Принято считать, что преподаватели – существа не с нашей планеты. Студентам трудно представить, что их серьезные педагоги тоже когда-то прогуливали пары и трепетали перед экзаменами. А сейчас им – вот ужас-то! – иногда не хочется идти на работу и вдалбливать знания в неподатливые головы недорослей. Как живут воронежские преподаватели за стенами университетов? Чем занимаются в редкие свободные минуты? И неужели кто-то называет их не по имени-отчеству и видит в тапочках и халате? Корреспонденты «P.S. – 5 сов» раскроют вам тайны преподавателей, без которых вузы Воронежа были бы не полными. Начнем с доцента кафедры онтологии и теории познания факультета философии и психологии ВГУ Вадима Борисовича Колмакова.
Кажется, что педагоги, как гоголевский Башмачкин, рождаются готовыми – у них нет ни детства, ни юности. В самом деле, как-то не вяжется образ интеллигентного преподавателя в отутюженном костюме с малышом, играющим в песочнице. Однако сам Вадим Борисович охотно делится детскими воспоминаниями:
– Мне было четыре года, когда в Воронеже показывали цветной американский музыкальный мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Родители повели меня в «Пролетарий». В те времена там имелся только один зал, и я помню, что сидели мы на втором или третьем ряду, очень близко к экрану. Это было испытание, которое я не выдержал. Как только на экране появилась ведьма – отрицательный персонаж, мне стало страшно, я не выдержал и заревел. Родители пытались меня успокоить, но безрезультатно. Соседи зашикали, и меня вывели на улицу. Через некоторое время родители снова купили билеты, и мы опять пошли смотреть американский мультфильм. Сначала все шло хорошо, но как только появилась ведьма, я снова испугался. Ситуация повторилась, и мы были вынуждены ретироваться. Так я при советской власти и не посмотрел легендарный мультик.
В советскую власть же пионер Колмаков верил свято. В школьные годы его впечатлила книжка, в которой описывалось, как люди будут жить при коммунизме. Оказывается, под асфальтом будут проложены термоэлементы, поэтому лед и снег на дорогах моментально растают. Не будет травматизма, дворников избавят от тяжелой работы. Как не поверить в светлое будущее?!
В начале 60-х родители Вадима Борисовича побывали в Швеции и вернулись оттуда в легком потрясении. Мелочи, привезенные из Скандинавии, их ребенку и не снились – водяной пистолет, мини-глобус в виде копилки, шведские спички, которые надо было отламывать из специального держателя. Тогда вера будущего преподавателя в коммунизм впервые пошатнулась, пришло понимание: на вещи нужно смотреть критически.
Этому преподаватель и учит своих студентов. А они узнают его по голосу и сами не замечают, как роняют в разговоре коронное «Это резонно». На семинарах Вадим Борисович не ставит традиционные «плюсики», но в аудитории яблоку негде упасть.
Провокационно спрашиваю у второкурсников факультета журналистики: «Зачем вы ходите на философию? Не отмечают же». Ответы разнятся: кто-то приходит «послушать умного человека», кто-то сам хочет высказаться. Студенты сходятся в одном – на занятиях Вадима Борисовича интересно. Ребята без всякого сожаления констатируют: спрашивает он строго. И вздыхают: «Наверное, был отличником».
Впрочем, на одни пятерки Вадим Борисович учился только в начальной школе. Потом в дневнике появились не только отличные оценки, но и…замечания по поведению.
– Был какой-то период, примерно с 5 по 7 классы, когда я не вписывался в систему школьных требований, но потом осознал, что правила надо выполнять, и утихомирился, – признается Вадим Борисович.
Гуманитарные предметы давались будущему преподавателю легко. Он хорошо успевал даже по нелюбимой «книжными червями» физике, потому что ее вел учитель от Бога – Борис Федорович Пронин, танкист, участник Ясско-Кишиневской операции.
Просиживать часы за учебниками школьнику было некогда. Помимо гимназии им. Кольцова, он учился в музыкальной школе. Восемь лет он воспитывал в себе усидчивость и упорство в достижении цели. Очевидно, что ему это удалось. Эрудированный, свободно цитирующий афоризмы на латыни преподаватель получил от студентов звание «олицетворения начитанности».
Вадим Борисович часто сокрушается, что студенты тратят мало времени на литературу. В надежде на исправление ситуации он советует хорошие книги зарубежных авторов и мимоходом замечает: «Это произведение я читал в оригинале». Английский язык он начал учить во втором классе и продолжает совершенствовать свои знания по сей день. Блестящим владением немецким Вадим Борисович обязан университету:
– Я попал в спецгруппу, в которой давали вторую специальность в виде языка, поэтому учились в ней шесть лет. К тому же у нас преподавала настоящая немка, вышедшая замуж в Воронеже. Конечно, я много читал на двух языках: классику и популярную литературу. И активно общался с приезжими из ГДР, которых в городе в те времена было немало.
Несмотря на явную способность к языкам, Вадим Борисович не выбрал профессию переводчика, а отправился на истфак ВГУ.
Еще в седьмом классе он увидел по телевизору передачу, в которой выступал доктор философских наук. Ученый поразил воображение мальчика: он так понятно растолковывал сложные истины, что школьнику страстно захотелось походить на этого человека. Поэтому в девятом классе будущий преподаватель взял в руки учебники по философии и книги Аристотеля. Неудивительно, что блестяще подготовленный абитуриент сдал все вступительные экзамены на пятерки.
Некоторые студенты абсолютно уверены, что Вадим Борисович – столичный гость. Преподаватель часто упоминает МГУ как «высшую школу, в которой чувствуется глубокая традиция». Он действительно учился в главном университете страны – в аспирантуре. В Москву Вадим Борисович попал после нескольких лет работы рядовым преподавателем. Три года в столице он называет лучшими в своей жизни:
— Условия жизни были превосходными, аспирант жил в комнате один, у меня был вид на столицу с 15 этажа. Но главное — в МГУ работали люди, которые могли научить и у которых можно было многому научиться. Требовалось только желание, и оно у меня было. В общежитии в середине дня, когда был перерыв в вещании Всесоюзного радио, работало радиовещание университета, и в начале передачи транслировали «Песню московских студентов», которая негласно считалась гимном МГУ. Там есть ключевые слова: «Ведь не зря на простор смотрит с Ленинских гор наш дворец – величавая крепость науки». Так оно и было, крепость в те времена стояла не зря.
Своих студентов преподаватель не заставляет просто зазубривать названия философских течений. По словам Вадима Борисовича, преставление о добре у многих весьма смутное. Каждый год в студенческой аудитории он предлагает определить, что такое совесть, и не получает ответа. Потому Вадим Борисович стремится «раскрыть своим подопечным глаза на тот мир, в котором они живут».
Впрочем, о глобальной задаче своего наставника студенты вряд ли задумываются. Перед коллоквиумами и экзаменами они проводят бессонные ночи, потому что знают: списать у Колмакова не получится. Он проверяет «чистое знание», ведет с молодежью диалог.
Недавно Вадим Борисович суммировал ответы, которые дают студенты, объясняя, почему они ничего не знают. Вариантов немного:
Все понимаю, но ничего сказать не могу.
Все смешалось в голове.
Знаю все, кроме этого.
Учил, но забыл.
И наконец, совсем школярское – я учил. В последнем случае приходится напоминать, что оценка в высшей школе ставится не за процесс, а за результат.
Вадим Борисович Колмаков ежегодно отправляет десяток недорослей на пересдачу. Удивительно, но никто и не думает проклинать «излишне принципиального» преподавателя. Выпускники вспоминают его словами: «Единственный, кто дал реальные знания. Хоть ночью разбуди, вспомню все про Кантов – Гегелей».
«Домашний» Вадим Борисович мало чем отличается от «университетского»: большую часть свободного времени он проводит за чтением. Ведь и сам он – человек пишущий:
– Я написал три книги. Первая – в соавторстве с покойным профессором исторического факультета Виктором Александровичем Артемовым, она называлась «Три века истории в лицах». Другая – о моем двоюродном прадеде Дмитрии Скрынченко, за нее я получил благодарность от Патриарха. Третья выходит из печати. Я рассказываю о том, как люди хотели стать лучше, но так и не смогли.
Кто-то из наших остроумных современников заметил, что преподаватель – это тоже диагноз. Даже дома, уютно устроившись с чашечкой чая перед телевизором, люди, посвятившие себя науке, не перестают думать о студентах.
Вадим Борисович ждет от людей, с которыми ежедневно встречается в аудитории, не только глубоких знаний:
— Мне хотелось бы видеть студентов, искренне любящих свою Родину и готовых работать для ее блага, а не космополитов с выветрившейся душой, которые, приехав за границу, способны лишь отметить приветливость полицейских. Хотелось бы видеть людей неравнодушных, для которых Россия – не место заработка или «страна дураков», а великое государство с великим народом, имеющим культуру и историю мирового масштаба.
День за днем Вадим Борисович Колмаков пытается научить своих студентов тому, чему не учит большинство преподавателей – быть человеком. Настоящим. Искренним. С невыветрившейся душой.
Мария РЕПИНА
Фото из архива героя
Видео автора, Ангелины ГАВРИЛОВОЙ и Виктории КРАВЧЕНКО
Марии большое спасибо за текст. Идея замечательная, очень интересно было прочитать про Вадима Борисовича! Он очень интересный и умный преподаватель!