19 Мая, Воскресенье, 11:13, Воронеж

Год российского кино: король умер – да здравствует король!

Идея назначить 2016-й годом российского кино показалась невероятно умной и правильной. Ведь пока на кино не обращали должного внимания, обучая детей другим формам искусства, оно вырвалось на первый план и там закрепилось. Теперь, когда календарь на исходе, самое время подвести итог: каким вышел этот год кино для Воронежа, и во что реализовалась идея?


В школе о кино говорить непринято. Зачем? Есть литература. Так вас берут за руку и ведут по галерее: вот, Ваня, смотри, это Пушкин – наше все. А вот, Танечка, Достоевский – тоже великий русский писатель. А это, Серёженька, Бродский – все, но не наше. Или наше, но не все. Короче, проходим мимо. Дальше в этой галереи – художники: вот Пикассо, а это – Шишкин. Ваня, убери телефон! – ругается экскурсовод-преподаватель. Нет, в телефоне значительно интереснее. Как-никак, на дворе давно не Ренессанс. А потому удержаться в рамках устаревших форм повествования о мире вокруг нас – невозможно. Отрицать очевидное глупо – кино сегодня более информативно и доступно, чем любое другое искусство. Пожалуй, что в 21 веке произойти иначе и не могло. В век, когда даже в самом кино форма начинает превалировать над содержанием. И мы здесь оказались. Но почему-то вдруг галерея заканчивается. Последние метры галерейного коридора – художники или композиторы, всего парочку, с приглушенным светом, так, что Ваня сейчас уже и не вспомнит, кто там был. А дальше – темнота. Но постойте. Наверняка, эту темноту осветит кинопроектор (для этого здесь и темно, не иначе), на белом полотне появятся картинки, замелькают любимые герои… Ан нет. Мы ошиблись. Здесь только темнота. И разбираться придется самим, на ощупь. Не добралось еще современное среднее образование до братьев Люмьер, их поезд еще не пришел. Как и всех других, не менее значимых: Антониони, Феллини, Тарковского, Эйзенштейна, Бергмана… фамилии можно перечислять с утра до вечера. Однако положение дел это не изменит.

«Франкофония», реж. Александр Сокуров

Проблема здесь, безусловно, не только в кинообразовании, точнее, его отсутствии на этапах школьного обучения (поход всем классом на фильм раз в полгода – не в счет), но и в системе в целом. Кино для сегодняшней России существует только как форма досуга, развлечения. Убедиться в этом просто: достаточно зайти в любой из кинотеатров. Система проката такова, что популярный блокбастер, собирающий внушительную кассу, будет идти во всех залах, весь день и обязательно через каждые полчаса, не дай Бог, вы не увидите премьеру. Поэтому, даже опоздав на свой сеанс, вы ничего не потеряете. Пропустив чашечку кофе, отправитесь на следующий – двадцатью минутами позднее. Отсюда несложное умозаключение, до которого вы и сами уже дошли: сеансы любых других фильмов (менее раскрученных) приходится урезать, показывая некоторые из них 1-2 раза в день. И тут вы уже возмущенные, что не успели на единственный вечерний сеанс какого-нибудь чудесного фильма Михаила Местецкого, подходите к кассам и, пытаясь сдержать эмоции и не выругаться, спрашиваете: «Но почему же так?! Почему нельзя поставить еще хотя бы парочку сеансов? Ведь люди ходят на фильм!» На что, конечно же, не получаете никакого внятного ответа. И справедливо. Ведь ответы нужно искать не здесь. До них, ответов, вообще пока далеко. Важнее – правильно формулировать вопросы.

«Тряпичный союз», реж. Михаил Местецкий

«У этой проблемы есть две предпосылки, – комментирует сложившуюся ситуацию преподаватель Санкт-Петербургской школы Телевидения Ярослав Солонин. – Первая: низкий уровень кинокультуры среди населения. Отсутствие у массового зрителя потребности в хорошем кино, слабое представление (особенно это касается совсем юного поколения) об истории кинематографа, в частности – своего. Кстати, это проблема не только России. На родине Феллини современному итальянцу как-то «побоку» на автора «Дороги» и «Восьми с половиной». Я это не придумываю. Об этом еще рассказывал известный просветитель и знаток культуры Евгений Жаринов.

Но вернёмся к России и к её проблемам непосредственно. Один из главных недостатков современного проката – отсутствие альтернативного мышления. То есть пусть остаются «Звёздные войны», это не худший вариант. Но это, так называемый, overground, то, что гарантированно соберет кассу. Однако параллельно должны идти показы другого кино. Я бы сравнил это с музыкальной индустрией – есть «major label» и есть независимые лейблы. В настоящее время те, кто определяют, что будут крутить в кинотеатрах, очень небрежно относятся к внушительной целевой аудитории – любителям хорошего кино, кино такого умеренного – между Сциллой блокбастеров и Харибдой лютого экспериментального, условно говоря, – арт-хауса.

Я скажу так – и у любителей развлекательного кино, и у одержимых синефилов всё в порядке. Для первых всегда к услугам кинотеатры, вторые позаботятся о себе сами. Они самостоятельно отыщут условного Лав Диаса, организуют киноклуб, что-нибудь ещё такое сделают. Но средняя прослойка аудитории никак не задействована. А выглядит эта прослойка так: люди, потребности которых выходят за рамки мейнстрима, но не имеющие сил, времени и возможности читать о кино, отслеживать новинки, следить за фестивалями. Однако они бы с радостью ходили на Наумбаха или Линклейтера. Для этой перспективной прослойки и надо стараться. Это люди, способные воспринимать и анализировать небанальные сюжеты, имеющие большую потребность к эмпатии. Для них и нужны сеансы такого инди-кино в кинотеатрах.

В Воронеже ситуация отнюдь не катастрофична. Есть фестивали, по типу «Осень P.S» и ему подобные. Но этого, безусловно, мало. Хорошее кино не должно стоять особняком и говорить – «вот, я тут стою, все такое красивое и редкое, на меня только умники ходят». Нет, его нужно показывать так же полноценно».

«Ученик», реж. Кирилл Серебренников

Однако ограниченный прокат фильмов – только полбеды. Так, например, после просмотра замечательного триллера Тома Форда «Ночные животные» (он же «Под покровом ночи»), я позвонил домой и настоятельно рекомендовал картину отцу. Но вскоре выяснилось, что в Старом Осколе такого фильма нет в прокате. Подобную проблему мне пришлось испытать еще летом, когда хотел посмотреть на большом экране нашумевшую картину Николаса Рефна «Неоновый демон». Чтобы это сделать, пришлось совершить рейс в другой город. Собственно, в Воронеж. И таких случаев – масса. Вот вам один из них.

«Я приехал в Воронеж из Кантемировки, — рассказывает студент 2-го курса ВГУ, Исмаил Абдуллаев, — и раньше, чтобы посмотреть кино, мне приходилось 1,5 часа добираться на электричке до другого города. Все дело в том, что в Кантемировке всего один кинотеатр, еще советских времен. Называется он, конечно же, «Октябрь» (надпись сделана в стиле – красными буквами). Можете себе представить кинозал: деревянные полы и стулья, никакого освещения. Как, впрочем, и отопления. Поэтому зимой в кинозале стоят морозы, зрители дрожат, кутаясь в шерстяные пальто или разноцветные пуховики, словно действие происходит на стадионе. Кино показывают не с пленки, а запускают через DVD, прямо с диска. Поэтому, как вы уже догадались, ни о каких премьерах речи и быть не может. Посмотреть можно только то, что уже давным-давно вышло в прокат. Ну, а поскольку я любил кино с самого детства (после того, как впервые посмотрел «Властелин колец»), такой расклад меня совершенно не устраивал. И вот, если мне хотелось увидеть какую-нибудь премьеру на большом экране, я просыпался рано утром, ехал на вокзал, брал билет на электричку и мчался в соседний город (Россошь), где мог посмотреть долгожданный фильм. Обратная электричка была только поздно вечером, поэтому на поездку в кино уходил целый день. Однажды я не рассчитал время сеансов и опоздал на поезд. Денег не осталось. Я уже готовился ночевать на вокзале, когда за мной на такси приехала мама.

В Воронеже, конечно, ситуация с показом кино обстоит значительно лучше. Прокат довольно широкий, зачастую можно даже смотреть фильмы с оригинальным звуком и субтитрами. Однако некоторые фильмы также обходят столицу Черноземья стороной.

Постскриптум интересный факт. В прошлом году писали, что в кинотеатр нашего города вложили большие деньги и теперь, по идее, он должен стать современным и удобным. Но пока никаких изменений не произошло. Красный «Октябрь» по-прежнему родом из Советского Союза».



Очевидно, что таких городов, кинотеатров и примеров – десятки, если не сотни по всей России. Пропорция прямая: чем меньше город, тем меньше шансов увидеть кино. И если одни, особенно настойчивые, будут бежать на электричку, в надежде приоткрыть для себя новые формы искусства, то другие плюнут, махнут рукой, а на сэкономленные от билетов деньги купят бутылку какого-нибудь спиртосодержащего. И бедные Герцен с Чернышевским опять ворочаются, им никак не дадут покоя: Кто виноват? Что делать? Вопросов накопилось множество, а ответов – пока ни одного.

Пытаться спрятать кино от зрителя – бессмысленно и бесполезно. Все равно он, зритель, найдет. Ведь находил всегда. И в Советском Союзе, где, скажем, западное кино было под запретом, и сегодня, где все вроде бы разрешено. Тогда – в киноклубах ставили четыре телевизора, один на другой, так, чтобы получался большой экран. Умельцы объединяли четыре картинки в одну и пускали фильм на кассете, в самом что ни на есть ужасном качестве. Но люди приходили смотреть. Это было тогда. А сегодня… Впрочем, так и сегодня. Только более цивилизованно, что ли.

Вот киноклуб «Петровский» в Воронеже. Холодным зимним вечером любители кино группируются у входа в импровизированный кинозал. Здесь, конечно, уже никаких телевизоров, кассет, да и фильм Эльёра Ишмухаммедова «Влюбленные», при желании, можно найти и посмотреть в Интернете. Но дело ведь совсем не в этом. Дело в атмосфере, в уюте, в том, что фильм потом, после просмотра, можно будет обсудить, поболтать о нем вдоволь с теми, кто разделял с тобой это зрелище на протяжении двух часов. Именно так и происходит в киноклубе. Тонкая полоска света от лампы проектора, тишина в зале и… мотор!

«Коллектор», реж. Алексей Красовский

После окончания картины, организатор проекта Ярослав Солонин подвел итоги года кино для киноклуба.
«В ноябре 2015-го киноклуб возобновил свою работу. На 2016-й пришлась пора поисков, проб и ошибок. Дело здесь, конечно, не в годе кино, просто так совпало, что активную работу над проектом мы начали именно сейчас. Год кино, на мой взгляд, скорее, некая формальность, позволяющая сделать на афише красивый заголовок. Так, как мы сделали, например, сегодня, на последнем в этом году кинопоказе (улыбается).
Главная задача киноклуба не просмотр фильмов, а общение людей, коммуникация. Очень хочется, чтобы это происходило не в социальных сетях, а вживую. Важно, чтобы люди высказывали свое мнение по тем или иным вопросам. Пусть даже оно будет звучать несколько неуверенно, по-детски. Но это лучше, чем молча улыбаться и думать, что ты самый умный. Знаете, есть мнение, что одна из главных проблем современного кино – дилетантство. Я так не считаю. Мне нравится любой труд. Хорошей работа вышла или плохой дело уже десятое. Важно, что человек что-то делает, реализовывается, учится, растет.

Наш киноклуб тоже планирует расти и развиваться. В следующем году мы хотим немного изменить формат: сделать упор на просветительскую часть, немного концептуализировав встречи. Хочется выйти за рамки классического киноклуба. Это позволит подробнее углубляться в определенные темы. Будут лекции, разбор фильмов, короткометражек, отдельно взятых фрагментов. И, конечно же, общение. Без него никуда. На мой взгляд, это основная составляющая».

«Дуэлянт», реж. Алексей Мизгирёв

Из киноклуба мы переносимся обратно в галерею. Тут забрезжил слабый свет. Такой, который оставляют на несколько секунд в кинозале перед тем, как окончательно погасить его. Но за короткий промежуток времени можно успеть рассмотреть коридор: оказывается, он не заканчивается тупиком, а имеет развилку. В нашем случае, это пути поиска решения проблемы. Первый, как мы уже успели выяснить, это киноклубы. И чем больше их будет, тем лучше для города. Пример «Петровского» показывает, что воронежскому зрителю интересно кино, и он, зритель, всячески готов налаживать с ним контакт. Второй путь – фестивали, проходящие в городе. Они, по сути, есть индикатор любви к кино в стране. Нельзя сказать, что в этом году Воронеж изобиловал ими, однако, они все же были, и что важнее – разнообразные. Здесь вам и международный молодёжный фестиваль короткометражного кино и анимации «Новый горизонт», и фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», и экспериментальный фестиваль уличного кино, с организатором которого довелось пообщаться еще в августе.

Александр Щеряков: Когда мы придумывали наш кинофестиваль, хотели создать что-то принципиально новое, такое, чего еще нет. В мире фестивального кино все ориентируются на Каннский кинофестиваль и ему подобные (Берлинский, Московский). Они представляют из себя показы фильмов в специальных залах, куда приходят люди с деньгами, а в жюри сидит 5-6 человек и выбирает победителя из собственных соображений. Нам же хотелось сделать максимально демократичный фестиваль, уйти от всяких рамок. Улица для этого отлично подходит. Во-первых, открытое небо в некотором роде символизирует собой свободу. Во-вторых, мы не берем деньги за билеты, любой желающий может прийти и посмотреть наше кино. И, в-третьих, у нас полностью зрительское жури. Мы доверяем выбор лучшего фильма своему зрителю. («Аргументы и Факты Черноземье»).

Фестиваль уличного кино в Воронеже

Что касается кинотеатров, то здесь ярче других отличился «Спартак», сумевший привезти и показать едва ли не все главные мировые кинофестивали. Были и канны, и венгерское кино, и beat weekend и многое другое, о чем нужно рассказывать отдельно. Вот как завидную активность в поле кинопроката прокомментировала программный директор «Спартака» Юлия Денисова:

«Кинотеатр «Спартак» всегда был и остается фестивальной площадкой. Мы часто радуем зрителей авторским, фестивальным кино, альтернативным контентом. Не только в год Российского кино мы проводим большое количество фестивалей. Но, конечно, когда у нас в руках оказался такой повод, то мы постарались сделать все возможное, чтобы как можно сильнее разнообразить программу.

Зрители очень тепло принимают все наши активности, будь то киносет в День Российского кино или программа каннских фильмов, которая растянулась на несколько месяцев».

«Хороший мальчик», реж. Оксана Карас

Что из всего этого следует? Научить кого-либо разбираться в кино, а уж тем более заставить его полюбить – самый, что ни на есть, сизифов труд, и заниматься этим, к счастью, никто не станет. Однако показать зрителю, что кино – это не только «поп-корновый блокбастер» – занятие отнюдь не бесполезное. Как выяснилось, год кино для Воронежа, а впрочем, и для всей России стал лишь формальностью. Профессионалы, как известно, работают, не оглядываясь, на календарь. И пока одни снимали кино, другие старались его показать. Третьи – о нем рассказывали. Теперь год кино уходит, ему на смену приходит другой. Кажется, год экологии. Значит ли это, что кино вдруг загнется? Очевидно, нет. Как говорили французы: «Король умер – да здравствует король!».

А потому, мы ошиблись, и нет никакой галереи, с ее узкими коридорами и плохим светом. Нет никакой статики, присущей музеям и зданиям. Есть поезд, дорога которого тянется дальше, чем рельсы транссиба. В вагоне этого поезда сидит мальчик Ваня и смотрит в окно. А за окном меняются картинки.

Илья МАКАР
Фото с сайта www.kinopoisk.ru/

0 комментариев