Семинар по онлайн-журналистике прошёл вчера, 10 июня, на факультете журналистики ВГУ. Редакторы лондонского The Calvert Journal Артур Хаус и Игорь Зинатулин рассказали о работе новых медиа и о том, как написать успешную заявку на материал для международного издания.
Артур и Игорь подготовили серию практических заданий для участников семинара. Для начала каждая из четырёх образовавшихся рабочих групп должна была составить список тем, в контексте которых Воронеж упоминается или мог бы упоминаться в российских и международных медиа. Смена состава совета директоров ВАСО, движение против добычи никеля на Хопре, Воронеж – культурная столица СНГ, включение Центра защиты прав СМИ в список иностранных агентов, конфликт с Украиной, тег “Бомбить Воронеж” — темы, звучавшие чаще всего.
— Интересно, что вы отметили не только околополитические темы, но и темы, связанные с современным искусством: Платоновский фестиваль, мультипликационная студия, создание Дома Романовых. Это потрясающе интересно, и с этими темами можно работать, – отметил Игорь Зинатулин.
Почему The Calvert Journal так интересует тема искусства Игорь пояснил:
— Когда я присоединился к команде Calvert, The Calvert Journal еще не было и в помине. Был лишь Фонд и сайт, который представлял галерею современного искусства. У галереи на тот момент было больше 25 выставок, как известных признанных художников, так и совсем новых имен, в том числе и из России. На волне успеха пришло осознание, что нужно придумать новый формат, чтобы транслировать для лондонской аудитории информацию о событиях из России и Восточной Европы. Так и появился The Calvert Journal, который освещает весь спектр креативных дисциплин: от дизайна и литературы до новых технологий.
The Calvert Journal является классическим примером новых медиа. Которые сегодня конкурируют за внимание аудитории не только между собой, но и с социальными сетями. По словам представителей журнала, современные журналисты должны одновременно быть и блоггерами, и уметь писать тексты, и делать фотографии, и работать с социальными сетями.
Главный метод работы The Calvert Journal и любого современного онлайн-медиа с авторами — питч (план, заявка). В питче журналист просто и ясно рассказывает редактору, что, где, когда произошло и почему это важно знать аудитории. Участники семинара попрактиковались и в этом умении. Большинство групп столкнулось с проблемой: то, что интересно российским читателям, может быть неинтересно западной аудитории.
Тем не менее Артур и Игорь отметили ряд тем, которые могли бы появиться в западных медиа: создание вискикурни в воронежской области, история о детях из глубинки Воронежской области, которые сами создают мультфильмы, и о российской анимационной студии Wizart Animation, которая стала конкурентом студии “Дисней”.
Артур Хаус раскрыл и несколько секретов, как писать для глобальной аудитории. По его словам, в основе каждого фичера лежит история. Журналист — рассказчик истории. Нужно заинтересовать читателя. Для начала определиться, как рассказывать историю: от лица главного героя или со стороны. Также в фичере очень важна визуализация. Фотографии и видео – это хороший метод рассказывать истории. Намного проще показать, чем долго описывать. Более того, как утверждает Артур Хаус, надо обращать внимание на начало текста. Оно должно быть захватывающим, шокирующим и пробуждать чувство соучастия в том, что происходит в истории.
— Фичер может начинаться с краткого и сильного заявления: “Я хочу признаться”. Становится интересно. Возникает вопрос, и хочется узнать, в чем собирается признаться герой или журналист. Надеюсь, это советы помогут вам заинтересовать читателя, — завершил семинар Артур Хаус.
Оксана ГУЩИНА
Фото автора
Что касается журналистики, то и здесь постмодернистский примитив, который у нас старательно перенимают. Посмотрите, как внимательно слушает Золотухин, жаль, что не конспектирует. А они раскрывают секреты. Журналист – рассказчик истории с картинками. Это как в старшей группе детского сада – дети, это капуста, вот она на картинке. Как пишет, Оксана Гущина, «намного проще показать, чем долго описывать». Верно. Потому что писать надо уметь. Еще оказывается, главное – это начало, потому что читатель – второклассник, он читает только первую строчку, а дальше не двигается, если не интересно. На таких второклассников, как автор материала, и рассчитано. Вместе взятое, это, видимо, подается как последнее слово в журналистике. На самом деле, все, что несли это господа, давно и хорошо известно, читайте учебники по теории журналистики.
Напрасный труд — нет, их не вразумишь,-
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
А вот грамотность (Голливуд он пишет с одним «л», запятых не допросишься) Золотухину заменяет фанаберия, явно унаследованная с комсомольских времен.