26 Апреля, Пятница, 13:16, Воронеж

Виталий ЖИХАРЕВ: “ДАЖЕ МЫСЛЕЙ НЕ БЫЛО ОБ ЭТОЙ ПРОФЕССИИ"

20 апреля на факультете журналистики в рамках “Дня закрытых дверей” студенты встретились с Виталием Ивановичем Жихаревым — публицистом, прозаиком, членом Союза журналистов и Союза писателей России.
“День закрытых дверей” — это специальный проект Анны Огулы, которая в этом году защищает диплом на тему “Продвижение “Ассоциации выпускников ВГУ” как коммуникационная задача вуза”. Цель проекта — установить контакт между студентами и выпускниками журфака.
Мне повезло побывать на встрече с Виталием Ивановичем Жихаревым.


Как произошло ваше знакомство с журналистикой?

— В пору юношеских мечтаний даже и мыслей не было об этой профессии. Интерес был к технике — электричеству, радио. Но в армии познакомился со старшиной-сверхсрочником Иваном Ушаковым. Он тоже воронежский, служил испытателем танков и считался одним из лучших механиков-водителей. Как-то тот признался, что был в составе одной из антарктических экспедиций. Я не поверил. Тогда Ушаков принёс книжку. Она называлась «Белые сны». В ней автор, некий Василий Песков, рассказывал о командировке в Антарктиду. На одной из страничек упоминался розовощёкий механик-водитель тягача Иван Ушаков. Ещё этот Ушаков заметил, что знается с Песковым, и поведал, какой это прекрасный человек. И книжка, и рассказ старшины произвели на меня сильное впечатление. Вскоре в редакцию газеты Московского военного округа «Красный воин» ушло моё письмо с рассказом про Ивана Ушакова. Удивительное дело — ровно через неделю на первой странице этой большеформатной газеты красовался мой «шедевр» под заголовком «Товарищ старшина». С перепугу я собрал все тринадцать экземпляров «Красного воина», приходивших в роту, и спрятал под матрас. Наш ротный капитан Половинка всё же прознал про мой дебют и тотчас привлёк делать ему контрольные работы — он заочно учился в строительном институте. Пришлось осваивать научный коммунизм, рисование, сопротивление материалов… Бывало, недосыпал. Но зато у меня был доступ в гарнизонную библиотеку, откуда я черпал знания и для себя. Ну и, разумеется, продолжал писать в «Красный воин» и на малую родину в Анну, в газету «Ленинец».

Получилось у вас устроиться в журналистике после армии?

— Сразу после армейской службы я на такую работу вообще не рассчитывал. Думал, устроюсь куда-нибудь (у меня диплом техника-электрика был), буду заметки в газеты пописывать, а там видно будет. И тут опять Бог вёл… Поехал в Анну одёжку гражданскую прикупить. Вижу в центре вывеска: «Газета „Ленинец“. Зашёл. Попался на глаза заведующему отделом писем Свиридову, который присылал мне в армию опубликованные материалы. Разговорились. Потом Свиридов повёл меня к редактору по фамилии Мартынов. Тот долго любопытствовал про службу, про родителей, про планы. В общем, зашёл я в редакцию, а заодно и в профессию. Назначили меня корреспондентом. Поначалу не всё ладилось. Но я учился у других, много читал (журналисту очень нужны энциклопедические знания), не ленился многократно переписывать тексты, пешком обходил многие сёла. Поступил учиться заочно на факультет журналистики. Старания окупились: через три года я был уже заместителем редактора в „Ленинце“, а ещё через пару лет меня вытребовали в Воронеж, в легендарный „Молодой коммунар“.

Что вам дал „Молодой коммунар“?

— Тут я прошёл настоящую профессиональную школу. Научился ответственной коллективной работе и настраивать коллег на такую работу. „МК“ тогда считался одной из самых сильных молодёжек Советского Союза. За годы работы здесь заместителем редактора, а потом и редактором, я не просто познакомился, но и подружился с выдающимися выходцами из этой газеты — Борисом Ивановичем Стукалиным, Евгением Пантелеевичем Дубровиным, тем же Василием Михайловичем Песковым.

Вас считают обладателем своеобразного рекорда: вы единственный, кто руководил тремя самыми главными и самыми влиятельными воронежскими средствами массовой информации.

— Так сложилось. В 1988 году приказом по Гостелерадио СССР меня назначили председателем Воронежского областного комитета по телевидению и радиовещанию (ныне телерадиокомпания на ул. Карла Маркса, 114). Огромный и очень сложный коллектив, вместе с „технарями“ за триста человек. Там были самые тяжёлые годы в моей жизни. На стыке восьмидесятых и девяностых развалилась большая страна. Борьба старого с новым обретала причудливые и даже трагические формы. К власти нахраписто рвались люди нередко сомнительных достоинств. Узкий круг лиц растаскивал имущество, нажитое всем народом. В этих условиях нам на областном телерадио удавалось удержаться, что называется, на плаву. Даже поправили материальное положение, создав коммерческий центр, освободив тем самым творческих сотрудников от нужды добывать рекламу. Многие телепередачи, чего не было до нас, шли в прямом эфире. Да и сегодня прямого эфира — в условиях свободы и демократии — что-то не видно… Ну и, наконец, была в моей жизни „Коммуна“. Ей я отдал два года до телевидения и радио и семнадцать лет после. Причём, с 1994 года по 2010 служил там главным редактором. Если кто не знает или забыл: „Коммуна“ в советский период была главной газетой области, опорой власти. В новое, постсоветское время наш коллектив решил из-под власти уйти и попробовать пожить с опорой на собственные силы и на поддержку читателей. Власть сопротивлялась отчаянно, но мы победили. Наш опыт трансформации подвластного издания в независимое в своём роде уникален и поучителен. Лишь несколько газет в стране такого класса как „Коммуна“ выдержали испытание рынком. Не случайно, что вместе со мной пятеро „коммуновцев“ стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации за 2010 год. А ведь до этого я ещё успел „поцапаться“ с губернскими властями: будучи председателем правления Вронежской областной организации Союза журналистов выступил с серией статей в защиту нашей профессии, прав и свобод тружеников пера от чиновного произвола. Публикации имели большой общественный резонанс. В мою поддержку выступил, в частности, декан журфака Владимир Васильевич Тулупов. Кстати, 20 мая “Коммуна” отметит столетие, это настоящее событие в воронежской прессе.

Помимо журналистики вы увлекаетесь фотоделом. Я была в прошлом году на вашей персональной выставке в Домжуре...

— Считаю, что журналист должен уметь фотографировать. При современной технике сделать снимок просто и дёшево, а если потренироваться, то можно и хороший снимок сделать. Но всё-таки я не профессионал, как скажем, ваш преподаватель Михаил Петрович Вязовой. В этом деле я скорее репортёр и даже любитель. Мне посчастливилось много поездить по миру. Был в США, Индонезии, Сингапуре, Китае, Иране, Марокко, Франции, Германии, Швеции, Финляндии, Израиле, Испании и других странах. Там не отдыхал, я это делать не умею, — изучал опыт газетной работы, участвовал в конференциях, семинарах и так далее. Сделал тысячи снимков. Лучшие экспонировались на персональных выставках. Прошлогодняя в Домжуре — десятая по счёту.

Виталий Иванович, вы написали не одну историко-документальную книгу. Расскажите, в чем разница между работой журналиста и писателя? Что журналист может быть писателем — понятно, а возможно ли наоборот?

-За времена, в которых не жил, говорить не могу, но сегодня журналистика — это профессия, это достойная работа, которая, чтобы там ни говорили, влияет на жизнь и настроение большого числа людей. Литература, увы, такую роль утратила. Тиражи крошечные. 100 — 200, ну 300 экземпляров. За них не прокормишься. Прежде писатели выходили из газет потому, что литература считалась как бы высшим пилотажем. И назад не возвращались. За гонорары можно было прожить, иногда даже хорошо. Сейчас им выходить некуда, гонораров практически нет. Вообще бы хотел заметить, что труд журналиста, особенно газетчика, при его высоком качестве — это труд тяжкий. Он требует физического напряжения, дисциплины, ответственности за слово. В редакции долго не задержишься, если будешь сидеть, разглядывая потолок с сигареткой в зубах. Литературный труд имеет другую организацию. Но должность „писатель“ в реестре профессий не существует… Что касается моей литературной работы, то она имеет направление документальное, публицистическое, историко-краеведческое, то есть, в принципе, вытекающее из журналистики.

Сейчас вы работаете в воронежском Союзе писателей. Как так получилось? Есть в Воронеже настоящие таланты?

— После ухода из “Коммуны” я думал отправиться на дачу отдыхать, но коллеги по воронежской организации Союза писателей России, в котором состою с 2003 года, избрали меня своим председателем. Я и сейчас там занимаюсь на общественных началах в качестве заместителя председателя. Так что в курсе литературного процесса. При писательском безденежье нашим прозаикам и поэтам удаётся издавать книги. И даже очень неплохие. Но большинство, конечно, пишут в стол. Радует молодое поколение. Здесь есть талантливые ребята. Например, Алексей Ряскин, один из молодых членов Союза писателей, между прочим, выпускник нашего журфака. Он издал сборник стихов, роман, потом повесть. Уже успел стать лауреатом Исаевской премии. Есть и другие имена.

А может ли областная организация Союза писателей принять студентов на практику?

— Конечно, может. Студенту журфака, пришедшему на практику, я бы сейчас предложил написать, например, историю нашей писательской организации. Эта тема может вылиться даже в выпускную работу. И для нас была бы польза — до сих пор не имеем цельного представления о советском периоде воронежской литературы. И мои коллеги по перу, и я — все мы готовы помочь. Приходите.





0 комментариев