22 Ноября, Пятница, 09:38, Воронеж

Я тебя любила, гад, двенадцать месяцев подряд. А ты меня полмесяца… И то решил повеситься

Вчера воронежцы узнали, почему, нельзя допивать рюмку до конца и как брать интервью «по-кремлевски»

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал этот звонкий голос, исполняющий залихватские частушки. А знают ли воронежские студенты, кто такая Мария Мордасова? 20 марта у них была возможность познакомиться с творчеством артистки, чья имя с придыханием произносят представители старшего поколения. В Доме актера с размахом прошла презентация книги «Воронежская частушка». Событие приурочили к столетнему юбилею известной певуньи.



Марию Николаевну сегодня вспоминали ежеминутно.

Заведующая дирижерского народно-хорового отделения колледжа им. Ростроповичей Наталья Массалитинова с Мордасовой была знакома лично:

– Марусю я знаю с пяти лет. Мы жили на одной лестничной клетке в доме №36 по улице Комиссаржевской. Она часто по-соседски забегала к моей маме посоветоваться: какую частушку взять, как ее лучше подать. Своих детей у Мордасовой не было, и она очень меня любила. Заплетала мне косы и даже встречала из школы. Я тогда не понимала, певица какого масштаба передо мной. Зато восхищалась ее красотой и грацией: Маша не входила в квартиру, она влетала. И летела по жизни вместе с мужем Иваном Михайловичем Руденко. Это был прекрасный союз. Потом, когда я закончила Гнесинку, стала часто бывать в их доме. Грелась в удивительно теплой атмосфере, царившей в этой семье.



Как говорить о Марии Николаевне, если не вспоминать ее творчество? Сегодня задорные народные мотивы звучали постоянно. Выступали фольклорные коллективы, студенты ВГУ и Академии искусств, пели дети. Тон встрече сразу задали артистки ансамбля «Терем». Девушки заявили:

– Гармонист не пришел, но нам не надо музыки. У нас свои языки.




Разгоряченные гости едва не забыли, зачем пришли. А повод для встречи весьма весомый: ученые Воронежского госуниверситета и сотрудники Литературного музея представили на суд публики сборник частушек.

Тамара Дьякова и Татьяна Пухова рассказали, что толчком к созданию уникальной книги стала тоненькая тетрадка с частушками, написанными от руки. Их собирала сама Мордасова, и хранится раритет в ее доме – музее.

Неудивительно, что первая часть книги посвящена именно Марии Николаевне. В этот раздел вошли частушки из ее репертуара и упомянутые записки.

Во второй части представлен не менее любопытный материал: частушки из архива ВГУ. Воронежские ученые не один год колесили по деревням, чтобы сохранить уникальное наследие наших прадедов. Вместе с фольклористами путешествовал и художник Григорий Марфин. Все отметили особенное оформление сборника: иллюстрации создавались кропотливо и с любовью. И наконец – частушки, которые поют жители Воронежской области. Зрителям даже показали фотографии певунов из сельской местности.

Впрочем, сегодня пели не хуже. Артистам фольклорного ансамбля «Диковинка» едва стукнуло 6 лет, но голоса у них лучше, чем у звезд эстрады.



Выступление юных дарований особенно тронуло Эдуарда Ефремова, корреспондента газеты «Сельская жизнь» и друга Марии Николаевны:

– Горько… Частушка никогда не возродится, потому что не возродится жизнь, которой жила деревня. Но, если эти ребятишки останутся такими как сейчас, они достойно продолжат традицию Мордасовой. Она, по сути, тоже была ребенком.
Как-то мне дали задание написать о Мордасовой. Мы встретились, я начал задавать свои вопросы. Но Мария Николаевна нахмурилась и заявила: «Неправильно спрашиваешь. Нас в Кремле учили: если журналист не то говорит, поправляй». Спросить «по-кремлевски» мне никак не удавалось. Тогда я вспомнил случай со сказительницей Анной Корольковой. Мне довелось гулять на ее девяностолетии, а я вообще-то не пью. Вот и упорно отказывался поднять стопку, но Анна Николаевна прищурилась и сказала: «Запомни, Эденька, рюмку до конца не допивай, жене правду не говори. И будешь жить счастливо»


Мордасова рассмеялась. Королькову она тоже знала, и мы почувствовали себя почти родственниками. Мария Николаевна достала из буфета «Рябину на коньяке», разговор полился непринужденно. Я клятвенно обещал, что писать ничего не буду. Но обманул: скоро вышла моя заметка о Мордасовой. Она позвонила и попросила приехать. Коленки у меня дрожали, ждал худшего. Но неожиданно услышал: «Хоть тебя в Кремле и не учили, написал ты нормально»




Артистический талант Эдуарда Петровича покорил всех. Петь частушки он не стал, но вдохновил зрителей.

Собравшиеся припомнили свои любимые:

– Я тебя любила, гад,
Двенадцать месяцев подряд.
А ты меня полмесяца…
И то решил повеситься

– У меня миленков шесть, все порядочные:
Два кривые, два косые, два припадочные


Зрители не только веселились, но и грустили. Все притихли, когда донесся голос самой Мордасовой. Пусть и из динамиков, а не в живом исполнении под аккомпанемент гармошки. Все равно в зале многие смахнули слезу.
И уж совсем расчувствовались, когда на экране замелькали кадры, запечатлевшие квартиру Марии Николаевны. Зрителям напомнили, что хотя памятника известной землячке в Воронеже до сих пор нет, поклонники Мордасовой могут приходить в ее дом – музей. Где же еще наслаждаться творчеством последователей артистки?

Конечно, каждому хотелось получить сборник частушек. Увы, пока удалось напечатать всего лишь 500 экземпляров. Но гости заметили, что книга должна быть в каждой воронежской школе и детском саду.



Сборник – не единственный проект энтузиастов. В планах у них альбом с фотографиями и воспоминаниями о королеве частушек. Директор Литературного музея Светлана Деркачева призывает сотрудничать и общими силами развивать дом-музей Мордасовой. Чтобы сохранить память о великой артистке как минимум еще на сто лет.

Мария РЕПИНА
Фото Инны ГРУШОВЕНКО

0 комментариев