Продолжение сказки о Юре с жура и истории Воронежского госуниверситета специально к его вековому юбилею. В новой части перед Юрой открываются очередные тайны и загадки. Теперь Юра знает о предыстории рождения своего университета практически все. А что же знаете вы?
Солнце оранжевым апельсином висит над горизонтом. С наступлением лета Юра успешно забыл об экзаменах, зачетах, парах. Еще один учебный год за плечами. Жаркие летние дни уносили его проблемы и мысли далеко в закрома памяти. Наступило время беззаботного отдыха, а значит, можно смело отправляться к морю. За день до отъезда Юра вспомнил, что нужно отвезти кое-какие документы в университет. Пустые коридоры, по которым бродит только всеми любимая кошка Лиза привели его к аудитории 1802. Юра четко помнил, что раньше на этой самой двери были написаны другие цифры. Удивленно студент пошел дальше, принес документы, а уже на следующий день он наблюдал за тем, как морские волны с шумом разбивались, врезаясь в береговые волнорезы. В отеле Юру поселили в 1802 номер. Это напомнило ему про аудиторию в университете, но он быстро забыл об этом странном совпадении. Уже на второй день отдыха, когда радостный турист направлялся от пляжа к своим аппартаментам, он заметил рекламный баннер, на котором большими цифрами было написано «1802». В тот самый момент молодой человек понял, что все это не просто так. Это число преследовало его повсюду, а значит, с этим надо разобраться.
По возвращении домой Юра все время думал, что эти цифры он видел где-то и раньше. И память его не подвела, ведь на старом гербе ВГУ действительно было написано именно «1802». Чтобы со всем этим разобраться, Юра отправился в отдел редких книг библиотеки университета.
И вот перед Юрой лежит старый фолиант. Желтые листы его рассказывают всю предисторию ВГУ со времен Академии Густавиана практически до наших дней. Оказалось, в 1802 году был открыт Императорский Дерптский университет, который был прародителем ВГУ и считался одним из старейших университетов Российской Империи.
Императорский Дерптский университет
Еще в 1798 году был издан указ, который запрещал отправлять молодых людей за границу для получения образования. Поэтому Курляндским, Лифляндским и Эстляндским рыцарством было принято решение открыть университет, который изначально находился в городе Митава. В 1801 году император Павел скончался, вместо него престол занял Александр I. Именно с подачи императора Александра I и был открыт немецкоговорящий вуз.
«По причине положения оного в средоточии трех губерний: Рижской, Ревельской и Курляндской».
Торжественное открытие Имепраторского Дерптского университета прошло в апреле 1802 года. Лекции студентам начали читать через месяц. Первым ректором стал французский физик Георг Гридрих. Ректору были доступны любые управления, связанные с университетом. Он был обязан разрешать любые конфликты, даже уголовные дела. Кроме ректора доступ к управлению имело также дворянство, так как именно дворянство ежегодно жертвовало 40 000 рублей на развитие науки и образования.
Для урегулирования работы университета Александр I подписал «Акт постановления для Дерптского высшего учебного заведения». По правилам все преподаватели должны были быть немцами и читать лекции также на немецком языке. С 1836 года в Дерптском университете началось усиление знания русского языка. А с 1838 года введено было и социальное образование. Утвердили образовательную программу, от которой отклоняться было нельзя. Постепенно увеличивалось количество часов для изучения русского языка и литературы. И уже в 1880 году произошла полная русификация образовательного учреждения и введены государственные экзамены одинаковые для всех студентов.
Университет также имел собственную цензуру. Можно было самостоятельно выбирать книги и учебники для библиотеки и редактировать новые труды.
Изначально было решено открыть четыре факультета: философский, врачебный, юридический и богословский. Через некоторое время философский факультет разделили на историко-философский и физико-математический.
Студентом мог стать далеко не каждый. В основном студентами были уже взрослые люди, которые до университета тоже где-то учились. Приглашали людей всякого звания и состояния, русских подданных и иностранцев. Из студентов готовили профессоров и ученых.
«Здесь встречались самые разношерстные элементы, представители всех местностей России. Большинство из них имели сложную биографию и вообще видали виды. Были люди и за 30, и за 40 лет. Среди толпы слушателей легко было узнать русского студента. Немцы были сытыми, румяными, а пришельцы из Москвы, Киева и Казани были худыми, бледными и нервными. Туго шло усвоение немецкого языка».
Долгие годы немецкий язык был абсолютным в преподавании. Единственное место в университете, где его не было — кабинет русского языка. Но постепенно все изменилось. Европейские профессора стали меняться на русских, потому что русскоязычных студентов в университете становилось все больше и больше. Российских профессоров приглашали лучших. Их поиски велись по всей империи. Среди известных преподавателей был профессор-языковед Николай Груйский, архитектор Борис Якобий и даже известный хирург Николай Пирогов. Выпускников готовили не менее знаменитых: писателя Владимира Соллогуба, Николая Языкова.
Немецкий язык считался основным, но ещё с середины века его не признавали, поэтому даже немецкие студенты в большинстве случаев становились двуязычными.
Юрьевский Императорский университет
27 декабря 1893 года было решено переименовать Дерпт в Юрьев, а университет стал называться Юрьевским Императорским. Естественно, многих студентов не устраивало, что русский язык так прочно вошел в образовательную программу. Немецких преподавателей меняли на русских, а потому студенты подняли настоящий бунт. Многие из-за этого были лишены не только возможности учиться или преподавать, но и свободы.
Несмотря на это, уже в 1905 году здесь получали образование целых 1800 студентов. Ректором Юрьевского университета стал Антон Семенович Буденович. Теперь профессор обязан был вступать в общение лично с каждым студентом.
Каждому студенту для жизни в месяц нужно было примерно 25 рублей, но было у них в среднем гораздо меньше – 10 рублей. Поэтому приходилось занимать деньги друг у друга и работать. Важно также, что те же самые 25 рублей в год студент должен был внести как плату за образование. Стипендию студентам начислял сам ректор. С наступлением Первой Мировой войны весь русскоязычный преподавательский и студенческий состав был эвакуирован. Долго решали, куда переносить базу университета. Выбирали между тремя городами – Нижним Новгородом, Пермью и Воронежем. В итоге решили перенести один из крупнейших центров науки в Воронеж.
Закрыв книгу, Юра вдруг понял, вот она — тайна старого фолианта, превратившаяся в тайну рождения нового университета! Но впереди еще несколько тайн, связанных с ВГУ, которые нужно разгадать до того, как закончится 2018 год — год векового юбилея Воронежского университета.
Лидия БАТУРА
Иллюстрации Анастасии ЕЛФИМОВОЙ
0 комментариев