22 марта в Доме Архитектора при поддержке Информационного центра по атомной энергии воронежцы посетили лекцию кандидата исторических наук Антона КОЧНЕВА. Выступление спикера — часть проекта «Энергия науки». Антон Кочнев поднял важный вопрос: «Сериалы, летописи и соцсети: как изучать историю?».
— «Энергия науки» — это проект, основная задача которого привозить из разных городов популяризаторов науки, умеющих рассказывать об интересных и непростых сферах окружающего мира, — перед докладом лектора объяснила руководитель ИЦАЭ Наталья ВАЛЬТЕР.
Что такое исторический источник и как не стать «диванным» экспертом?
Научный сотрудник Уральского гуманитарного института Антон Кочнев рассказал, почему история является настоящей наукой. Он затронул вопрос о возможности изучения прошлого через соцсети и сериалы, а также раскрыл методы, применяемые в исторической науке.
— Историю переписать невозможно по одной простой причине: исторический процесс нелинеен и разнообразен, можно переписать лишь учебник. Когда начинается политика, заканчивается история, – объяснил лектор.
Он также отметил, что исторический источник — это свидетельство прошлого. И он не может ответить на все наши вопросы. Чем менее конкретный будет вопрос, тем ответ будет абстрактнее.
Учёный выделил основные типы источников: вещественные, то есть всё, что нас окружает, письменные, лингвистические, этнографические, устные, изобразительные и кинофотофонодокументы.Историческим источником может быть «даже слово из трёх букв», всё зависит от вопроса, который задаёшь. Сериалы и фильмы также могут стать источниками. Важно понимать, что даже автор документальных фильмов отражает свою субъективную оценку в представленном материале.
Лектор призывает перекрёстно анализировать и сопоставлять разные исторические источники, учитывая субъективную передачу каждого автора:
— Мы изучаем не отдельный случай, а эпоху. Никогда не бывает одного источника, а если он и существует, то мы не сможем только по нему сделать вывод о том, что действительно было, — утверждает Антон Кочнев.
«Прошли те времена, когда учёные разбирались в разных науках»
Один из слушателей поинтересовался, что делать людям в будущем, когда информации станет очень много, и никто не сможет её проанализировать полностью.
– Нет людей, подобных Михаилу ЛОМОНОСОВУ, которые разбирались бы в разных науках. Количество информации увеличатся, но она становиться все более узкоспециализированной, ей будут заниматься определённые эксперты, а для неподготовленных людей останутся общие сведения, – ответил спикер.
Несколько важно значение слов?
Ученые должны внимательно относится к использованным словам или логотипам, знать их значение, так как неаккуратное использование может негативно повлиять на результаты работы.
— Интересный случай произошел на практике коллег-этнографов: приехали они в старообрядческую деревню к бабушке, которая часто с ними общалась и принимала в свой дом. Но в этот раз она посмотрела на них и прогнала. Этнографы не сразу поняли, что произошло. Оказалось, ученые принесли новый фотоаппарат, на ремне которого изображен логотип марки «Nikon». Старообрядцы же считали патриарха Никона антихристом, поэтому и реакция бабушки была негативной. Вот так и закончилась этнографическая экспедиция,– рассказал Андрей Кочнев.
Дважды повторенное заблуждение становится правдой… или какая там правда была?
Антон привёл примеры разных заблуждений, которые часто используются, когда люди говорят об истории: «историки врут, они же там не были», «вся история переписана», «история — не наука». Также, например, многие слышали фразу: «История не терпит сослагательного наклонения». Лектор пояснил, что существует понятие исторического моделирования и благодаря этому происходит реконструкция исторических событий прошлого. Мы понимаем, как жили люди только благодаря использованию сослагательного наклонения:
— Без знаний о прошлом мы не сможем делать качественных изменений в будущем. Но история ничему не учит, у неё нет такой задачи, она лишь накапливает знания, — подытожил лектор.
Елена ЛОЩИЛОВА
Фото автора
2 комментария