22 Ноября, Пятница, 01:43, Воронеж

Светлана ВАСИЛЕНКО: "Мне надо прибавить в жёсткости"

В октябре стартуют игры Ассоциации студенческого баскетбола и Воронежской баскетбольной лиги. В преддверии грядущего сезона судья третьей категории, студентка ВГИФК Светлана ВАСИЛЕНКО рассказала корреспонденту «P.S. – 5 сов» о своём спортивном пути и трудностях профессии рефери.



– Светлана, расскажи, как ты вообще пришла в баскетбол?

– Я пошла на занятия баскетболом в 7 классе по совету врачей, поскольку этот вид спорта укрепляет мышцы спины. Но в 9 классе я сломала ногу, о профессиональной игровой практике пришлось забыть и тогда я решила пойти учиться на тренера. Поступила в физкультурный [ВГИФК – прим. ред.] и познакомилась со Светланой Горловой, которая вела у нас лекции и практику по баскетболу. Она-то мне и посоветовала идти в судейство. А тренер женской сборной ВГИФК Владимир Брюховецкий дал номер телефона Павла Ускова, который ведёт занятия в школе молодых арбитров.

Спустя какое-то время мне доверили судить первые игры, хотя у меня не было стажа и квалификации. И я задумалась над получением категории. В этом августе для судей Черноземья проводился семинар в Курске. Мы слушали лекции и затем проходили тестирование. Вопросы были средней сложности, несмотря на то, что касались они в основном работы судьи на поле. Я имела такой опыт работы раньше, поэтому легко справилась. Из 25 вопросов ошиблась лишь однажды.

– Светлана, я знаю тебя, как судью за столиком. Расскажи о своём опыте работы непосредственно на поле?

– Я на площадке с 8 класса начала судить. Но судила я тогда в Каменке. У меня там не было учителей, которые могли бы подсказать, как мне правильно действовать в определённых ситуациях, какие специальные жесты использовать, где располагаться относительно второго судьи в тех или иных игровых условиях. Начала набираться теоретических знаний только когда два года назад переехала в Воронеж. Узнала и про работу судьи на поле, и про то, как нужно работать за столиком. Выбрала последний вариант, он мне больше нравится. Ведь у каждого человека душа предрасположена к чему-то, вот моя лежит к судье-секретарю.

– А когда ты работала на поле, была строгим арбитром?

– На самом деле нет, потому что у меня не было ни опыта, ни игровой практики. Сейчас всё зависит от уровня соревнований. Если районного масштаба, то отношусь более лояльно. Там вообще редко сидят сразу четыре судьи за столиком. Максимум – троё. А если взять ВБЛ [Воронежская баскетбольная лига – прим. ред.], то здесь всё строже и серьёзнее: ведётся прямая трансляция, статистика, есть комиссары, которые наблюдают за работой судей. Потом они на какие-то недочёты указывают. Ответственность тут большая очень.

– А были у тебя такие ситуации, когда ты судила мальчиков или мужчин, и они, видя, что их судит девушка, как-то неодобрительно к тебе относились?

– Здесь работает правило: девушка-арбитр не должна судить мужчин, потому что в случае драки она не сможет их разнять. Если говорить о студенческих турнирах, то здесь разрешается девушке судить юношей, но вдвоём с парнем, чтобы он, в случае чего, мог разнять игроков. Могут в этом помочь и тренеры, правда, если они сами не идут вливаться в драку.



– Бывали случаи, когда тебе откровенно хамили?

– Всякое бывает, ведь, порой проигравшие не сдерживают свои эмоции. Я просто не обращаю на это внимание. Если понимаю, что где-то накосячила по игре, то, конечно, переживаю из-за этого. Если после матча внутри накипело, звоню опытному судье и спрашиваю у него, как я должна была поступить в той или иной ситуации. Я учусь на ошибках, стараюсь их больше не повторять. Это огромный для меня опыт.

– Как ты справляешься с эмоциональным давлением игроков, да и вообще с шумом вокруг игр?

– Все нормально, это часть работы. Я стараюсь не вливаться в них, потому что в противном случае начинаешь ошибаться. Иногда бывает тяжело… Но у меня есть люди, которым я в любое время дня и ночи могу позвонить и спросить совета. В этом плане я им полностью доверяю. Да и за столиком во время игр со мной сидят коллеги, которые всегда поддерживают словом. Судьи – это одна большая семья, где все помогают друг другу. Например, кто-то забил, а я не уследила, кто. И судья, сидящий рядом со мной, подсказывает, кто забил, сколько забил, кому фол. Нет такого, чтобы кто-то относился пренебрежительно к соседу-судье. Мы не подставляем друг друга в любых ситуациях.



– Ты говоришь, что судья не должен вливаться в игру. Но он же всё равно должен чувствовать градус игры? Возникает какое-то противоречие.

– Да, это так. Давай объясню на примере. Как и в любом другом виде спорта, судья должен контролировать ход игры. Ему необходимо чувствовать игроков, тренеров, предугадывать ситуации на площадке. Но если ты болеешь за какой-то определённый коллектив, и тебе выпадает судить игру с его участием, это сложно. Хочется, чтобы эта команда выигрывала. В таком случае нужно погасить в себе эмоции, а-ля «Забили наконец-то, ура!». Работая за столиком, нужно чувствовать, когда тренер возьмёт тайм-аут или когда сделает замену. А судье на поле необходимо прокручивать у себя в голове: «Ага, здесь сейчас чуть ли до драки дело не дошло. Надо за этими ребятами последить». В этом плане опять же помогает опыт. Чем его больше, тем легче судить.

– А что ты должна делать в качестве судьи за столом?

– Я заполняю протокол, сверяю все номера и игроков из стартовой пятёрки. Непосредственно во время игры веду отчёт: фиксирую тайм-ауты, замены… Также мне приходится следить за спорными мячами и решать, кто берёт после них владение мячом. Мне помогают ещё ряд людей. Например, секундометрист, который следит за временем. Потому что назначенные неправильно даже четыре секунды атаки могут повлиять на ход матча.



– Твоя игровая карьера, как я понял, из-за травмы получилась довольно короткой. Но была ли она насыщенной?

– В Каменке, где я жила, ни о какой карьере не могло быть и речи. У меня был замечательный наставник, он учил нас играть в команде, доверять друг другу, никогда не тащить одеяло на себя. Но у нас не было хорошего технического оснащения. При этом мы умудрялись обыгрывать титулованные команды. Играли на силе воли и доверии друг к другу. Мы были способны одной пятёркой отыграть всю игру без замен! У меня даже тогда в первый раз в жизни открылось второе дыхание. Я это почувствовала, когда понимала, что вот на второй четверти я уже помираю, а в третьей четверти вдруг прилив сил, бегала, не уставая. В конце матча я задала себе вопрос: «И это всё? Я даже не устала».

– Как изменилась твоя жизнь после переезда в Воронеж?

– Кардинально. Я изменилась полностью: раньше была замкнутой, боялась большого количества людей, того, что они смотрят на меня. Благодаря Воронежу, судейству здесь, баскетболу вообще, я пересилила себя. После травмы захотела стать тренером, меня как-то переклинило и всё. И вообще я очень люблю детей, мне нравится с ними работать. Правда, мне надо прибавить в жёсткости. Я сейчас слишком мягка для тренера. Мне этого не хватает, но я буду учиться и стараться.

Дмитрий АМЕЛИН
Видео автора
Фото автора и из личного архива Светланы ВАСИЛЕНКО

0 комментариев