22 Ноября, Пятница, 14:57, Воронеж

Сказ о том, как Куликово поле захватило и не отпускало воронежских «Сов»

Где-то на просторах Тульской области, в одном из нескольких сёл с названием Моховое, раскинулся посреди бескрайнего океана степи остров музея «Куликово поле». Ненадолго стать обитателями настоящего места силы посчастливилось и корреспондентам «P.S. – 5 сов».

День первый. Посвящение в островитяне


Музей-заповедник «Куликово поле» встречает нас практически «хлебом-солью», а точнее борщом и квашеной капустой. Стоит нам только сообщить о своём приезде администраторам – в центре приёма посетителей уже слышится громкий приветливый голос спешащего к нам руководителя музейного комплекса Олега ВРОНСКОГО:

— Вы как раз к обеду пожаловали!

Такое начало не может не радовать. Преодолевая порывистые потоки ветра, добираемся до здания самого музея, где и располагается кафе. Студенты из Тулы и Ельца уже приехали – ждали только нас. После сытного обеда собираемся в конференц-зале на официальном открытии встречи триумвирата журфаков. В курс дела участников вводят создатели собравшего нас проекта – преподаватели кафедры журналистики Тульского государственного университета.

— Наша задача – рассказать аудитории, с чем в музейном комплексе может столкнуться обычный путешественник. Информацию мы добываем при помощи глаз, рук, ног и мозгов студентов. Это отработка тех самых навыков, времени на которые не хватает в стенах вузов. Смотрите на всё, что вас здесь окружает, с профессиональной точки зрения: «Как и что бы я об этом рассказал?», – с напутственным словом Валерия ГРЫЗЛОВА обращается к новичкам проекта – воронежцам и ельчанам.

— Проект зародился абсолютно случайно, как, смею предположить, рождаются все хорошие вещи. Журналист должен уметь погрузиться в любую среду и взять из неё максимум информации и эмоций. Журналистика – это, прежде всего, впечатления, — добавляет Марина КОВСМАН.

Как «бывалые» исследователи Куликова поля туляки уже держат наготове блокноты и камеры. Мы же пока не до конца понимаем, что нас ждёт, но свои задачи уже определили и готовимся «впитать» атмосферу исторического места, чтобы потом поделиться увиденным с читателями.

На экскурсию по полю отправляемся, разделившись на две группы. Какой из них повезло больше, сказать трудно, ведь в обоих случаях путешествие предстоит необычное. Желающим максимально прочувствовать времена Куликовской битвы (а это, напомним, 1380 год) предложили прокатиться по полю в запряжённой лошадью бричке. А любителей коней железных ждали скоростные велосипеды. Вооружившись рациями и наушниками, чтобы слышать экскурсовода, выезжаем «в поля» в составе велосипедной эскадрильи под предводительством Олега Вронского.



Бодро крутя педали, минуем аккуратные дорожки вокруг музея и выезжаем на само место сражения. Под колёсами – липкая, поросшая травой земля, вокруг – разбегающиеся вдаль гектары полей, из наушников доносится история – и самого музея, и великой «сечи». Олег Генрихович показывает места дислокации войск князя Дмитрия Донского и предводителя золотоордынцев Мамая, ведёт нас дорогой русского разведчика Семёна Мелика, по которой тот торопился к Дмитрию Ивановичу, чтобы описать расположение вооружённых сил противника.

Вдруг недалеко впереди наш путь стремительно пересекает резвая косуля, внезапно выскочившая из зарослей. Олег Генрихович улыбается – добрый знак:

— Куликово поле само выбирает людей. Вот вы приехали с чистой душой, и косуля пробежала – это она вас так встретила. Я три года здесь работаю, и такое первый раз вижу.

Воодушевлённые гостеприимством поля, продолжаем наше с ним знакомство: взбираемся на небольшой холм, воображая себя наблюдающими за ходом сражения полководцами, срываем несколько ягод тёрна. А ещё любуемся пёстрыми кустами красного шиповника – его здесь в изобилии. Кстати, по легенде, в шиповник превратилась самоотверженная русская девушка, которая предпочла смерть ордынскому плену.

Эту и другие истории Олег Генрихович с лёгкостью рассказывает прямо во время поездки. Такой выдержки хватает не всем – преодоление «пересечённой местности» требует немалых усилий. Особенно когда едешь по лесу. Дыхание сбивается, а мышцы начинают болеть от напряжения. Спасает кристально чистый воздух, наполненный осенним ароматом грибов, и ощущение причастности к чему-то великому:

— Здесь было столько талантливых, замечательных людей, — говорит Олег Вронский. – Солженицын, Серов, Евтушенко. Это сильное поле, к нему нельзя легко относиться.

Силой этой поле делится с нами, и мы, наслаждаясь завораживающими октябрьскими пейзажами, наконец добираемся до Зелёной дубравы. Здесь ждал своего часа Засадный полк русских воинов, который нанёс решающий удар по войску Мамая. А сегодня здесь – место нашей встречи с остальными участниками выезда. Оставив велосипеды, торопимся к группе, вальяжно прибывшей в бричке:

— Ну как? Здорово в бричке, как в старину?

— А там мест не всем хватило, поэтому я, например, ехала на автобусе, — разочарованно отвечает корреспондент «P.S.–5 сов» Анастасия ЕЛФИМОВА. На исторический экипаж она возлагала большие надежды, так как на велосипеде боялась улететь прямиком в те заросли, из которых появилась косуля.

Во время «засадной» стоянки разворачивает свою деятельность студенческий пресс-пул. Ребята интервьюируют и работников музея, и преподавателей, и друг друга.



Место Куликовской битвы даёт много пищи для размышлений и пробуждает желание узнать, расспросить, разобраться. Олег Вронский заверяет нас – это только начало. Музейный комплекс активно развивается, планов много, а реализовывать их помогает энергия исторического места:

— Мы нашли родник и вскоре будем его облагораживать. Также хотим озвучить какие-то точки на маршруте. Чтобы с помощью гаджетов можно было услышать разговоры воевод, звон оружия. Мы в самом начале пути. Это требует большой работы души. Нас вдохновляет остров – так мы называем музейный комплекс. Утром поднимаешься на смотровую площадку, и оттуда вся наша территория выглядит, как остров. Только окружённый со всех сторон не водой, а полем великой битвы. Оно даже бушует волнами, как настоящее море.

По возвращении с экскурсии мы и сами смогли в этом убедиться: со смотровой площадки хорошо виден и наш веломаршрут, и те самые «бушующие» колосья. Чтобы красиво в них сфотографироваться, на обратной дороге мы с преподавателем факультета журналистики ВГУ Юлией Мажариной прерывали велосипедный марафон, пытаясь отдышаться под предлогом осенней фотосессии.



После экскурсии снова собираемся в конференц-зале, чтобы обсудить проделанную работу. Но надолго за круглым столом не задерживаемся – нас ждёт экспозиция «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение». Интерактивное пространство музея словно поглощает нас, заставляя вдохновлённо перебегать от одного экспоната к другому. И это не тот случай, когда табличка «руками не трогать» разделяет посетителей и предметы старины сильнее, чем несколько ушедших столетий. Здесь каждый находит свой язык общения с историей: кто-то собирает пазлы со сценами битвы на сенсорном экране, кто-то пытается натянуть модель тетивы лука, а кто-то слушает «Задонщину», разместившись в круглом аудиокресле.



Осмотреть всё можно, кажется, только в несколько заходов. То и дело оглядываясь на экспонаты, прощаемся с музеем – на сегодня экскурсия окончена. Ужин, работа над первыми заметками, отдых перед новым днём на Куликовом поле…

— Давайте ещё погуляем. Там такие звёзды!

Делаем заключительный круг по территории притихшего музейного комплекса. Завтра беспрестанный степной ветер принесёт нам новые впечатления. А пока – спокойной ночи, остров!

День второй. Посвящение в добровольные заложники


Уже следующим утром триумвират журфаков должен попрощаться со своими гостевыми домиками, собрать вещи и готовиться к обратной дороге в Тулу, Елец и Воронеж. До 16:00 программа плотно расписана экскурсиями по разным «островкам» Куликова поля. Не желая расставаться с окрестностями около домиков, наша делегация встаёт за два часа до завтрака и отправляется наблюдать за тем, как просыпается природа.

Во время самостоятельной «экспедиции» делаем важные биологические открытия. Корреспондент «P.S.–5 сов» Виктория МОРОЗОВА отчаянно бросается к стае (по её мнению) ворон и бесстыдно тревожит их покой. Позже сотрудница музея-заповедника «Дивногорье», биолог Елена Чиркова объясняет, что это были не вороны, а грачи. Вике очень повезло, потому что в случае, если бы это оказались потревоженные вороны, они, скорее всего, напали бы на Вику в ответ и нарушили бы уже её покой. В общем, пока мы открывали для себя мир природы и безмятежно изучали полки сувенирных лавок, делегации из Тулы и Ельца нашли перед выездом на экскурсии занятие поактивнее.

Возвращаясь к нашему домику, мы увидели, что коллеги вместе и дружно… толкают нашу машину. Да, именно ту, на которой мы четыре часа добирались до Куликова поля (и на которой через несколько часов нам предстояло добираться обратно). В наши души закрались подозрения, что туляки и ельчане не просто меряются силой. Возможно, с нашей машиной что-то не так.

— Неплохо в таком случае было бы вашу делегацию отправить с нами в Тулу, мы бы вам ещё много чего показали, но уже в городе! — оптимистично мыслит студент Тульского государственного университета Максим КАШУЛКИН.

Максим пытается нас подбадривать потому, что 15 минут активных движений машину в жизнь не приводят. Наш «соболь серебристый» ехать в Воронеж отказывался. Что ж, решаем, что Куликово поле нас не отпускает. Нам это льстит, и с (почти) спокойной душой мы отправляемся на ряд экскурсий, оставив «соболь» бороться с тягой исторического места.

Первым пунктом назначения становится музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино. Здесь, по преданию, были похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. Ровно в 11:00 и 14:00 (время начала и окончания битвы) здесь звонят в колокол в память о тех, кто сражался и погиб за русскую землю. Мы успеваем к 11:00, поднимаемся на колокольню и слышим звон, который в секунды крестом (на колокольне четыре открытых стороны) разлетается по всему полю.

Сейчас мы отдаём дань памяти погибшим, а в средние века звон колокола имел множество разных назначений: он призывал людей на утренние чтения, «набат» оповещал об опасности, когда-то звон колокола сообщил о смерти царевича Дмитрия. Позже звонарь Ирина Ломовская проведёт для нашего триумвирата мастер-класс. Воронежско-тульско-елецкий ансамбль учится ударять на счёт. В привычные: «РАЗ, два, ТРИ» попадать удаётся не всем, но мы практикуемся. А через какое-то время у нас получается даже импровизировать.


Экскурсия по музейному комплексу включает в себя изучение быта русских людей в средние века. Вчера мы наблюдали за атрибутами военных действий, а сегодня — за экспонатами, которые шепчут о том, как люди вели быт: выбирали свадебные наряды, мастерили посуду и печатали монеты. Вчера нам рассказывали о том, как народ погибал за родину и веру, а сегодня — о том, как он жил. Сегодня мы вспоминаем всех и каждого: тех, кто не страшился ринуться в бой за Отечество с одним мечом, и тех, кто до войны трудился на благо Отечества каждый день. Во время экскурсии мы обсуждаем, чей костюм изящнее: казачки или жительницы Воронежской губернии и насколько украшения тех лет похожи на современные. И мы живём.



После посещения музея триумвират выходит на территорию музейного комплекса. Перед нами памятник великому московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому и Аллея памяти и Единства, на которой устанавливались памятные знаки от городов и земель, которые участвовали в Куликовской битве. Все они разные: то, как будут выглядеть памятники, решали сами города. Вокруг нас — бескрайнее поле, над нами — воздушный коридор.



Далее в Монастырщино мы едем общаться с серьёзными работящими жителями поля. С конями, если быть точнее. На конном дворе мы сразу знакомимся с самым дружелюбным местным конём Куликом и со старожилом конюшни — Августом. Он родился в 1995 и он… старше многих из нас.

— И как таких созданий могли губить! — восклицает кто-то в нашей делегации.



А сейчас обед по расписанию. После приёма пищи энергии у нас хоть отбавляй, поэтому мы движемся в детский музей. Всем студентам и их руководителям раздают конверты с заданиями. Квесты охотно забыты, зато интерактивные игры по составу слов и открыванию сундуков захватили всех. Развлечения категории «6+» покорили участников поездки, возрастной порог которых в среднем составлял 20+. В течение 20 минут студенты и руководители с детским азартом забирались по лестницам, открывали сундуки, били кувалдой по наковальне. Впечатлений осталось море, а в детской комнате взрослым не было равных.

В это же время наш автобус находится в автосервисе в Куркино. И пока мы с азартом бьём кувалдой по наковальне, рабочие рассматривают сломанные механизмы под капотом. Возможно, тоже с азартом. Повреждённой детали в этой автомастерской нет, и её уже ищут по ближайшим посёлкам. Но всё это мы узнаем только потом, поэтому пока беззаботно забираемся в экскурсионный автобус до Красного холма.

Именно на Красном холме располагался лагерь Мамая во время Куликовской битвы. Отсюда видно все точки поля боя. Здесь, по ощущениям, мы прочувствовали максимально возможную силу ветра. От храма Сергия Радонежского мы движемся к памятнику-колонне, посвящённому Дмитрию Донскому. Постоянно переспрашиваем экскурсовода Надежду Коновалову, потому что из-за ветра сложно что-то расслышать. Останавливаемся и пытаемся представить, что сотни лет назад на этом месте человеческому взору представали не бескрайние жёлто-зелёные просторы, а тысячи воинов и поле кровавой битвы.



Мы покидаем высокую точку поля, по дороге к нашему автобусу видим огромную стаю грачей. Вика уже не рискует нарушать птичий покой. Как только мы возвращаемся к музейному комплексу «Куликово поле», истории нас и нашего «соболя серебристого» воссоединяются. Машина починена, а мы готовы к дороге. Наш остров отпускает нас с миром и красивым закатом. А так не хочется с ним прощаться.

— Ну вы бы сказали, я бы тогда так с ремонтом не торопился, — шутит наш водитель.

Виктория МОРОЗОВА
Анастасия ЕЛФИМОВА
Фото Анастасии ЕЛФИМОВОЙ

0 комментариев