В прошедшие выходные, 19-21 июня, прошел юбилейный, XX Фестиваль авторской песни «Парус надежды». Мы, конечно же, не смогли не поговорить об этом событии с одним из его авторов и организаторов, журналистом, преподавателем, ведущим специалистом отдела довузовского образования Воронежского государственного университета Ларисой Дьяковой. Тем более, что в последние годы на открытии фестиваля ровно в полночь разгорается Большой журфаковский костер.
Наш разговор начался с того, что Лариса Николаевна попросила меня чуть подождать и принялась дальше «договаривать свою мысль коллеге». И я услышала рассказ про град, который застал их 22 июня на плывущем катере вместе с выпускниками-сиротами из интернатов.
— Это был ежегодный бал. Дети были очень красивые. Все с прическами и в бальных платьях. Мы плавали вдоль берегов Богучара и Калача. Начал накрапывать слепой дождик, затем переросший в ливень с градом. Это было чудесно! Но мы все думали, как же нам выходить на скользкий берег? И, о чудо, как только мы причалили, дождь тут же прекратился, мы спокойно сошли с катера. Эта поездка была заключительным аккордом «Паруса». Мы проплывали мимо нашей фестивальной поляны и все были счастливы.
— Как пришла идея создать фестиваль?
— Эта идея осенила Александра Демиденко, выпускника геологического факультета ВГУ, я тут же подхватила ее. Демиденко — геолог, а они все поют. Назвали фестиваль — «Парус надежды», потому что наша первая сцена называлась «Надежда», а клуб авторской песни — «Парус». Это наш товарный знак, имейте в виду, все остальные фестивали с таким названием — незаконные.
— Как на фестиваль собралось столько людей из разных городов — целый маленький город?
— Это моя гордость! Все люди собираются на «Парус» без всякой рекламы. У нас был единственный баннер, который висел на стене в социальных сетях. Даже на самом фестивале часто задают вопросы, типа: «Лариса, как же удалось собрать столько людей?» Это всё сарафанное (Ларисино! — Ред.) радио. В этом году было очень много народу, одних машин больше 500, но для меня количество не имеет значения. Мерить нужно качество. Самое главное — атмосфера, которая царит на «Парусе».
— Кто придумывает программу фестиваля?
— Ну, программа есть на каждом фестивале. У нас она практически стандартная. Я только добавила просветительские нотки. И нас очень сильно поддерживает университет, мы сами не ожидали, огромное спасибо нашему ректору Дмитрию Александровичу Ендовицкому.
— Кто же в этом году бил в знаменитый колокол «Паруса»?
— Поэтесса Светлана Водолажская с мужем и сыном. Света — инвалид, почти не ходит. Десять лет назад на «Парусе» она познакомилась с Алёшей, и сложилась семья. Вот у нас два юбилея было! В честь нее мы устроили презентацию книги «Лечу к мечте». Книга на фестивале улетела!
— Кто же стал победителем в номинациях на юбилейном «Парусе»?
— В номинации «Авторы» лауреатом стал Василий Гун, «Автор музыки» — Анна Кретинина, в номинации «Исполнители» — Валентина Буталова и Наталия Степанова, из ансамблей победили «Серебряные струны», в номинации «Поём всей семьёй» — Елена, Нина Курочкины и Ольга Дворякина, «Где вы, поэты?» — Ирина Жукова.
— Чем-то отличается двадцатый фестиваль от первого?
— Отличается только тем, что старше мы стали на двадцать лет, а так ничем абсолютно. Тот же энтузиазм, та же эйфория. По-прежнему очень любим шутить, делаем постановочные фотографии. Давали определение верлибру. Решили, что не надо путать верлибр с оксюмороном. Кому рассказываешь эти шутки вне «Паруса», никто не понимает. Их надо чувствовать.
— Вы ежегодно зажигаете студенческий костер журфака, с чем связана эта традиция?
— Это я придумала его зажигать. Мысль простая: фестиваль проходит в третьи выходные июня, лучшие студенты уже сдали сессию и могут приехать на «Парус». Хочется просто всех собрать вокруг себя, посидеть, попеть. Но с каждым разом это все труднее и труднее получается. Не знаю, почему так. Им вроде нравиться должно. На следующий год выпускницы Наталья Кравченко и Анна Жукова обещали процесс сбора студентов взять в свои руки. Посмотрим, что получится.
— А как вы сами приобщились к музыке, к авторской песне?
— Я музыку любила всегда, ходила в музыкальную школу, играла на аккордеоне, но на гитаре я сама училась играть. Родители пели, дедушка играл на гармошке, бабушка на балалайке, правда, я никогда не слышала, как она это делает, но говорят до войны у нее очень хорошо получалось. Брат, так же как я, играет на гитаре, он левша, держит ее криво, как Пол Маккартни. Это природа во всём виновата, что я пою и играю.
— Была идея стать музыкантом?
— Идеи не было, но все вокруг твердили, что надо. Это большой труд, а я хотела другого. Я хотела быть журналистом. При этом я — аудиал, у меня все идёт через музыку. Постоянно её слушаю, пою. Люблю абсолютно всю: и бардовскую, и попсу, и романс, и шансон. Вся музыка хороша, вся создана под настроение. Как-то Сергей Никитин определил: когда плохим хорошо — они слушают попсу, когда хорошим плохо они — слушают бардовскую песню. А я слушаю всё. Очень люблю советскую эстраду. Мне кажется, каждый должен знать песню «Милая моя, солнышко лесное» — это ведь классика.
Яна ЛЕСНЫХ
P.S. Спасибо за добрый разговор и искренние ответы. Успехов и творческого полёта Вам, Лариса Николаевна!
1 комментарий