22 Ноября, Пятница, 13:18, Воронеж

"После смерти только одна дорога..."

Фильм Винсента Уорда «Куда приводят мечты» я впервые увидела еще в детстве, когда только-только появились CD и DVD диски, но запомнила надолго. Спустя много лет я пересматриваю его уже взрослыми глазами. И, кажется, сколько бы времени не прошло, фильм не теряет своей актуальности. Ведь разговор идет – о вечном…


Что может быть страшнее смерти собственных детей?

Каким смыслом наполняется жизнь, в которой больше нет самого главного – любимой семьи? Когда человек теряет все, ради чего стоило бы бороться, остается всего один шаг: смерть. Но даже этот шаг не последний, если у тебя есть мир собственных грез. Мир, в котором можно встретиться даже с теми, кого уже давно нет в живых.

В фильме Винсента Уорда «Куда приводят мечты» границы между жизнью и смертью не существует. Здесь все условно. Герои, реальная и загробная жизнь, здравомыслие и безумие и даже время. Границы размыты. Нет никаких точных категорий. Есть только мечта, фантазия и любовь, которая способна преодолеть смерть и воскресить жизнь.

«Нужно просто закрыть глаза и понять, где хочешь оказаться».



И герои закрывают глаза. Их знакомство не случайно начинается возле озера. Эти двое свободны и необъяснимо счастливы. Все, что их окружает – горы, простор и чистая вода вокруг – это все та самая жизнь, которой хочется дышать до отказа. Они молоды. Им хочется любить.

За бессмыслицей слов при первом знакомстве скрывается самое главное. По взмаху кисти художника с самого начала фильма начинают говорить цвета. Красный платок, повязанный на бедрах кучерявой девушки и такой же огненно-красный парусник на фоне голубой воды или безоблачного неба как символы первого, чистого, страстного и всепоглощающего чувства. Да и разве в этом мире можно представить себе что-то более романтичное, чем парусник? И у зрителя в голове непременно что-то щелкает. Ведь это те самые воспоминания из детства: любимые герои книг Жюль Верна и Джека Лондона снова приглашают окунуться в мир грез и отправиться в путешествие не только в жизненном пространстве, но и во времени. Зритель покорно идет вслед за мыслью режиссера по теплым островкам воспоминаний собственного детства.

Но этот кадр длится совсем недолго. Жизнь – мгновение, жизнь – секунда. Режиссер повторяет эту мысль в каждом последующем фрагменте. От первого знакомства до момента смерти двоих взрослых детей проходит, кажется, всего один миг. Но именно этот миг решает все.



Разговоры о жизни и смерти и границе между ними пронизывают весь фильм от начала до конца. Режиссер намеренно бросает нас из одного времени в другое. Из реальности – в воспоминания, из загробного мира – в мир реальный. Это действительно большая находка: черно-белые кадры киноленты, свет и негатив переплетаются воедино. Они не дробятся, нет ощущения недосказанности или смешения. Воспоминания-реальность-грезы-смерть-жизнь – все эти события, эмоции, люди и состояния связаны друг с другом неразрывно. И переход от одного кадра к другому полностью отвечает логике режиссера.

Череда смертей, как черный клубок, обрушивается на жизнь Энни (Аннабела Шиорра). И чем больше времени проходит, тем крепче завязываются узлы, тем больше запутываются черные нити, из которых уже становится невозможно выбраться. Смерть детей в автомобильной катастрофе. Смерть мужа Криса Нильсена (Робин Уильямс) — врача, которого по воле случая, как и детей, убивает груда железа (во время оказания помощи пострадавшей в автомобильной катастрофе, на него налетает автомобиль). Время, дороги, случай, случай. Клубок запутывается, кажется, выхода больше нет.



И снова – воспоминание. На глазах у дочери Мэри (Джессика Брукс Грант) в мучениях погибает самое любимое существо – собака. Мэри не способна понять смерть и просьбы матери об усыплении кажутся ей жестокой шуткой:

— Ты хочешь ее убить? Мэри отдергивает руку от руки матери.
— Ты на меня злишься? Лучше злись на смерть.
— Что с ней будет потом?
— Она уйдет туда, куда и мы. Мы все встретимся.

Мы все встретимся – эта фраза так или иначе: с помощью слов, цвета, музыки или эмоции, — воплощает в себе главную идею фильма. «То, во что ты веришь, становится твоим миром».

Чуть ли не каждая фраза фильма – философия. Но не та, которой давишься, пережевывая куски необузданных эмоций или тяжелых душераздирающих мыслей. А тонкая, лиричная, живая. Та, из которой, наверное, и состоит единственное всеобъемлющее на свете чувство – чувство любви.

Очевидный кадр классической мелодрамы: он пытается вернуть утраченное. Призрак Криса на собственных похоронах нежно прикасается к губам отупевшей от боли жены. Он еще не может поверить в свою смерть. Фоном для зрителя играет лирическая музыка, драматичный момент накаляется до предела. Энни больше не в силах сдерживать слез.



И, кажется, именно сейчас зритель должен встать и закричать: «Смазливая мелодрама, пора завязывать!».

Но этого не случается.

А все потому, что на месте этих героев актеры, которые способны любой тяжелый сентиментальный текст превратить в едва уловимое чувство, в полу-эмоцию, полунамек. Они произносят эти нежные и ласковые слова без надрыва, без оттенка фальши. Есть только двое любящих людей, говорящих наедине друг с другом. Сложно представить на месте Робина Уильямса какого-либо другого актера, который смог бы так эмоционально, нежно и в то же время сдержанно сыграть эту роль. Он переживает каждое слово не только внешне, но и внутренне. Каждая морщинка на лице передает эмоцию: от чувства тревоги до чувства полного отчаяния или необъяснимого счастья. Да и сам образ актера подходит для героя как нельзя лучше. Формула «за красивые глаза» в фильме видоизменена: «за добрые глаза». Робин Уильямс – тот самый актер, который умеет говорить глазами.

Также удачно вживается в образ героини и Аннабела Шиорра. Энни пишет дневники, ходит к психиатру, уже несколько раз пробовала покончить жизнь самоубийством, после чего попала в психиатрическую клинику. Она слышит и чувствует Криса, но воспринимает это как очередное сумасшествие. Однако все детали этих событий мы снова узнаем с помощью полунамеков. Кадр строится так, что зритель как бы случайно замечает исполосанное запястье вдовы.



Жизнь Энни превращается в бесконечный несвязный монолог. Во всем фильме именно Аннабела Шиорра становится аккумулятором всех жизненных переживаний и эмоций. Ее слезы, крики отчаяния на могиле мужа и разговоры с самой собой сыграны настолько искренне и трогательно, что, наверное, именно история Энни больше всех остальных ниточек-историй дергает за самые живые нервы.

Несмотря на три обрывающиеся жизни в начале фильма, горькие, тяжелые кадры-воспоминания и даже намеренно снятые режиссером похороны, фильм не превращается в пустую, тяжелую и нудную историю человеческих страданий. Вот похороны. И камера будто «летит» по залу. Мы видим лица родственников умерших, видим гробы, проникаем внутрь, видим тело мертвого ребенка. Но на его лице нет застывшего ужаса или ожидания гниения и боли. Напротив, на его лице выражение спокойствия, блаженства и даже счастья. Теплый мягкий свет падает на выступающий подбородок, губы, полу-улыбку и закрытые глаза. За кадром голос священника. Играет торжественная, но в то же время спокойная музыка. Нет ощущения конца. Это начало.

На протяжении всего фильма сохранены легкая грусть, трогательная и мучительная любовь – все то, что знакомо каждому. И эти настоящие чувства заставляют зрителя сопереживать вместе с героями, а не испытывать отвращение к переизбытку злобы и отчаяния, к сюжету и самим актерам.

В фильме нет какого-либо точного ответа на то, что будет «если». И далее можно подставлять до бесконечности: «если умрут дети», «если останешься один на один со своим горем», «если попадешь в психушку», «если умрешь»… Даже сами диалоги героев представляют собой лишь обрывки фраз и эмоций. Режиссер будто намерено дает зрителю возможность додумать то, что таится за каждой фразой. Прочитать между строк. И что самое важное для него – дофантазировать.



Фильм получил премию Оскар «За лучшие визуальные эффекты». И можно с уверенностью сказать: заслуженно. Так ярко, красочно, многогранно изобразить загробную жизнь до этого, кажется, не удавалось никому.

Крис попадает в рай. Это место с картин художницы Энни. Она рисовала им домик грез, самого Криса на фоне раскидистого дерева, бесконечных гор, скал и моря цветов. Удивительно, как режиссер уходит от очевидной, казалось бы банальности. Чтобы показать связь с женой он мог бы сделать картины Энни «относительной реальностью», т.е. раем и поместить туда Криса. Но режиссер намеренно усложняет кадр. Он представляет рай не в виде «реальности», а в виде оживших картин. Крис срывает маки на поляне и сжимает их в руке. Маки хлюпают и растекаются. Это просто сгусток краски. Но это ли не есть – воображение? Буйство цветов, самых сочных и ярких, которые, кажется, до отказа наполняют кадр, приводят зрителя в настоящую эйфорию. Рефреном, где-то между строк снова звучит фраза: «То, во что ты веришь, становится твоим миром».



Ты хочешь ходить по воде? Здесь параллель проводится уже с библейским сюжетом. Ходить по воде мог только Иисус, сын божий. Но в нашем мире грез все возможно. Тебе стоит только поверить… В своих фантазиях человек в какой-то мере тоже может стать Богом и делать то, что казалось лишь нездоровой выдумкой. Крис падает на дно и поднимается только тогда, когда осознает, что мозг – это всего лишь часть тела, как волос или сердце. Главное в другом, – ЗНАТЬ, что ты существуешь. Верить в то, что твои фантазии обязательно могут превратиться в реальность.



Тут же, в иллюзорной реальности, в двойной и даже тройной реальности, если хотите, могут оживать наши мечты с нарисованных картин, бумажные домики с русалками и людьми-полубогами. Даже сам человек всегда может стать тем, кем хочется. Оболочка ведь не имеет значения. Стоит только закрыть глаза…

Самой страшной и драматичной частью фильма оказывается дорога Криса в ад. Человеку-полубогу, умеющему ходить по воде, приходится спуститься на самое дно. Стоит отметить, что ад в видении режиссера все-таки приближен к библейскому. Несмотря на то, что здесь есть мифологические и мистические элементы. Костры, пепелища, толпы страдающих и погибающих в муках людей, штормовые волны, выбрасывающие из моря полусгнивших грешников. Все это создает картину бесконечного кошмара, так ярко контрастирующую с рисованными эпизодами рая. Чем ниже герой опускается на дно этого кошмара, тем больше теряется здравомыслие, тем больше ужасают и потрясают картины темного мира. И, кажется, будто история эта закономерно должна закончиться здесь, на самом дне человеческого сознания, в самом темном переулке души. Выхода из этого безумия нет.

Но режиссер снова идет на поводу у своей фантазии. Он будто говорит: «Разве вечная, всепоглощающая, всепобеждающая любовь, способная променять рай на ад ради своего существования, разве она может погибнуть? Особенно, когда веришь…»

Фильм Винсента Уорда «Куда приводят мечты» сумел вместить в себя все самое близкое для каждого человека: ненависть и страхи, жизнь и смерть, мечты и отчаяние, радость и боль, фантазию и реальность. Само название уже ненароком указывает на задумку художника: мечты могут привести тебя куда угодно. Стоит только поверить и закрыть глаза.

«То, во что ты веришь, становится твоим миром…»

Дарья КОЛЕСОВА

Фото с сайта

1 комментарий