Вчера пришла весть о большой утрате. Ушла Татьяна Васильевна ЛЕБЕДЕВА (27.04.1935 — 27.12.2023 гг), наша коллега, наш профессор. Студенты в последние годы называли ее ласково — «наша радиобабушка», чем-то похоже на «радионяню». Всегда открытая, добрая, светлая, она любила и умела нянчиться с ними. Татьяна Васильевна стала одной из первых героинь нашей рубрики «Любимый преподаватель» Давайте вспомним её.
Она не любит крупных планов и громких слов. Несмотря на публичную профессию, предпочитает камерность. Студенты журфака ВГУ узнают ее по голосу и улыбаются, когда в коридорах мелькает знакомый силуэт в ярком платье. Наверняка она знает, что журналисты зовут ее «радиобабушкой», и не обижается, ведь это почти признание в любви. Не верится, но Татьяне Васильевне Лебедевой – 80.Говорят, что характер ребенка складывается к пяти годам, и если присмотреться к крохе, можно с большой долей вероятности спрогнозировать его будущее.
Едва научившись ходить, Танюша бродила с отцом по полям и усердно запоминала названия цветов. Папа же водил любознательную дочку в закрытый рижский музей – смотреть на портрет бабушки. А позже девочка услышала стихотворение, ставшее пророческим:
«Для большой любви родятся люди в среду,
Четверги сулят нелегкую победу,
Дарит пятница тревоги и заботу,
Путешественник рождается в субботу»
Татьяна Васильевна появилась на свет именно в субботу, и коллеги не зря называют ее «лягушкой – путешественницей». Ей четыре раза по двадцать, но мобильности этой удивительной женщины можно только позавидовать. Сегодня она в Зальцбурге фотографирует дом, где родился Моцарт, через несколько дней – в Париже бродит по музею, в котором похоронен Наполеон.
Путешественница везде чувствует себя комфортно. В странах, где говорят по-немецки или по-французски, она, путая падежи, может поговорить с местными жителями. «Иностранцы даже радуются: русская бабка на французском спрашивает адрес», — смеется Татьяна Васильевна.
Из каждой поездки она привозит целые альбомы с фотографиями и, что более важно, море впечатлений, которыми охотно делится со своими учениками. В коридорах журфака ВГУ эту картину наблюдают постоянно: профессор, сверкая задорными глазами, описывает свои приключения, а студент слушает, затаив дыхание. Кажется, что это он только что побывал на могиле Бунина или оценил градус наклона Пизанской башни.
Родом из детства и любовь к слову. Глядя на Таню, сосредоточенно листающую книжку без картинок, становилось понятно, что девочка свяжет себя с творческой профессией. В мир журналистики Татьяну Васильевну тянуло всегда. Еще в далекие 50-е годы однокурсники подбили прилежную студентку филфака МГУ перевестись на журфак. Но декан факультета Таню не отпустил. Сказал, что отличнице среди журналистов делать нечего: у них курс литературы читают ассистенты, а у филологов – профессора с мировым именем. И Таня осталась грызть гранит науки под руководством известных ученых.
Но от мечты не отказалась: уже в 1958-м году пришла работать в молодежную газету «Вологодский комсомолец». А потом было ярославское радио и детская журналистика, после переезда в Воронеж – год работы внештатником в «Коммуне».
К знаковому 1975 году за плечами у Татьяны уже 16 лет практики. Объявление о том, что в ВГУ требуется преподаватель основ радиовещания, Лебедева случайно увидела в той же «Коммуне». Друзья убеждали: место готовится под кого-то. Но попытке устроиться в вуз не препятствовали – новые знакомства не помешают. И взяли именно ее.
Так на пороге сорокалетия Татьяна превратилась в Татьяну Васильевну – любимицу всех без исключения студентов.
Преподаватель, доцент, профессор Лебедева работала и работает с каждым своим воспитанником индивидуально. Терпеливо правит неточности, в меру ругает за серьезные промахи – искажения фактов она не прощает. Впрочем, долго сердиться «радиобабушка» не умеет. Через секунду ее лицо сияет привычной улыбкой, а ошибки превращаются в байки:
– Как можно не любить Мирвайса, — говорит Татьяна Васильевна о своем иностранном студенте, — Он приходит сдавать практику с мешком, приносит много маленьких текстов. Я его попросила: напиши один, но большой. Написал. Все существительные в именительном падеже. Спрашиваю: «Почему?» «А в каком надо было?» — удивляется Мирвайс.
В своих научных работах Татьяна Васильевна восстает против канцеляризмов и сухого официального языка. Ее диссертация о Сергее Маковском читается как приключенческий роман.
Замысел работы родился случайно. В музее имени Крамского Лебедева, стоя у портрета матери Маковского Юлии Лютской, услышала голос экскурсовода: «Эта простая русская женщина…». Татьяна Васильевна удивилась:
– Ничего себе простая, она же столбовая дворянка. Дома я нашла привезенную с отдыха книжку о Юлии, а там уже наткнулась на упоминание о ее старшем сыне Сергее. Он отправлял свои рубашки в Англию для стирки, говорил, что в России так не постирают. Редактор журнала «Аполлон», художественный критик – такая личность сразу меня заинтересовала.
Имя Маковского связано с Татьяной Васильевной неразрывно. Преподаватель журфака ВГУ Виктор Гааг посвятил любимой коллеге стихотворение:
«Нет, наша Таня не заплачет,
Сергей Маковский здесь гарант.
Пускай даже уронит мячик,
Но не уронишь ведь талант!»
В таланте Татьяны Васильевны сомневаться не приходится. Она не только чуткий педагог, но и прекрасная жена, мать троих сыновей.
Ее главный секрет – все делать с любовью. Татьяна Васильевна говорит, что человек, уверенный в том, что его любят, чувствует себя за-щи-щен-ным. Этот жизненный принцип переняли дети Лебедевых:
— Как-то подруга подслушала разговор моих сыновей. Вова говорит: «Я – мамин любимчик, а ты, Вася, папин». «А я чей?» — спрашивает младшенький. «А ты мой», — серьезно сказал Вова.
Каждый студент журфака чувствует себя любимчиком женщины с удивительной способностью улыбаться всем лицом. Нашей путешественницы, родившейся в субботу, нашей хозяйки эфира, нашей радиобабушки… Нашей Татьяны Васильевны Лебедевой.
Мария РЕПИНА
Фото Мирвайса АХМАДИ
Часть 1
Обращение к Родине
«Батюшков, Белов, Шаламов,
Гиляровский и Рубцов –
Вам таких фамилий мало?»
«Лебедева где?» О, то ж…
Вологодский край талантов,
Ты взрастил таких атлантов,
Но и девами гордись –
Нашей Таней похвались!
ДФН, профессор, дока…
Книг, статей, ты знаешь, скоко
Написала? И грозит
Выдать новых сто. Убит
И редактор, и издатель,
Книг научных созидатель…
Часть 2
Главная книга
Сергей Константиныч Маковский
Талант многогранный, не плоский –
Отсюда и Ваш фолиант*
Такой же – солидный, огромный,
Такой же духовно-подъёмный…
Поднять удалось наконец,
Васильевна, – Вы молодец:
Смогли оживить «Аполлона»,
«Жар-птицу», а также «Икону»
и «Старых годов» не забыв…
Прочтя по-французски, по-русски,
Представили мир столь искусный:
Ах, как бы в том веке пожить –
В том мире искусства творить…
Часть 3
Многорукий талант
Праздник устроить для Вас не наука –
Жизнь научила на скорую руку
Многое делать, и делать на «пять»:
Борщ приготовить и в доме прибрать,
Что-то пришить и проверить уроки,
Текст написать в суперсжатые сроки:
В общем, как Шива, читала, стирала –
Всё удавалось, везде успевала!..
Часть 4
Пожелание
Вниманья близких и родных,
Здоровья, вдохновения,
Идей и замыслов взрывных,
Желаний исполнения!
• Лебедева Т.В. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества. – Воронеж, 2004. – 484 с., илл.