Страна готовится встречать очередной День Победы. Тема войны опять на несколько дней всплывет на поверхность новостных лент, первых полос газет и сеток вещания государственных телеканалов. Рассказывать о ней будут в художественных и документальных фильмах, в статьях, на ток-шоу. А мы предлагаем вам пройтись по необычным, не отмеченным официальными памятниками следам войны в Воронеже и его окрестностях. 9 мая здесь не произносят торжественных речей, не возлагают венков, не салютуют.
Самые многочисленные памятники – окопы, землянки, блиндажи. Они заплыли осыпавшейся землей, заросли кустарником и деревьями – но все еще отчетливо видны. На них часто растут дикие яблони, груши, алыча. Идешь по брустверу окопа на гребне высокого правого берега Дона и жуешь яблоко, что сорвал с дерева, которое выросло из огрызка, брошенного, возможно, венгерским или немецким солдатом.
Олимпик
Ближайший памятник войны, где хорошо видны окопы и блиндажи и сохранился дух лета-осени 1942-го, можно найти на территории Олимпика – лес, что начинается от северных окраин Воронежа и тянется вдоль Задонского шоссе (трасса М4), просто изрыт ими. Там был ближний тыл советских войск, которые пытались отбить у немцев Воронеж.
Чтобы увидеть места боев, тоже далеко ходить не надо — это так называемое «танковое поле» и Шиловский плацдарм.
Танковое поле
Это пустырь за бывшим авторынком. Поэтому его часто так и называют — «за авторынком». Еще ориентиры: между Подгорным и Подклетным. За лесным кладбищем. Там еще песчаный карьер. Раньше там все было засажено соснами, но после пожаров 2010-го сейчас, как и в годы войны, — степь, пустырь, пески.
Попасть туда можно с разных сторон: со стороны улицы Антонова-Овсеенко или с 9 Января. Если с 9 Января, то на перекрестке со светофором: микрорайон Придонской — налево, а нам — направо, мимо Лесного кладбища, прямо до госпиталя ФСБ. Слева будет дубовая роща — на военных картах того времени и в сводках фигурирует как «малая», а справа — роща «фигурная». Если пройти 100 метров через сосны по песку пешком, то окажемся на немецких позициях.
Танковым поле называется потому, что наши здесь потеряли очень много танков в безуспешных попытках занять Подклетное и перерезать дорогу на Воронеж из Семилук. В случае успеха немецкий гарнизон был бы окружен.
Советские войска много раз наступали со стороны Подгорного — танки с пехотой. И несколько раз даже занимали рощи и Подклетное, но немцы всякий раз возвращались. На месте сегодняшнего песчаного карьера был так называемый «огневой мешок» — немецкая оборона была с трех сторон. У немцев в обороне стояли противотанковые пушки калибра 7,5 см, «штуги» (Прим: StuG, Sturm Geshutz – длинноствольное штурмовое орудие) и знаменитые зенитки 8,8 см, пробивающие лобовую броню Т-34 с полутора километров. Поисковики на поле и в рощах находили множество танковых траков, куски брони и прочее танковое железо.
После пожара пни выкорчевали, пески взборонили — под новые посадки сосен. Если погулять по бороздам, то можно насобирать сувениров: ржавых хвостов от мин, осколков, латунных гильз от маузера (основная винтовка вермахта Mauser 98k), стаканов от советских шрапнельных снарядов. Гильзы лежат и по многочисленным ямкам, которые остались после копателей.
На пустыре тихо и спокойно. Шелестят весенней, майской листвой молодые березки. Пахнут смолой маленькие, но уже выкинувшие «свечки» сосны. На ум приходят строчки из песни «Старый следопыт» АукцЫона: «Нынче тихо и снаряды не рвутся. А на пеньке сидит душа того немца, и не знает, как ей в Дрезден вернуться...»
Шиловский плацдарм
Если ехать на плотину с улицы Острогожской, то по правую сторону на берегу водохранилища будет ВАСТ (недостроенная воронежская атомная станция) — ее характерный ржавый реакторный «гриб» виден издалека. Рядом с ней до 70-х годов существовало село Шилово. При строительстве село снесли, а жителей переселили – кого в Воронеж, а кого туда, где сегодня расположен микрорайон Шилово (мкр строителей ВАСТ). Село Шилово стояло на холмах, что возвышались над поймой реки Воронеж. Красивые места. От него осталась только разрушенная в войну колокольня храма — как памятник.
Во время войны немцы, когда заняли Воронеж, на холмах вырыли окопы в полный профиль, натянули «колючку», установили пулеметы. В ближайшем лесу располагались минометные батареи. Хорошая позиция. А советские части навели переправы через реку Воронеж и закрепились у подножия холмов в пойме — на открытом месте — от вражеских глаз и пуль за редкими кустами и одиночными деревьями не спрячешься. Эта позиция называлась «Шиловский плацдарм». Непрекращающиеся бои здесь шли с конца лета 42-го. Считается, что немцы артиллерийский огонь по левому берегу корректировали с колокольни Шиловской церкви.
Чтобы доехать сюда, нужно свернуть вправо прямо перед плотиной и проехать 2-3 километра по грунтовой, местами песчаной дороге вдоль водохранилища, пробираясь в выходные дни через граждан, что расположились «на шашлыки», взобраться пешком на холм. Колокольня видна издалека. Проехать сверху через территорию ВАСТ не получится — дорогу преграждает шлагбаум и ЧОПовец.
Стены колокольни все щербатые — следы от попаданий снарядов и осколков, у основания зияет огромная сквозная через всю колокольню дыра — наши, видимо, осколочно-фугасным ударили.
В ближайших зарослях можно найти провалы подвалов с кладкой из красного кирпича, что остались от домов. Вот один такой подвал какие-то «копари» разрыли — оставили то, что показалось ненужным: бутыли и пластмассового мишку.
Березовая роща
Там, где сейчас район Березовая роща, в войну шли ожесточённые бои. Парк Динамо, поля СХИ — здесь оборонялись немцы, а наши постоянно (лето-осень 1942-го) атаковали. Если пройтись по улице Ломоносова, то на пересечении ее с Докучаева можно увидеть дом со старой кладкой из красного кирпича со следами от попаданий снарядов и осколков.
Сторожевое
В районе Сторожевского плацдарма (на Дону, на юг от Воронежа в сторону Острогожска) много памятников. Один из них стоит в стороне — на опушке леса в поле на памятной высоте. Он сделан поисковиками из пробитой советской солдатской каски, двух штыков от «мосинки» (Прим: советская винтовка Мосина), многочисленных осколков мин и снарядов и 3-х немецких бронебойных снарядов (двух калибра 7,5 см и одного 8,8 см). Его композиция напоминает традиционный символ села Сторожевого — три богатыря-ратника и щит.
Девицкий выезд
Для начала сухие факты: вечером 6 июля 1942 года экипаж немецкого танка PzIV с длинноствольной пушкой на перекрёстке Воронежа из засады подбил в бок два танка Т-60 и девять Т-34, шедших колонной. Командир немецкого танка за этот бой был награжден Рыцарским железным крестом.
Попробуем представить тот трагический для воронежцев июльский вечер. 6-го числа немцы ещё не заняли Воронеж, они только проникали отдельными мобильными группами (танки и пехота на бронетранспортёрах с противотанковыми пушками) с целью закрепиться на стратегически важных перекрёстках и не допустить взрыва мостов через реку Воронеж. Поэтому в городе были как немцы, так и наши. Точнее, немцы в тылу у наших. Город обезлюдел — большинство жителей покинуло его: кто перебрался на левый берег, а кто подался в близлежащие сёла.
Расстрел наших танков, как было установлено энтузиастами с Большого Воронежского Форума, произошел на Девицком выезде (перекрёсток 20-летия Октября и Кольцовской. Девицкий выезд — выезд из города на Юг), там, где сейчас оживлённый перекрёсток. А Четверка затаилась на месте дома со звездой на башне. Она заняла позицию в засаде в частном дворе за дощатым забором, держа под прицелом перекрёсток.
Под ночь экипаж увидел идущую на большой скорости через перекресток колонну советских танков. Это были остатки 181-ой танковой бригады, что отступали от южных окраин Воронежа. Впереди были Т-60. И немцы начали стрелять… Подбивая один танк за другим.
Когда оккупанты окончательно заняли правобережный Воронеж (7-9 июля), немцы совершали «экскурсии» к подбитым танкам, чтобы сфотографироваться на их фоне. Поэтому частных фотографий на фоне этих наших подбитых танков сохранилось множество, и данный факт стал широко известен в Германии. Но на фотографиях не 11 танков, как отмечено в немецком наградном листе, а три Т-34 и два Т-60.
Вообще сомнительно, что Четверка за 20 минут могла сжечь колонну из 11 танков. Фотографиями такое количество танков тоже не подтверждается. Создаётся впечатление, что командиру экипажа PzIV записали на личный счёт в том числе и танки, подбитые в разных местах Воронежа. Просто нужен был герой, поскольку битва за Воронеж широко освещалась ведомством пропаганды Геббельса (сразу после взятия Воронежа город специально посетил немецкий военный корреспондент).
Мы предлагаем читателям в следующий раз, когда случится проходить или проезжать этот большой перекресток, не торопиться, на время отложить текущие заботы и, глядя на поток машин, представить себе тот июль 42-го и наши подбитые танки…
Подобных мест в самом Воронеже и рядом сохранилось немало, несмотря на то, что город сильно застроился и вглубь, и вширь. И у нас ещё есть возможность посетить их: посмотреть, потрогать, побродить в окрестностях. Вспомнить многое уже забытое и немного подумать о войне, о том, чего она стоила нашим дедам и прадедам. Чтобы всеми силами противиться разжиганию новых войн и правителям, что ведут свои страны и народы к ним.
Денис КАЛАШНИКОВ
Фото автора и с сайта Большого Воронежского Форума
4 комментария