Российские школы столкнулись с проблемой нехватки педагогических кадров. Учителя со стажем работают на пенсии, а студенты отказываются устраиваться в муниципальные образовательные учреждения. Из-за чего возникла проблема и как её пытаются решить в Воронеже — узнала корреспондент “P.S. 5—сов».
Две стороны одной проблемы
С нехваткой педагогов сталкивается большинство школ Воронежской области. Учителя, которые сейчас проводят уроки, в основном уже достигли пожилого возраста или стоят на пороге между работой и пенсией. А молодые кадры не в почете. Кто-то из работодателей отказывается брать неопытных студентов, только окончивших бакалавриат педагогического вуза, а кто-то считает знания, которые получает молодёжь, недостаточными для работы с детьми.
По данным hh.ru, в Воронежской области наиболее востребованы учителя математики (125 вакансий), английского языка (103 вакансии) и учителя начальных классов (75 вакансий).
У медали есть и обратная сторона. Находятся школы, принимающие студентов с огромным желанием, только теперь студенты не откликаются на предложенные вакансии.
Без денег, зато по любви
Главное, к чему стремятся молодые профессионалы — справедливая оплата труда и высокий карьерный рост. Если со вторым всё понятно — можно получить статус завуча или подняться до директора, а там и в министерство просвещения попасть можно, если повезет, — то с первым катастрофа. Ставка молодого учителя в бюджетных образовательных учреждениях такая же, как и у дворника (МРОТ: 19 424 рубля). Только дворник работает посменно, а педагог целыми сутками и без выходных. По часам много не наберешь, поэтому молодые специалисты переходят в частные школы или новые крупные образовательные центры, усугубляя проблему нехватки кадров. Но даже в таких учреждениях студенты долго не задерживаются.
— Мегашкола ничем не отличается от обычной общеобразовательной школы. Единственное, классы делятся на профили, например правовой или медицинский класс. Ребята после уроков могут посещать платные дополнительные курсы, либо кружки по интересам. Да, молодых педагогов там намного больше, но и масштабы школы далеко не средних размеров. Зарплата ничем не отличается, но существуют доплаты за те же курсы и кружки. Как говорится, заработать то можно, а жить когда? Ведь платят за часы, а подготовку к урокам и проверку тетрадей никто в расчет не берет. Да и родители перекладывают воспитание ребенка на учителя, то есть помимо учебного процесса очень много обязанностей возлагается на педагогов, — делится мнением учитель математики Ольга ЛЮБУШКИНА.
Но находятся и те, кто готов идти работать, несмотря на маленькую зарплату.
— Я работаю в средней общеобразовательной школе, получаю меньше, чем учителя со стажем, но по закону молодых специалистов поддерживают выплатами (прим. автора — 3000 рублей). Хотя, если будут платить ещё меньше, то не останусь. А вообще многих учителей держит в школе исключительно любовь к детям, — рассказывает студентка 5 курса Воронежского государственного педагогического университета Соня ШАЦКОВА.
Главное — не переусердствовать
Опытные педагоги научились зарабатывать деньги. Они берут дополнительные занятия и репетиторствуют, что добавляет копеечку к основной зарплате. С молодыми же учителями намного сложнее: им надо больше времени на подготовку к урокам, а получать дополнительные знания за деньги у мало опытного профессионала никто не решится.
Также прибавку к зарплате добавляет классное руководство (2550 — выплата из регионального бюджета и 5000 — из федерального), но здесь опять же зависит от работодателя, количества классов и самого желания молодых сотрудников. Мало кто с самого начала решится взять на себя дополнительную работу с классом, или директор может не предоставить класс начинающему специалисту, чтобы не переусердствовать с нагрузкой.
Учить или не учить?
«В МБОУ СОШ 21 требуются молодые учителя». Такое объявление директор школы попросил выложить во всех официальных группах факультетов Воронежского государственного педагогического университета.
— Нам не хватает учителей географии, математики и начальных классов. Педагогический коллектив хороший, профессионалы своего дела, но мы нуждаемся в молодых ребятах, и с удовольствием примем на работу студентов. Им нужен опыт, а нам кадры. На данный момент у нас уже работают учителями трое студентов, и мы очень довольны ими, — рассказывает директор МБОУ СОШ 21 Юрий САХАРОВ.
Молодёжь же не стремится выбирать бюджетные образовательные учреждения. Молодые педагоги по окончании университета идут в частные школы, устраиваются репетиторами, открывают своё педагогическое дело.
— Я студентка Воронежского педагогического университета, обучаюсь на 3 курсе. Очень нравится вуз, преподаватели, студенческие активности, хотелось бы в дальнейшем пойти работать по профессии, но обычные общеобразовательные школы отталкивают. Очень маленькие зарплаты, труд учителя сейчас никто не ценит, — поделилась мнением Алина Б.
У работодателей не хватает понимания, как замотивировать молодых сотрудников. Они пытаются найти пути решения проблемы, но пока ничего не получается. Выпускники отказываются работать, а школы продолжают испытывать трудности.
Пути решения
— Количество учителей увеличивается. Педагогическое образование популярно. Ребята идут на учителей русского языка, дефектологов и логопедов, поэтому мы постепенно решим эту проблему, — заявил в разговоре с президентом страны министр просвещения Сергей КРАВЦОВ.
Большинство студентов обучаются на гуманитарных факультетах, а вот места на естественных специальностях продолжают пустеть.
Не спасает и целевое обучение. Выпускники педагогического вуза по договору отрабатывают свой срок в школе и уходят. Удержать молодых специалистов не получается.
Таким образом, проблема нехватки учителей может перерасти в глобальную, если не найдутся более серьезные пути решения, которые нужно искать исходя из желаний и жалоб молодых педагогов. Иначе, в школах учить будет некому.
Александра САХАРОВА
Фото со страницы в ВК Ольги Любушкиной.
0 комментариев