Путешествия – это и спорт, и приключения одновременно. Не понаслышке знает об этом воронежец Сергей ОСТАПЕНКО, занимающийся туризмом уже десять лет. Кавказ, Урал, Крым, Тянь-Шань — неполный список мест, которые посетил за это время путешественник. В августе 2014 года Сергей отправился на Кольский полуостров, а в этом году вернулся туда вновь. О том, как это было, корреспондент «P.S. — 5 сов» узнала из первых уст.
— Сергей, вы ведь раньше уже бывали на Кольском полуострове. Почему решили снова туда отправиться?
— В прошлый раз приезжал туда в августе 2014 года. А этой зимой у меня появилась идея вернуться и пройти Хибины и Ловозерские тундры. Я давно хотел побывать там именно зимой. На Кольском полуострове потрясающая природа, белые ночи и резкий контраст между лесом в долинах и ледниками в горах.
— Как и с кем вы туда поехали?
— Я искал в интернете товарищей, с которыми можно объединиться, и нашел туристическую группу МГТУ им. Н. Э. Баумана. Всего нас было 10 человек. Мы встретились в Москве и на поезде отправились на Север. Раньше я ни с кем из ребят не был знаком. Они оказались приятными и интересными, на протяжении всей дороги нам было очень комфортно вместе.
— Расскажите подробнее, как проходило ваше путешествие.
— Маршрут был второй категории (несложный, но для новичков трудноват), его общая протяженность составила 175 км. Сначала прибыли в Оленегорск, оттуда отправились в поселок Ловозеро. Там начались Ловозерские тундры, расположенные между большими озерами (они, кстати, намного больше, чем Воронежское водохранилище).
Первым наша команда проходила Ловозерское озеро. На нем был толстый лед с большим количеством следов от снегоходов. Мы думали, что окажемся в дикой природе, где ходят голодные медведи, а увидели изъезженную снегоходами местность. Охотники, рыболовы и туристы шныряли каждые 10 минут. Сначала нас очень радовала погода: солнечно, тепло. Но на второй день она постепенно начала портиться, мы попали под реальный ливень. Так необычно: вокруг снег и сугробы, а тут дождь. В это время команда выходила к очередному озеру – Сейдозеру, на котором виднелись участки полыньи (растаявшее место на ледяной поверхности реки или озера). Повсюду слякоть, снег смешался с водой, а ты едешь на лыжах. Было страшно, ведь мы даже не знали, какая глубина, а тут еще сверху льет! Конечно, старались держать дистанцию, а впереди шел наиболее опытный человек. Дальше началась пурга.
Но в конце концов эта часть маршрута была пройдена, и мы постепенно поднялись в горную местность к перевалу Куфтуай. Этот крутой подъем заставил снять лыжи и двигаться пешком. Добравшись до седловины перевала (неглубокая выемка между высотами горного хребта), попили чай и начали искать путь спуска. Склон оказался очень неровным и скользким. Мы быстро разгонялись, а кое–где падали. В некоторых местах просто съезжали без остановки, периодически притормаживая. А на участке лесного спуска у нас произошла неприятная ситуация: одна из участниц упала и повредила ногу. Пришлось вызвать МЧС. К счастью, те быстро прибыли (у них такое часто случается), забрали девушку вместе с сопровождающим и отвезли в ближайший город. Последний к нам вернулся через пару дней, так как мы заранее договорились, где встретимся. Участница маршрута отправилась в Москву, где и прошла лечение.
Следующим этапом стал переход Умбозера и выход к горному массиву Хибин. По льду озера двигались легко и быстро, а сильный боковой ветер остужал и подгонял нас. Проехали около шести километров, добрались до реки Тульйок и по снежному мосту перешли её. Хибины — это большое скопление гор, в отличие от остальной части Кольского полуострова. Там в долинах – лес, чуть выше – кустарник, а дальше – камни и снежники. Место в горах, где всегда есть снег. На Кольском полуострове очень резкий контраст между высотами: общая разница на всём пути составила 11 км.
Но самым ярким воспоминанием и главной целью похода стало северное сияние. В одну из ночей мы вышли из шатра и увидели на небе световые потоки. Любовались ими около часа. Просто смотрели на то, как они вертелись и крутились, будто вихрь! В тот раз оно было очень сильным.
Наша команда продолжила маршрут до Умбозерского перевала. А затем – до базы Контрольно-спасательной службы, где остановилась на две ночи. В это время мы сделали небольшой круг без рюкзаков через перевал Южный Рисчорр, у которого был очень резкий подъем, и Северный Рисчорр, а к ночи вернулись на базу. Утром пошли к перевалу Южный Чорргор. На нем я был летом 2014. Он и тогда казался опасным, а зимой стал ещё страшнее. В это время поднялся сильный ветер, даже дышать становилось тяжело. Затем мы прошли реку Гольцовку и сделали еще один кружок к ущелью Аку-Аку и перевалу Юмъекорр с крутым спуском. Если бы ехали прямо – разбились бы, поэтому большинство спускалось медленно. Затем вышли к конечному пункту – поселку Иманда. Маршрут был запланирован на 12 дней, но благодаря хорошей погоде мы прошли его за 10.
— Вы пользовались каким-то особым снаряжением?
— Пользовались преимущественно тросиковыми лыжными креплениями (крепятся на пятке и с помощью ремешка над пальцами). На старте маршрута у всех были волокуши (мешки, хорошо скользящие по снегу) со снаряжением и едой, которой ребята набрали много. Готовили мы на специальной металлической сетке — её подвешивали к стволам деревьев. На ней же разводили костер. Ночевали в шатре, рассчитанном на десять человек. Внутри размещали печку.
— Куда вы планируете отправиться в следующий раз?
— На майских праздниках я поеду в Абхазию. Будет горный маршрут третьей категории (средняя сложность). У нас уже есть компания, в том числе девушка из Белоруссии, и мы активно готовимся к предстоящей поездке.
Дарья ВОЛОДИНА
Фото из архива Сергея ОСТАПЕНКО
0 комментариев