24 Ноября, Воскресенье, 06:19, Воронеж

Fan ID. Как паспорт болельщика меняет облик стадионов и всего российского футбола

После рестарта Российская премьер-лига по футболу бьёт все антирекорды посещаемости – хуже было только в период пандемии. Причиной всему – Fan ID. Как паспорт болельщика ударил по клубам лиги и зрителям на стадионах? Разбираемся на примерах прошедших матчей РПЛ, в частности «Факела», прецедентах из европейских лиг и мнения болельщика «огнеопасных» с двадцатилетним стажем.


С чего начался Fan ID

В 2016 году во Франции прошёл Чемпионат Европы. Кроме сенсационных игр сборной Уэльса и травмы Роналду в финале, Евро запомнился фанатскими беспорядками в Марселе. Уже тогда спортивные функционеры, ответственные за проведение Чемпионата мира 2018 года в России заговорили о мерах, которые позволили бы контролировать фанатов.

Во-первых, вспомнили о паспорте болельщика, который действовал на Зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Во-вторых, обратились к опыту коллег из Италии и Турции, где аналогичные документы вводились ранее.

В 2017 году Россия принимала Кубок конфедераций – футбольный турнир, проводимый за год до ЧМ в стране-хозяйке мирового первенства. В Кубке принимали участие восемь команд: шесть победителей континентальных чемпионатов, чемпион мира и сборная страны, где проходило соревнование. Тогда Fan ID был нужен для посещения матчей как россиянам, так и иностранцам (им он заменял визу). При этом документ давал бонус: бесплатный проезд в общественном транспорте и между городами, в которых проходили матчи. Далее были ЧМ-2018 и Чемпионат Европы 2020 (на самом деле 2021 – турнир перенесли на год из-за пандемии), на которых паспорта болельщика работали надёжно и почти без сбоев. После этого велись обсуждения о целесообразности введения Fan ID в Российской премьер-лиге.

Изначально часть футбольной общественности была настроена скептически, например, президент Российского футбольного союза Александр Дюков ещё в 2019 говорил, что Fan ID в РПЛ это дорого и неудобно. Поворотным эпизодом стал матч ЦСКА – «Зенит» 28 ноября 2021 года. Тогда из-за фаер-шоу задержали 408 фанатов ЦСКА, но камеры не вели запись, поэтому точечно задержать виновных полиция не смогла. После этого инцидента разговоры о введении паспорта болельщика возобновились. В Госдуме ускоренно проработали предложение внедрить Fan ID на матчи РПЛ. Закон о его введении президент России подписал 30 декабря 2021.

РПЛ в сезоне 2022/2023

Первый удар приняли клубы, чьи стадионы напрямую принадлежат государству: «Крылья Советов» («Солидарность Самара Арена»), «Пари НН» (стадион «Нижний Новгород»), «Ростов» («Ростов Арена»), «Сочи» (стадион «Фишт») и «Урал» («Екатеринбург Арена»). «Персонифицированные карты на посещение спортивного соревнования» для них стали необходимы с середины лета, а посещаемость упала в несколько раз, даже в сравнении с доковидными временами. Так, например, на домашнем стадионе самарских «Крылышек» в среднем было 5700 болельщиков, что почти втрое ниже, чем в сезоне 19/20 и почти вчетверо, чем в сезоне 18/19, по данным сайта «Крыльев Советов» В Сочи ситуация ещё хуже – на матчи южан приходит болельщиков меньше, чем во времена, когда клуб играл в ФНЛ.

Остальные клубы прочувствовали снижение посещаемости лишь с февраля 2023, когда Чемпионат России возобновился после зимней паузы. «Спартак» побил клубный антирекорд: поддержать красно-белых собралось примерно 4,5 тысяч человек, это меньше, чем в 2004 году. Домашний стадион «Зенита» оказался самым посещаемым, но и здесь, при максимальной вместимости 68 тысяч человек, присутствовало 19 тысяч, а на стадионе периодически включался интершум. Матч «Торпедо» – «Урал» посетило 207 болельщиков.

На матчах кубка России Fan ID не требуется. От того и посещаемость там в разы выше: 31 тысяча болельщиков на матче «Зенит» – «Динамо», 9,5 тысяч на «Спартак» – «Урал», более 26 тысяч на «Краснодар» – ЦСКА.

Практически пустые трибуны на матчах РПЛ


Что с «Факелом»?

А вот футбол в Воронеже остаётся почти таким же популярным, как и до введения паспорта болельщика. На первый домашний матч в 2023 году пришёл 10321 зритель, Центральный стадион профсоюзов стал вторым по посещаемости…

Но только этот результат худший в текущем сезоне для воронежцев. До этого меньше всего болельщиков было на матче с «Торпедо» – 12457. Пресс-служба клуба так говорит о посещаемости:

– Хорошие показатели с учетом новых реалий и минусовой температуры. Абонементов продано 10 тысяч, в первой части сезона было 12900. С учетом новых правил и усложнения процедуры покупки – отличный результат. Многие клубы, как и мы, специально продавали абонементы на вторую часть сезона отдельно. И никто не продал их больше, чем мы.

При этом у «Факела» и в первой части сезона не было каких-то серьезных инцидентов во время игр, а как мы помним, Fan ID «способствует улучшению системы безопасности на стадионах и спортивных объектах». Все службы клуба адаптировались и к ажиотажу перед матчами, и к вызовам, которые ему сопутствуют. Как заявил клуб, если проход болельщиков на стадион и замедлился, то незначительно:

– Один из парней нашего фан-клуба специально засек время ¬– он прошел от входных ворот на улице Фридриха Энгельса до входа на свой сектор за 5 минут. И это при том, что Восточная трибуна была заполнена.

Помимо этого, команда осталась без поддержки фан-сектора, собственно, как и остальные клубы лиги, потому что активные болельщики бойкотируют матчи регулярного чемпионата, некоторые еще с начала сезона:

– Клуб уважает их решение. Фанаты имеют право поступить так. Но, конечно, нам их очень не хватает. В знак уважения абонементы и билеты не продаются на их сектор №3 Южной трибуны. Надеемся, что они вернутся.

Но ситуация с «Факелом» скорее исключение из правила: средняя посещаемость за 18 тур – 7580 человек; за первую половину сезона – 10156, по данным Transfermarkt.

А что говорят активные болельщики?

«Совам» согласился дать комментарий Павел – активный фанат «Факела», который регулярно посещал домашние матчи клуба с 1999 года.

«Фан-сообщество крайне негативно отнеслось к введению паспорта болельщика. И этому есть обоснование. Первый подобный опыт был в 2017 году на кубке конфедераций, где играла сборная России. Дело в том, что 80% активных фанатов не получили допуск на матчи… Причины отказов, естественно, никто не говорил, но все всё прекрасно понимали.

Активная фанатская деятельность всегда была связана с несовсем законными вещами. Первое – участие в драках между фанатами (но обычных прохожих это никак не касалось). Второе – пиротехника на стадионах и прочие шалости. Но ведь из-за фаеров и цветных дымов никто не получает травм, зато атмосферу и красоту люди могли бы оценить. Степень «серьезности» этих правонарушений каждый оценивает сам, но в итоге мы видим, что эти вещи не дают покоя правоохранительным органам, которые вставляют палки в колеса. Для согласования даже незначительного перформанса нужно пройти очень много инстанций, а по итогу всё могут «завернуть» в последний момент без обоснования. Как пример, на матче против тульского «Арсенала» отменили такой перформанс: на полотне был надгробный крест, который не понравился досмотровой группе.

И вот это все аккумулируется, тебе постоянно ставят условия, запрещают пронос согласованных флагов, баннеров, а как вишенка на торте – не дают паспорт для посещения матчей Чемпионата мира. Если фанатов решили поделить на «хороших и плохих», то эти меры неприемлемы в фанатском сообществе. Так не должно быть, мы вольны выбирать сами, хотим идти на стадион и поддерживать команду или же нет. На стадионах уже давно все отлажено, везде есть камеры, ни одно правонарушение не скрыть, к тебе даже домой приедут (и такое было в нашем опыте). Последние много лет на стадионах безопаснее, чем на улице, и повсеместное введение паспорта ровным счетом ничего не меняет в плане безопасности.

А самое главное, что теперь можно паспорт аннулировать за намерение совершить правонарушение. Но вот кто и как определяет, есть ли такое намерение – непонятно. А обжаловать аннулирование практически невозможно. Как итог, мы получаем тотальный контроль болельщиков и возможность по щелчку закрыть доступ на матч твоей команды любому неугодному.

Позиция активных фанатов «Факела» остается неизменной: бойкот матчей до отмены Fan ID в РПЛ. Скажем честно, решение далось нам невозможно сложно, мы хотим ходить на стадион, но принципы и консолидация с фанатским сообществом России приоритетнее. Поверьте, обычные болельщики просто не сталкивались с нашими проблемами, поэтому и говорим мы на разных языках. Мне кажется, если и будет отмена закона, то не в ближайшее время, даже несмотря на сильное снижение посещаемости».

Прецеденты были. В Италии дела обстоят лучше, в Турции не особо

В сезоне 2014/2015 в турецком чемпионате ввели Passolig Card. Это паспорт болельщика с функционалом банковской карты, которой можно оплачивать покупки и проезд в транспорте, а клубы за каждую проданную карту получают 47% от прибыли. Российские клубы от оформления Fan ID болельщиками ничего не получают.

Турецкие болельщики такое нововведение не оценили. Бойкот последовал незамедлительно: общая посещаемость упала более чем на 50%. В первую очередь фанаты стали беспокоиться за сохранность персональных данных. Помимо этого, можно было получить запрет на посещение матчей, правда только на три-шесть ближайших матчей. В России же, если паспорт болельщика аннулируют, доступ на стадион будет закрыт навсегда с почти стопроцентной вероятностью.

Борьба была упорной, но по итогу большая часть фанатов сдалась. Трибуны стали постепенно заполняться, а на матчах стало действительно безопаснее. Но уровень беспорядков, творившихся на матчах Суперлиги несопоставим с российскими реалиями. Что уж говорить о Греции или Сербии, где фанаты ещё более агрессивные. А там ни о каком Fan ID и речи не идёт.

В Италии же тифози (так там называют активных болельщиков) дали отпор футбольным функционерам. В сезон 10/11 на Апеннинском полуострове ввели Tessera del tifoso. Он должен был стать чем-то вроде карты лояльности. Предполагалось, что «тессера» давал бы скидку в фан-шопе и при покупке билетов. Поначалу итальянский вариант Fan ID был обязательным, но в дело включились клубы. «Рома», а затем «Падова», «Кальяри» и ещё несколько команд решили пускать фанатов на матчи без необходимого документа. В итоге паспорт болельщика был упразднён в 2017.

Что даёт российскому болельщику Fan ID?

На Госуслугах главное преимущество паспорта болельщика трактуется так: «Право прохода на матч и быстрый доступ на стадионы». Ровным счётом всё. Ни программы лояльности, ни скидки в магазинах клубной атрибутики, ни бесплатного проезда на общественном транспорте в день матча Fan ID предложить не может.

На фоне снижения посещаемости всех матчей РПЛ в Госдуме уже звучат призывы пересмотреть закон о Fan ID, а президент РФ поручил упростить использование «гражданами, прежде всего инвалидами, пенсионерами и детьми, систем идентификации футбольных болельщиков». Что с Fan ID будет дальше, покажет время, но уже ясно, что практика применения таких документов единичная и к положительным результатам не приводила. Страдают же от этого клубы, терпящие убытки, и фанаты, сталкивающиеся с трудностями при оформлении паспорта болельщика. Но главное, страдает сама игра, ведь футбол – прежде всего эмоции, в выплеске которых фанатов искусственно ограничивают.

Иван ПОНОМАРЁВ
Фото автора и скриншоты трансляций матчей РПЛ на каналах «Матч! ТВ» и «Матч! Премьер»

0 комментариев