21 Ноября, Четверг, 17:31, Воронеж

Ботанический сад ВГУ: реконструкция или пиар-инструкция?

Грядущее 100-летие ВГУ, 80-летие Ботанического сада университета, год экологии в России – все вместе эти события – повод, чтобы обратить внимание на один из самых крупных центров интродукции Центрального Черноземья – Ботанический сад ВГУ.
16 октября во всех социальных сетях появилось обращение ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, в котором он призвал всех неравнодушных участвовать в «БотСад challenge», а именно внести некую сумму в «Эндаумент-Фонд ВГУ» на реконструкцию Ботанического сада.

Правила такие: если хочешь участвовать в посадке деревьев – жертвуешь минимум 200 рублей, если нет – нужно поделиться минимум 300 рублями. За эти деньги получаешь ваучер, который дает тебе право участвовать в посадке растений в День ботанического сада. Передать челлендж нужно минимум 3 людям.



Давайте прикинем: в одной только группе «ВГУ» в Вконтакте 20 000 участников. Для приближения к реальности разделим эту цифру на два. Допустим, 10 000 человек примут участие в челлендже, и каждый пожертвует минимум 200 рублей. Это при идеальном раскладе. Получаем 2 миллиона рублей. Плюс пожертвования неравнодушных компаний и предприятий. На что собирают такие деньги? Почему их собирают таким образом? И удалось ли их собрать?

ОСОБО НЕОХРАНЯЕМАЯ ТЕРРИТОРИЯ

У Ботанического сада нет регулярного финансирования. Из-за этого существует ряд проблем.
Ботанический сад ВГУ – памятник природы, особо охраняемая территория, но фактически она никак не охраняется. Есть только вечно поднятый шлагбаум, ворота и здесь же 2 камеры видеонаблюдения. Остальная территория сада вне поля зрения.



По рассказам сотрудников, год назад части забора сада со стороны парка «Динамо» просто-напросто были разобраны на металлолом. Установить личности воров-вандалов не удалось. Система охраны территории сада не отлажена: жители близлежащих домов устроили уже здесь стационарную незаконную парковку своих автомобилей, а в выходные дни сюда постоянно приходят веселые компании с мангалами пожарить шашлыки и выпить чего-нибудь крепкого, что также запрещено. Каждый такой пикник приходится «сворачивать» работникам ботсада, отвлекаясь от своих дел, вызывая участкового.



— Недавно я опять обнаружила у нас на территории пикник по поводу дня рождения, – рассказывает сотрудник ботсада Лилия Лепешкина. Уговорить перенести праздник в какое-то другое место не удалось, вызвала участкового. Полиция начала «вязать» молодежь, и в этот момент в мой адрес посыпались угрозы от именинника. Мол, «больше здесь работать ты не будешь» и так далее. Уже ночью кто-то приехал на лексусе и выломал замок, закрывающий наш шлагбаум. Камеры зафиксировали машину, но во всех инстанциях, в которые мы обращались, говорили, что не могут установить личность водителя. После этого к нам самим пришла прокуратура с проверкой. Вот так и живем.

ФРОНТ РАБОТ КАК НА ФРОНТЕ

Кстати, о фронте работ штатного сотрудника ботсада.



Вот за эти два больших участка отвечает Лилия. Это почти гектар земли. Плюс под ее руководством – «Сад полезных растений». Сейчас нужно выкашивать сорняки, помимо этого ухаживать за культурными растениями, следить за фенологией, заболеваемостью, устойчивостью растений. Помимо этих нагрузок Лилия преподает в ВГУ на медико-биологическом факультете, ведет научную работу, руководит студенческими практиками.

А сад – это особо ответственный участок, требующий от сотрудников высокой квалификации, чтобы случайно вместо сорняка не вырвать редкое растение (случаи уже были). Сейчас в ботаническом саду на 72 гектара приходится 20 человек, 80% из которых пенсионерки, некоторые из них работают на часть ставки. Например, в отделе Лилии числятся она и два ведущих биолога на полставки. А сотрудников, которые занимались бы «работами по уходу», в штате нет. Поэтому с сорняками бороться не получается.

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО…

Но не все так печально. В перспективе предусмотрена реконструкция ботсада. К декабрю этого года подрядчик, который готовит проект реконструкции, должен предусмотреть пешеходные дорожки, транспортное сообщение на внутренней территории для хозяйственных нужд, тропы для тематических экскурсий и экомаршрутов, а также смотровые точки и площадки, велодорожки, лыжную трассу, два торгово-выставочных центра и административное здание с музеем природы. Подрядчик разработает также индивидуальный дизайн-код ботанического сада. Перспективы вселяют оптимизм.

ЧТО ИЗ ЧЕЛЛЕНДЖА ВЫШЛО

Эстафета далеко не ушла. От ректора спустилась к проректорам, и на данный момент по хештегу #вкладвботаническийсад можно найти максимум 13 роликов, в которых руководство университета передает друг другу свои вызовы-призывы.



В первых обращениях проректоров можно было даже заметить еще неловкую склейку: первым кадром в первых пяти обращениях проректоров появляется кадр предыдущего, того, кто челлендж передал несколько дней назад. То есть можно сделать вывод, что записаны они были заранее. В этом нет ничего плохого, скорее что-то театрализованное. Но суть остается – пожертвований было собрано на 30 000 рублей, студенты в этих коммуникациях никак не участвовали.

Найти ответ на вопрос «Зачем вообще участвовать в этом?» удалось на сайте ВГУ.



«Если Вы получили приглашение (вызов), значит ваш друг/коллега/знакомый считает вас человеком, который любит свой город и готов участвовать в его развитии, а значит, стоит оправдать доверие».

– Странно, что первым мотивом указывается оправдание доверия. Доверия. Не поэтому ли все обращения спускаются с «верхушки», начиная с ректора? Может ли такой «как бы добровольный» подход к эстафете привлечь студентов, когда определен даже минимум пожертвований? – высказывает сомнения студентка ВГУ Анастасия ЛЕШКОВА.

Второй мотив, который должен повлиять на решение студентов и выпускников внести деньги на развитие ботсада, выглядит в исполнении ректора так:

«Если вы выпускник или студент университета, всё ещё более очевидно: это маленькая, но важная благодарность университету за прекрасные юношеские годы, за хорошую карьеру, за друзей, которых вы здесь встретили. Наконец, если вы простой воронежец, разве это большая цена, чтобы в нашем городе появился ещё один парк?».

Да, для большинства сумма-то не такая большая. 200 рублей – это 11 поездок в маршрутке. Просто почему студентам, которые и так в год отдают немалую сумму за учебу, предлагается еще внести дополнительно, мотивируя это благодарностью? Для большинства студентов очевидно то, что благодарность они отдают прежде всего в виде платы за обучение, или государство за него отдает – не суть. Благодарность они отдают не за абстрактные «юношеские годы», а за знания и отношения с конкретными людьми, которым они могут и сказать это «спасибо». Речь не о том, что студентам должно быть наплевать на вуз и его проблемы. Просто с вузом не должно быть таких каких-то расплывчатых «человеческих» отношений. Есть учреждение и есть студент, который отдает деньги за предоставляемые услуги, за знания. Может, акцент в этой акции нужно было делать не на прекрасных чувствах, обращенных к университету, а на важности реконструкции Ботанического сада как уникального объекта и ВГУ, и города? Может, проблемы ботсада и есть то, что может разбудить в студентах активность?

4 ноября, когда Ботанический сад отмечал свой день, нам рассказали, что участие студентов вообще-то и не предусматривалось:

— Этот челлендж сделан для привлечения внимания, потому что реконструкция делается из средств федерального бюджета. Федеральный бюджет перечисляет деньги вузу, – рассказала Елена Ивашиненко, директор «Эндаумент-фонда ВГУ».

Тогда зачем нужно было делать такую акцию-челлендж, если участие студентов не предполагалось? Вряд ли серьезные компании и предприятия, где работают выпускники ВГУ, обращают внимание на челленджи-призывы в социальных сетях. В таких случаях наиболее эффективны прямые обращения.

Сейчас уже оказалось, что цель челленджа – не реконструкция сада, а сбор денег в целевой капитал, чтобы в будущем из его доходов содержать сад. Но в первом ролике, начинающем челлендж, ректор говорит: «Мы запускаем челлендж, который позволит вам участвовать в реконструкции ботанического сада».

НА «ВЫЗОВ УЛИЦЕ» СТУДЕНТЫ НЕ ОТКЛИКНУЛИСЬ

На День ботанического сада в акции поучаствовало 3 компании, которые внесли свои пожертвования. Количество фотографов и представителей СМИ можно было сравнить с количеством участников акции. Ни одного студента посадить дерево так и не пришло (может, они пока заняты строительством дома или думают, как родить сына).



— Сегодня должны были в основном не студенты быть, а группы компаний-партнеров.
Само название – «Аллея выпускников». Ведь в основном здесь наши выпускники, которые также хотят внести вклад к подготовке 100-летия университета, – объясняет Олег ГРИШАЕВ, проректор ВГУ по воспитательной работе.

Интересно, что, по информации сотрудников сада, сажалась далеко не «аллея выпускников», а просто композиция из нескольких хвойных растений. «Аллеей выпускников» хотят заняться только ближе к весне.

Ваучеры раздавали всем пришедшим, а растения сажали в «Теневом саду», который и так был засажен задолго до мероприятия. Согласно проекту «Эндаумент-фонда ВГУ», на него и на «Замечательный сад» уже было выделено в этом году 100 000 рублей.



«ГЛАВНАЯ СТАТЬЯ РАСХОДОВ – ЭТО СПАСЕНИЕ БОТСАДА ВСЕМИ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ»

Как оказалось, рабочая сила, которая была направлена на досаживание «Теневого сада», пригодилась бы сейчас в другой, более важной и сложной для сада композиции – ландшафт сниженных Альп:


— Такой проект был бы более полезен, нежели тот, который мы хотим сейчас воспроизвести в рамках челленджа. Для ботанических садов всего мира, согласно международной конвенции, направление на сохранение редких видов растений является самым важным. Но для того, чтобы создать такой объект, нам не хватает рабочей силы. Он был бы интересен в рамках учебных практик, которые проводятся здесь для студентов вуза. Дело в том, что сжатые сроки, пробелы в организации акции сыграли свою роль, и мы не можем сейчас подготовить и территорию, и материал для такого проекта. Поэтому для челленджа мы организовали ландшафтную композицию из хвойных растений у теневого сада. То есть какой-то определенный плюс в прошедшей акции для нас есть, – объясняет Лилия Лепешкина.

Выходит, что даже по вопросу, что будет лучше для сада, с его персоналом особо не советовались.

— Нам очень приятно, что руководство университета и «Эндаумент-фонд ВГУ» обратили внимание на ботанический сад, потому что этот объект является уникальным, историческим и единственным в Центральном Черноземье по своим масштабам центром интродукции. В настоящее время градостроительная ситуация сложилась таким образом, что жилые массивы и микрорайоны окружили ботанический сад. Данная территория становится востребованной строительными компаниями и жителями города. И в настоящее время все наши попытки трансформировать нашу территорию и адаптировать под современное жизненное пространство выражаются в таких замечательных проектах, как челлендж. Я думаю, организовав серию подобных мероприятий, подкрепив ее рядом субботников, волонтерских мероприятий, мы будем шаг за шагом осваивать территорию, улучшать ее и адаптировать под современное состояние, – надеется Андрей ВОРОНИН, директор ботанического сада.

А вот по поводу решения стратегической проблемы Андрей Алексеевич высказался более конкретно:

— Главная статья расходов, которую мы сейчас рассматриваем по ботаническому саду – это прежде всего спасение ботанического сада всеми силами и средствами.

Если сегодняшняя реальность ботсада – это его спасение, то и такое средство, как челлендж, вероятно, тоже можно использовать…

Справка «P.S. – 5 сов»

Челлендж – это реальность, облеченная в игру. Это предложение совершить какое-то действие на спор. Еще челлендж можно назвать более емким словом «вызов» или же «испытание». Это слово произошло от английского «вызов улице».

Виталий КОЦЮБА
Фото автора

1 комментарий

serg.nikiforov1967@yandex.ru
Наконец появился серьезный материал. Товарищи студенты, посмотрите, почитайте, вот пример интересной и толковой журналистики. А что касается вызова по сбор денег, то сам факт его есть свидетельство крайнего кризиса, в котором пребывает высшая школа, а вместе с ней и университет. Обращаясь, подобно нищему, к студентам, ректор расписывается в собственной неспособности эффективно руководить вузом. При этом он демонстрирует ваучер, что представляется крайне неудачным, учитывая отношение к ваучерам, которое существует у нас уже почти четверть века. Видимо, ректор рассчитывал на то, что студенты о ваучерах Чубайса не слышали. Ан нет, слышали. Перечисленные ректором лица, которых он «вызвал», являются его прямыми подчиненными, почему они с такой радостью и рвением и отозвались. Попробовали бы они не отозваться. А вот остальные проигнорировали, и это понятно. Непонятно одно: почему студенты и нищие преподаватели должны в очередной раз принимать вызов поделиться деньгами, который англизированный ректор называет челленджем?
Кстати, а что, в эндаументе денег уже нет?
Комментарий отредактирован: 13 ноября 2017, 21:13 (2 раза)