации в Воронеже театра юного зрителя. В августе 1963 года съехались выпускники Ленинграда и Куйбышева и сами выбирали здание для будущей работы: в ДК Железнодорожников не было кулис, в филармонии оказалась слишком маленькая сцена. А вот в следующей постройке коллективу понравилось и они сказали: «Куйбышевцы и ленинградцы здесь остаются». В это время на втором и третьем этажах жили артисты филармонии.



Само здание родилось в 1935 году. Во время войны в нем был клуб НКВД, на первом этаже немцы держали конюшню, а в подвалах пленных солдат и жителей. Также в одном комплексе с клубом НКВД находится и дом НКВД, построенный для офицеров.



Расположен он по адресу Володарского, 70. Что интересно, дом построен полностью автономно: имеет собственную водонапорную башню, котельную, детский сад и санитарную часть. Площадь трёхкомнатных квартир составляет около 120 квадратных метров. Попасть туда гражданским было практически невозможно: единственный вход охранялся вооружёнными сотрудниками НКВД. Кстати, комплекс имеет ещё и тюремный блок. Когда после боёв за Воронеж во времена Великой отечественной войны дом был разрушен, офицерам НКВД пришлось жить в единственном сохранившемся здании — тюрьме.

Ходят легенды, что жёны и дети сотрудников НКВД погибали в результате несчастных случаев, трагедий или умирали от алкоголизма. Старожилы рассказывают, что между домом чекистов и зданием областного комитета партии на площади Ленина существовал подземный ход, построенный для того, чтобы офицеры могли передвигаться по городу незамеченными. Однако официально наличие таких коммуникаций не было подтверждено.

Анастасия ПАВЛОВА
Артём ИСАКОВ
Даниил ШИЯНОВ
Фото авторов и с официального сайта «Блокнот Воронеж»

За занавесом (как я попал в театральное закулисье, и что там увидел)



За кулисами «ШУТ»а: рецепт жизни для кукол




С 20 по 26 мая в Воронеже пройдёт первый международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского». Свои постановки представят известные российские, белорусские и французские кукольные театры. Зрителям всё покажется, как всегда, простым и органичным, но каждый спектакль — это огромный коллективный труд и месяцы подготовки. Мы побывали за кулисами Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени Владимира Вольховского и узнали о том, как проходит подготовка к премьерам.

То, что зрители наблюдают на сцене — слаженный и мастерски отточенный процесс, в котором на разных стадиях принимают участие десятки человек. Обычно кукольный театр представляет за год две премьеры — один детский спектакль и один взрослый. Любой новый спектакль зарождается в рабочей комнате режиссёра. Именно он продумывает примерную сценографию и строит план того, как литературное произведение можно перенести в формат кукольного спектакля. После этого режиссёр начинает работать с художником — рассказывает ему о том, что хочет видеть на сцене. Художник делает первые эскизы, а затем на техническом совете согласовывает их с теми, кто будет изготавливать материальную часть спектакля. Занимается этим бутафорский и пошивочный цеха — там кукол делают из папье-маше и проволоки, крепят им парики, а затем обшивают тканью и шьют для них наряды.



Заведующий постановочной частью Борис ДЕРЕВЕНСКИХ рассказывает, что для одной из постановок — «Король лир» — куклы, реквизит и декорации готовились в течение одного года. Все куклы были ростовые (то есть повторяли размеры и пропорции человека — прим. ред.) и делались вручную, вплоть до мельчайших деталей.

— Помимо ростовых есть планшетные куклы, которые передвигаются по полу; тростевые, использующиеся в основном в детских постановках, когда трость прячется за ширмой; тантамарески, в которых участвует голова актёра, а туловище куклы. Существуют всем знакомые марионетки и перчаточные куклы, а также маски для артистов — застывшие или мимирующие, способные двигаться. То, какие куклы лучше всего подойдут для отражения всех аспектов спектакля, решает режиссёр, — говорит Борис ДЕРЕВЕНСКИХ. — После того, как работа с материальной составляющей завершена, театральный коллектив приступает к репетициям.



Репетиции — тоже очень важная часть постановки. Сначала несколько раз проводится устная читка пьесы и режиссёр распределяет роли, а артисты закрепляются за определёнными куклами. Кстати, артист-кукловод — невероятно редкая профессия, и в Воронеже таких специалистов не обучают. После того, как роли распределены, начинается самое сложное: профессионально поставить спектакль, то есть привести происходящее на сцене к органично смотрящемуся единому целому. Это трудный процесс, занимающий месяцы — он длится вплоть до премьеры. Кстати, если в спектакле кукла меняет выражение лица или одежду, то для неё делается один или несколько дубликатов.

Куклы, участвовавшие когда-то в спектаклях, но сейчас покинувшие сцену, хранятся в музее кукольного театра. Посмотреть на них может любой посетитель театра, заплатив за вход символические 20 рублей. Куклы-пенсионеры представлены и в зимнем саду — в холле «Шута», вход в который доступен в рабочее время. Помимо этого там размещены награды театра, в том числе федерального уровня.



Театр кукол ежегодно выезжает на гастроли. По словам Бориса ДЕРЕВЕНСКИХ, театральный коллектив, действующие куклы, реквизит и декорации посетили много европейских стран — например, Польшу, Чехословакию, Испанию, Германию и Швейцарию. С гастролями приезжают и к ним — так, в апреле 2018 года со спектаклем «Фэн и небесный дракон» на воронежской сцене выступил коллектив Горловского городского театра кукол «Донбасс».

Спектакли в «Шуте» не только для детей, но и для взрослых. Заведующая музеем кукол Ирина БОЙКОВА обещает, что некоторые из постановок затронут даже самого эмоционально устойчивого человека — побудят вместе с героями и смеяться, и плакать. Наверное, поэтому на кукольные спектакли приходят студенты воронежских вузов — не только в рамках университетских дисциплин, но и для того, чтобы хорошо провести время.

— Впервые в кукольном театре я побывала, когда выполняла задание по культурологии, — делится студентка Воронежского государственного медицинского университета. — Мне понравилось и теперь я хожу сюда примерно раз в месяц. Отличный вариант для полезного досуга или досуга с детьми.

Справка «P.S.: 5 сов»:

Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского» проходит в Воронеже впервые. Пока в нём принимают участие восемь театров — шесть российских и два зарубежных. Открытие фестиваля состоится 20 мая в 18:00 в здании воронежского кукольного театра.

Маргарита ЗОЛОТАРЁВА
Фото Артёма ИСАКОВА

«Жизнь — театр, и все мы в нём актёры» (свободная тема)


Как не стать марионеткой в руках опасного кукловода?




Он был одет в тёмную куртку, а за его спиной мы увидели небольшой походный рюкзак. Мужчина стоял поздним вечером на остановке и ожидал маршрутку. Увидев нас, он спросил, где сейчас находится и на каком автобусе может добраться в центр. Мы доброжелательно ответили, а в ходе последующей беседы выяснили, что молодой человек путешествует автостопом и ищет ночлег. Правда, спустя буквально две минуты, он начал путаться в фактах и рассказывать неправдоподобные истории. Как только автостопщик понял, что мы не спешим уходить, он начал предлагать «потусить» вместе и активно просился к нам на ночь. Мы с самого начала рассказали ему о том, над чем работаем, и это очень сильно его заинтересовало.

— Увлекательная у вас тема для материала. Я с этим согласен, — сказал он. – Жизнь – театр, а мы играем в нём роли. Люди часто примеряют маски, чтобы получить желаемое.

Тактично попрощавшись с новым знакомым, мы пошли дальше и задумались о его словах. Молодые люди любят заводить новых друзей. Это может происходить на работе, на вечеринках, в интернете и… на улице. Молодёжь легче, чем взрослых людей, зацепить необычным вопросом или интересной историей из жизни. Они охотнее отвечают и чаще помогают. К сожалению, такой человек – идеальная мишень для преступника, который ради своих целей станет кем угодно и сыграет любую нужную роль.

— Я люблю новые знакомства и отношусь к ним положительно, — говорит студентка ВГУ Алина МОРОЗОВА. – Но мне не нравится, когда люди пытаются навязать своё общение, особенно, если я дала понять, что не хочу знакомиться. Если не быть бдительной, такие персонажи могут быть опасны.

Согласно официальной статистике МВД за 2017 год, в Воронежской области было зарегистрировано 1795 заявлений о пропаже людей. Из них не нашли 457 человек. Следователи возбудили уголовные дела по 17 сообщениям, но 10 из них к концу года так и остались нераскрытыми.

— В нашей практике мы не раз сталкивались с похищениями, нападениями и другим криминалом. Люди исчезают часто. Конечно, в основном это пенсионеры – забывают дорогу домой, — сообщает старший информационный агент поисково-спасательного отряда «Черноземье» Мария ЦЫПКОВСКАЯ. – Но среди пропавших есть подростки и студенты: бегут от родителей, от долгов или жаждут острых ощущений. Страшно, когда люди пропадают в пригороде – там складывается высокая вероятность того, что человека не найдут. За всё время существования отряда искали около 300 людей, из них живыми нашли 250. А вот судьба примерно 30 человек до сих пор неизвестна.



По информации поисково-спасательной волонтёрской организации «Лиза Алерт», с начала 2019 года к ним поступило 13 заявок о пропаже молодых людей. По словам регионального председателя воронежского отряда «Лизы Алерт» Натальи ФИЛИППОВСКИХ, бывает и такое, что после исчезновения молодёжь не находят совсем. Это случается потому, что человек мог погибнуть, потерять память, стать жертвой несчастного случая или попасть в рабство. Например, к нему могли подойти на улице, предложить работу, а потом обмануть.
Так как же обезопасить себя? Избегать любых уличных знакомств – слишком радикально, ведь многие люди любят новые впечатления. Но если быть осторожнее, риск того, что вы станете жертвой преступления, снизится в разы.

Не принимайте приглашения на вечеринки от незнакомых людей – если вы хотите пообщаться с человеком, предложите ему зайти в круглосуточное кафе. Если вас решили подвезти до дома, лучше отказаться – цена в 150 рублей на такси точно окажется меньше цены жизни. Работу или подработку лучше искать на проверенных сайтах, а не на улице, а возле шоссе и трасс ходить исключительно по дорожкам для пешеходов.
Но можно ли понять то, что человек преступник, при одном взгляде на него или в минутном разговоре? Определить безопасное знакомство довольно сложно, но есть признаки, которые должны как минимум насторожить: спутанная речь, отсутствие ориентации во времени и пространстве, «стеклянные» глаза, нервозность, несоответствующие ситуации жесты и мимика, несовпадение фактов, активное заманивание и использование нетрадиционных методов убеждения (гипноз, НЛП*).

Первые три относятся к людям, которые находятся в состоянии наркотического опьянения. С ними ещё опаснее, ведь они воспринимают окружающий мир по-другому. Но эти признаки проявляются не всегда. Если пьяного распознать легко, то с наркоманами гораздо сложнее: человек может говорить вполне связно, быть уверенным в произносимом и выглядеть интеллектуалом. Особенно легко запутаться, если собеседник действительно интересный. Единственное, что можно посоветовать в этом случае – обращать внимание на мелкие детали и уходить сразу же, как только заметите опасность.

Допустим, вы поняли, что хотите уйти от «нового знакомого». Делать это нужно тоже осторожно, чтобы не спровоцировать его на агрессию или предложения и попытки проводить вас. Если это случилось, не стоит показывать, где вы живёте или работаете. Собеседник угрожает вам словами или оружием? Тогда немедленно уходите от него, зовите на помощь или бегите туда, где видите людей. Если он не проявляет агрессии, то можно извиниться, сославшись на то, что вам пора, и вежливо попрощаться. Такие вещи, как электрошокер или перцовый баллончик, сильно обезопасят вас, если вы научитесь ими пользоваться. Купить их можно в специализированных военных магазинах и магазинах для охотников. Стоимость электрошокера в Воронеже колеблется в районе 1500-2500 рублей, а перцовый баллончик можно купить за 350-600 рублей.

— У меня бывало такое, что я находила новых друзей именно на улице. Ко мне подходили, знакомились, и потом оказывалось, что это прекраснейшие люди, с которыми у меня куча общих интересов и тем для разговоров, — делится студентка ВГУИТ Дарья ВОЛОБУЕВА. – А вот моей подруге однажды не повезло, и она чуть не попала в беду: познакомилась на улице с молодым человеком, он предложил подвезти её, перестал отвечать на вопросы подруги, а затем свернул не там и начал домогаться. Её спас звонок от папы – водитель испугался и повёз подругу обратно. Если бы телефон был в беззвучном режиме, страшно представить, что могло бы случиться. Так что всё индивидуально. Главное – по-взрослому оценивать поведение собеседника и учиться быстро находить решения в сложных ситуациях.

Справка «P.S.: 5 сов»:

*НЛП — нейролингвистическое программирование. Представляет собой технику копирования вербального и невербального поведения людей с целью расположения их к себе. Сопротивляться этому не всегда просто.

Маргарита ЗОЛОТАРЁВА
Артём ИСАКОВ
Даниил ШИЯНОВ
Фото Виктории НЕНАШЕВОЙ

Актёры (режиссёры, драматурги) среди нас



Воронежский актер не грезит Голливудом, а хочет продолжить преподавательскую родословную




Василию Лысякову 21 год, он — будущий профессиональный актер театра и кино. В детстве его интересы были отдалены от творческого мира. Василия тянуло к естественным наукам: космос, природа, физика, химия. К 9 классу все поменялось: больше стали нравиться литература и всё, что связано с театром и кино. Видимо, любовь к перевоплощениям актеров с детства повлияла на дальнейший выбор.

«Тогда я понял к чему лежит душа. Знаете, все читали стихи „на отвали“, а я так не мог. И меня часто звали читать произведения на школьные праздники. Помню, что выступал с пушкинским „Письмом к женщине“, играл в сценке по „Герою нашего времени“ в роли Грушницкого — антагониста — уж очень люблю злодеев, они интереснее».

Еще до поступления Василий обладал хорошей фантазией и мог «извернуться», чтобы, например, отпроситься погулять. «И, знаете, я верил в свою ложь. Вот так правдоподобно лгал, что верил в свою придуманную историю».

Книги — это способ прожить тысячу жизней, пропустить всю палитру состояний через себя. Ведь на выходе можно стать интересным и образованным человеком. Любовь к литературе у актера пришла от его мамы, которая является преподавателем кафедры истории журналистики и литературы. В детстве вместо того, чтобы играть с «мальчиками из сомнительных компаний», он сидел дома с книгами. «Я, конечно, ненавидел всё это, и мне хотелось гулять, но зато я стал начитанным. Каждому своё». Юлия Александровна изначально хотела, чтобы сын получил гуманитарное образование, склоняясь больше к истории, но всё же позволила пойти туда, куда ему хотелось. Она даже помогла разобраться в литературной программе при поступлении и нашла преподавателей для подготовки к нему.

В 2016 году поступление во ВГИИ стало для него нелёгким испытанием. Нужно было серьёзно поработать над речью при чтении в слух басен, прозы и стихов. Единственное, с чем не было проблем — это физическая подготовка: «потрюкачить», как говорит Василий — это всегда пожалуйста. Он в хорошей физической форме. Это позволяет делать трюки, которые он просто обожает. По словам актера, это у него выходит даже лучше чем играть роли. «В меня как-то „стреляли“ на сцене и я так при всех опрокинулся на спину, будто действительно убитый, что зрители поверили и начали аплодировать».

После поступления Василий понял, что стать актёром не так-то просто и не у каждого это получится. Хороший актер должен уметь «копаться» в себе, разбираться со своим «Я», задавая вопросы «А почему так, а не иначе?», что бывает очень сложно. Стоит учитывать также и способности самих актеров. У кого-то они есть от природы, а кому-то приходится «грызть гранит науки», но и там, и там, нужно много работать. С каждым курсом студенты-актеры все больше смотрят на вещи осознанно и все меньше сквозь «розовые очки» признания и славы, у них появляется трезвая оценка своих возможностей. В отношении себя Василий скромен и не думает, что он хороший актер или когда-нибудь станет таким. Всё ближе к выпуску амбиций у него становится меньше. «Но, возможно, кто-то зажигательный и очень эмоциональный, сможет и Голливуд «покорить». Я не хожу на кастинги, считаю, что это мешает учебе. Может быть, когда-нибудь...».



«Театралка» — это школа жизни, способ измениться в лучшую сторону, развить социальные навыки: харизматичность, обаятельность, стрессоустойчивость. Когда актеры разбираются в психологии главных героев, они одновременно учатся и тому, как правильно поступать в подобных ситуациях. Я уверен, что театр будет жить. И сейчас он жив, как никогда, потому что кино — это кино, а театр — совсем про другое. Это всегда интересно тем, что один спектакль может исполняться по-разному. Он будет жив, пока есть зрители".

Когда не хватает вдохновения, как утверждает актер, необходимо заставлять себя много работать, и тогда оно обязательно придет. «Вдохновение есть во всем: в грустном, в весёлом, в красивом, даже в отвратительном. Лично для себя черпаю его в обычных людях. Ведь всё гениальное — просто. Однажды не смог вжиться в роль веселого, отрывного студента по произведению Вампилова „Прощание в июне“ и меня с нее сняли».

На втором курсе Василий готовил самостоятельный отрывок по Пушкину «Скупой рыцарь», но в итоге он не получился, хоть и был не так плох. «Тогда я был в дурном настроении, хоть и понимал, что это не единственное неудачное падение в жизни. Но я захотел уйти, забрать документы с мыслями о том, что всё надоело и ничего не получается. Но потом подумал и понял, что мне есть ради чего остаться в этом институте до конца обучения».



В свободное время он занимается спортом, любит тягать «железо», проводить спарринги — говорит, что это помогает отключить голову. Лавируя между занятиями, он ходит в четыре разные студии и позирует художникам в роли натурщика. В среднем это занимает 45 минут, но есть и быстрые наброски за пять минут. Иногда в перерывах между парами Василий ходит в графическую студию, где рисуют компьютерные игры. «Когда мне хочется, чтобы это время прошло быстрее, то думаю о чем-то хорошем. Например, недавно вспоминал предыдущий год — с января он был таким событийным! Я прокручивал это в голове 15 часов. И могу сказать, что жизнь прекрасна и удивительна».

Сейчас Василий регулярно играет в спектакле по Владимиру Высоцкому «Прерванный полёт». Вы можете увидеть его в ТЮЗе на малой сцене каждый понедельник в 19:00. Спектакль поставлен старшим преподавателем актерского мастерства и режиссером Вадимом Кривошеевым.

В дальнейшем Василий с удовольствием бы занялся педагогикой. На факультете ВГИИ есть предмет «Сценическое движение» — там будущие актеры занимаются жонглированием, фехтованием и сценическим боем. Василий думает учить этому подрастающих актеров под слоганом: «Сам обучился, теперь хочу передавать знания другим поколениям. Всё-таки преподавание у меня в крови».



«Интервью, знаете, это как спектакль — одна попытка, второй нет. Я был максимально искренен с Вами».

Виктория НЕНАШЕВА
Фото Анастасии ПАВЛОВОЙ и из личного архива интервьюируемого

0 комментариев