Около 10 миллионов рублей в 2019 году Воронежский госуниверситет обновил за круглую сумму турникеты и персональные карты доступа. Особый интерес вызывали последние: в отличие от пропусков старого образца, эти выполняют шесть функций. Что умеет карта, отвечает ли она мерам безопасности, и кому она удобна — студентам или руководству вуза — разбираемся вместе.
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке допуска в ВГУ вход и выход в учебные корпуса и другие объекты Университета производится только через специально оборудованные контрольно-пропускные пункты (далее — КПП). Пункт 3.5 того же Положения утверждает, что в качестве пропуска может использоваться и студенческий билет. Но его могут предъявлять на КПП только студентами первого года обучения до и 15 сентября (пока оформляются постоянные пропуска). А потом остается быть прилежным студентом и не забывать пропуск дома. Потому что забыть пропуск первокурснику 2019 почти равносильно «забыть голову». Все-таки это и вход в университет, и деньги на обед, и доступ к книге для коллоквиума по литературе.
Чем хороша новая карта
У новой Кампусной карты «МИР-Maestro Classic РСМ РЖД» масса преимуществ. В отличие от пропусков старого образца, новые выполняют 6 функций. Новая кампусная карта — это пропуск в университет, проездной документ, студенческий и читательский билеты, инструмент учета льготного питания, расчетная банковская карта. Получается, вместо стопки карточек, которые теряются на дне сумки, как в Бермудском треугольнике, нужна только одна.
Еще один приятный момент — наличие скидок. Новые кампусные карты участвуют в Программе лояльности «РЖД-Бонус» холдинга «РЖД». Это предполагает скидку 25% на проезд в купейных вагонах, а также возможность обменивать накопленные баллы на железнодорожные билеты.
Новые Кампусные карты реализуется федеральным проектом «Международный клуб привилегий Российского Союза Молодежи», цель которого – «популяризация внутреннего и въездного туризма в России среди подрастающего поколения, а также усиление связи и взаимодействия между молодежью в разных регионах страны путем создания единой информационной и дисконтной системы». Владельцы таких карт также являются участниками дисконтной системы EYCA (European Youth Card). Эта система действует в 36 странах Европы и предлагает более 60 тысяч скидок.
Еще одним преимуществом является то, что студенты ВГУ получают пропуска бесплатно, тогда как например в Воронежском педуниверситете за одну карту-пропуск придется отдать 120 рублей. Деньги небольшие, однако есть масса вариантов, куда их можно потратить: например, прокатиться пять раз на автобусе по новому тарифу.
Что забыл ВГУ
Однако есть и противники новой системы. Критические отзывы в ее адрес пока что явно перевешивают. Председатель студенческого совета факультета журналистики ВГУ Никита СМОТРОВ считает, что новые карты-пропуска вызвали дезориентацию студентов.
— Идея с карточками — дурна. Во-первых, долго тянули с местом и методом их получения. Фактически каждому студенту приходилось отвечать куда идти, что делать и что это за карточка такая. Во-вторых, на них получают студенты стипендию. ВГУ, видимо, забыл, что студент такой же человек, как и все: он может карту потерять. На карту перечисляется стипендия (а если я карту потерял?), почему-то четкого ответа как ее восстанавливать и где именно, и сколько по времени, нигде не было сказано, — говорит Никита.
Вопрос, мучающий не одного первокурсника, помимо потери карты, — безопасность новой пропускной системы. Начальник Службы безопасности ВГУ Андрей Логунов сообщил, что обновление контрольно-пропускной системы Университет провел в целях антитеррористической и противодиверсионной защиты. По словам Андрея Александровича, «действующая в ВГУ охранная система отвечает предъявляемым к ней требованиям, в том числе в вопросах своевременной модернизации». Антитеррористические меры соблюдаются, но можно ли говорить об информационной безопасности?
Когда студент прикладывает пропуск нового образца к датчику контроля на турникете, на экране компьютера (соответственно и в университетской базе) появляются его данные: ФИО, факультет и курс, специальность, номер телефона и дата рождения, фотография. Также фиксируется время, когда студент приложил карту и количество прикладываний. Некоторые студенты обеспокоены таким контролем.
Студент первого курса Факультета журналистики Руслан АВДЮХОВ считает, что эту информацию вахтеры могут использовать в личных целях — например, снять деньги.
— Я считаю, с вахтерами должно оговариваться, что нельзя ничего делать с информацией о студентах. Можно предложить это сделать на бумаге — вахтеры подпишут соглашение о неразглашении данных и неиспользовании их в своих целях. А ослушание будет караться законом.
Пока что никакие бумаги работники охраны не подписывают, поэтому остается надеяться только на их добросовестность. Вахтер корпуса ВГУ №6 Татьяна Давыдова уверяет, что насчет безопасности волноваться не стоит.
— Мы люди проверенные. Прежде, чем занять должность вахтера, проходим проверку в службе госбезопасности. Проверяют там все: от наших родителей до дальних родственников — чтобы все чисто было. Понимаете, это нужно быть кристальным человеком, — объясняет Татьяна.
Спасите наши деньги
Правда, в нынешних реалиях быть «кристальным» человеком недостаточно. Данные хранятся в информационной базе, которая может быть взломана.
О безопасности новой системы мы спросили у IT-специалиста одной из воронежских компаний Павла ШАТАЛОВА.
— С технической стороны безопасность использования карты такая же, как при оплате покупок в магазине, но социальной это более небезопасно. С карты не получится снять деньги, кроме как при её физическом наличии или известном секретном коде. Если для карты установлена смс для подтверждения покупки, то уже сложность. Самый очевидный технически-возможный вариант — если на турникет поставить устройство, которое считает карту и скопирует ее. Тут у злоумышленника окажется копия карты, но, не зная пин-код, больше тысячи рублей не снимешь (если есть такое ограничение, а оно почти везде). Можно попытаться сфотографировать секретный код и совершить покупку, тут есть опасность, так как не все интернет-магазины требуют смс, некоторые могут снять сразу большую сумму. Но вероятность попасть на такой же метод в магазине/кафе примерно равна. Социально небезопасно потому, что зная телефон и все данные методами социальной инженерии можно получить нужную информацию, представиться сотрудником банка. Не на всех подействует, но на кого-то может, — говорит Павел.
Турникеты-тугодумы
Еще один шквал критики вызвало и появление новых турникетов. Студенты жалуются, что они ломаются чаще, чем прежние, а также отмечают их «тугодумность».
— Иногда турникет просто не принимает карту. Чтобы пройти (а мы всегда куда-то спешим) нужно подождать пару секунд, а иногда и по минуте. Это все равно создает очередь. Да и как бы через них просто пройти спокойно можно любому дураку, ибо они плохо отрегулированы, и турникет замирает в половине своего оборота или вовсе пропускает в другую сторону, — высказывает свое мнение Никита СМОТРОВ.
Турникеты-тугодумы часто становятся яблоком раздора между вахтерами и студентами.
— Некоторых ребят блокируют потому что «слишком часто проходят», мол других пропускают помимо себя. Вахтерши вообще как с цепи сорвались, орут постоянно, если вдруг по одному пропуску пройти, потому что у них камеры стоят, и программа все пишет. Мне кажется, что это совсем уже чересчур. Следят за каждым шагом, — говорит студентка первого курса Анастасия ВОЛОДИНА.
Хотя вахтеров тоже можно понять. Студенты, которые забывают пропуски дома и просят пропустить их без идентифицирующего документа, со временем направляются к турникетам с установкой «авось пронесет». Единственное, что могут делать работники вахт — писать докладные и не пропускать студентов без идентифицирующего документа.
Вердикт обновленной контрольно-пропускной системе ВГУ — система работает плохо. По мнению руководства, все отвечает требованиям «современной модернизации», хотя турникеты «тугодумят», карты ломаются, и что с этим делать — не знают даже сами работники вахты, которые по идее должны в этом разбираться.
Помимо ВГУ обновленные карты-пропуски получили первокурсники ВГМУ, ВГАУ и ВГУИТ.
La démocratie и никаких карт
Тем временем в некоторых европейских странах царит демократия. Студентка Университета Ренн-1 Софи КАРО, обучающаяся в Воронеже по обмену, рассказала о контрольно-пропускной системе во французском городе Ренн:
— У меня в университете существует проверка студенческих карт на входах, но не всегда, только когда в городе забастовки. У нас есть студкарты и пропуски. Картой я не часто пользуюсь, она мне нужна только чтобы доказать, что я студентка когда, например, я иду в кино (чтобы получить скидку) или для важных/серьезных экзаменов (чтобы преподаватели могли проверить личность).
В кампус Ренн-2, по словам Софи, вход и выход в здание свободен — турникетов там нет, так как в университет помимо студентов приходят их родители и пенсионеры-студенты.
— Что касается занятий, любой может их посещать с того момента как он зачислен на данный год, даже пенсионеры могут обучаться в вузе, мы называем их «candidats libres»(свободные слушатели), потому что это не настоящее образование, а просто дополнительное. Сдавать экзамены они не обязаны, — рассказывает студентка по обмену.
Екатерина КОНОВАЛЬЦЕВА
Екатерина ШАМАЕВА
Фото Екатерины КОНОВАЛЬЦЕВОЙ
0 комментариев