Научные студенческие турниры – явление для нашей страны относительно новое. Самый старший из них – Всероссийский студенческий турнир физиков — в этом году состоялся всего лишь в девятый раз. 29 ноября прошел его финал. Команда ВГУ «Рубикон» заняла второе место. А какие ещё студенческие турниры существуют, и что они из себя представляют, выясняла корреспондент «P.S.-5 сов».
Турниры
Завершившийся на днях Всероссийский студенческий турнир физиков (ВСТФ) – первопроходец среди студенческих турниров в России. Он проводится с 2008 года, имеет статус международного и неизменно собирает вместе лучших молодых физиков со всей страны. Главной целью ВСТФ является соединение научных теорий с практикой, сокращение разрыва между научными знаниями и практическими ситуациями, в которых эти знания стоило бы применять.
Турнир трёх наук (ТТН) – изначально являлся отборочным к турниру физиков, но в 2013 году превратился в самостоятельное событие, сразу же получив статус международного. ТТН стремится показать, что наука – это не только формулы и нечто недоступное средним умам, но и явления и вещи, которые могут быть понятны и интересны каждому.
Относительно молодой Студенческий биологический турнир (СБТ) прошел на настоящий момент всего два раза, но уже заслужил солидную репутацию. Одним из главных его достижений является предоставление студентам возможности сотрудничества с различными научными институтами. Проводится СБТ на базе Биофака МГУ.
Международный студенческий турнир медиков (МСТМ) сначала был отборочным этапом к ТТН, но в 2015 году стал самостоятельным и почти сразу получил статус международного. От остальных турниров его отличает наличие заочного отборочного этапа, который проводится онлайн.
Структура турниров
Турниры состоят из научных боев, в ходе которых участники представляют решение задач, выставляемых на сайте турнира за 2-3 месяца до очередного раунда. Всего задач от 15 и больше, но команды не обязаны решить их все. Приветствуется на турнирах не количество, а качество. Потому обязательным условием для высокой оценки со стороны жюри является соответствие решения сути задачи – если это условие не выполняется, команде дается 0 баллов.
К тому же, для получения большего количества очков команды должны применять теорию на практике – ставить эксперименты в ходе своих выступлений перед жюри. Эксперимент обычно проводит один человек, который из всей команды наиболее сведущ в поставленной в задаче проблеме. Примером эксперимента может послужить обессоливание воды, которое проводила в прошлом году одна из команд на турнире физиков.
Помимо «экспериментатора» в командах обязательно должны быть ещё три представителя на три основных роли- роли докладчика, оппонента и рецензента.
Докладчик – участник, выступающий обязательно с презентацией, иногда он же показывает эксперимент. Выступление должно длиться не более 7 минут. Докладчик должен успеть изложить суть проблемы, поставленной в задаче, своё видение этой проблемы, раскрыть все нюансы решения.
Оппонент вызывает из команды противника докладчика. В процессе его выступления оппонент должен успеть выделить плюсы и минусы ответа, оценить методы и решение докладчика, сделать общий вывод. Чем грамотнее и справедливее будут итоговые выводы оппонента, тем больше очков получит его команда. Впрочем, докладчику дается шанс отыграться: возможна полемика между противниками, на которую отводится до пяти минут.
Рецензент – суммирует выступления докладчика и оппонента, выделяет их плюсы и минусы, делает итоговые выводы по выступлениям противников.
После того, как команды выступят, жюри выставляет оценки, задает возникшие вопросы, дает комментарии и передает заключительное слово докладчику. Оцениваются выступления по десятибалльной шкале. Для каждой роли – докладчик, оппонент, рецензент – существует отдельный коэффициент – число, на которое умножается средний полученный балл. Для докладчика это 3, для оппонента – 2, для рецензента -1.
Команды выступают поочередно, пока каждая не представит человека на все три роли.
Ещё одной важной фигурой в бое является ведущий. С его помощью ход боев остается четким, понятным и структурированным. Ведущий должен идеально знать регламент, знать всё о течении турнира, следить за соблюдением правил со стороны участников, за временем, за сохранением этичности боев.
Проблемы
О проблемах турниров на сегодняшний день нам рассказала студентка фармацевтического факультета ВГУ, участница и организатор турнира медиков Милена Тархова.
— Одной из основных проблем сейчас является то, что организовывать всё приходится самим студентам и аспирантам. Понятно, что за это никто не платит, делается всё на добровольческой основе, занимает уйму времени и сил. Помимо составления задач для участников мы должны оформлять огромное количество документов, искать источники финансирования. Приезжающие из других городов и стран команды необходимо где-то расположить, обеспечить им хорошее питание, показать город, обеспечить досуг. Ещё на наши плечи ложится подготовка кадров жюри и самих команд к турниру. Всё это – колоссальный объем работы, которую нужно делать в жесткие строки и выполнение которой требует опыта – а его зачастую не хватает. То не находится достаточных аргументов, чтобы убедить преподавателей стать членами жюри, то не успеваем найти достаточно спонсоров. А потраченное не организацию время – это время и для учебы в том числе. Но по крайней мере в этом преподаватели входят в наше положение: пропуски из-за научных турниров считаются пропусками по уважительным причинам.
Но, несмотря на трудности, положительных эмоций турниры приносят куда больше, чем негативных.
— Турниры – это что-то новое, необычное, поэтому они студентам и нравятся, — пояснила Милена. — Это взаимодействие с большим количеством людей, получение новых навыков и опыта, сноровки, новых взглядов на старые вещи. Ведь на турнирах на различные проблемы мы смотрим не только своими глазами, но и глазами команды, оппонента, рецензента. И, конечно, турниры дарят просто незабываемые эмоции. Для меня это лучшие воспоминания за все студенческие годы. Все эти бессонные ночи, решение задач, коллективные мозговые штурмы, океаны кофе – и восторг, когда решение, наконец, рождается.
Будущее
У организаторов всех без исключения турниров много перспективных планов на будущее:
— повышение качества и разнообразия представляемых на решение задач;
— специальное обучение новых людей на роли ведущих и жюри;
— повышение селективного отбора участников;
— пропаганда участия в турнирах среди студентов.
Алёна ВОРОПАЕВА
Фото из группы
Играю в турниры больше 5и лет. В этом тексте обнаружила множество фактических неточностей. ТТН пока не является международным турниром. Списки задач выкладываются не за 2-3 месяца до очередного раунда. Если говорить о региональных этапах, возможно. Но от публикации задач до международного турнира проходит 9-10 месяцев. Эксперимент, конечно, повышает количество баллов, но его можно отразить в презентации, а не показывать в ходе выступления. Кстати, о баллах. Оценки «ноль» не существует, по крайней мере на ВСТФ и ТТН. И это я ещё не упомянула про неточности, связанные с регламентом.
Очень жаль, что человек, который писал этот текст, не до конца разобрался, о чем пишет((((