Этим летом студенческий отряд Воронежского государственного университета дал студентам возможность попробовать себя в профессии проводника РЖД. О своем опыте от первого лица рассказа Мария Лазарева — студентка факультета журналистики ВГУ.
Работать и отдыхать
Впервые я узнала о студенческих отрядах в школе от своей одноклассницы, которая рассказывала, что студенты могут летом заработать приличную сумму денег и при этом еще отдохнуть. Мне казалось это немыслимым. Как можно работать и ничего не делать одновременно?
Когда я поступила на журфак, первым делом начала узнавать про отрядную деятельность. И наткнулась на группу во «ВКонтакте» – «Студенческие отряды ВГУ». Там располагалась информация о разных направлениях, а также – анкета на заявку. В ней нужно было указать основную информацию о себе и отметить место, где хочешь работать в дальнейшем. Я выбрала отряд проводников, сервисный и педагогический. Позже мне начали писать командиры разных направлений и рассказывали, как проходит работа в летний период и какая атмосфера царит внутри каждой «семьи». Я отдала предпочтение отряду проводников «Гермес». Причиной моего выбора стала зарплата, которую обещали выплатить мне и другим ребятам.
Горе-проводник
Анна БУРАВЦОВА – бывший командир нашего отряда, рассказала нам интересные истории связанные с рейсами ребят из других направлений:
— В обязанности проводника входит выброс мусора на определенных станциях в специальной желтой жилетке. Саша и Влад (имена героев изменены) — они тогда ехали вместе в вагоне, забыли это сделать, а мусора накопилось достаточно много. Неприятный запах распространялся не только по рабочему тамбуру, но и заполнил весь вагон. Ребята недолго думали и решили избавиться от грязи прямо на ходу. Они открыли дверь вагона: Влад держал Сашу, пока тот пытался в неё кинуть мусор. Когда поезд начал поворачивать, пакет разорвался, и большая часть отходов попала между вагонами, — с улыбкой рассказывает Аня.
Таких «забавных» историй наш отряд слышал много. И мы думали, что также задорно, без особого экстрима будем проводить время на работе. Но все оказалось иначе.
Минусы работы проводником
Первой трудностью стало разделение наших отрядов. Сначала в Волгоград поехали Анна БУРАВЦОВА и я. Через день отправились остальные ребята. Мы не расстраивались, ведь большая часть нашей дружной «семьи» была вместе. Полностью мы смогли воссоединиться после недельного рейса, однако и в дальнейшем мы катались порознь.
Второе препятствие – трудоустройство. Нам не сказали полный перечень документов, которые должны были иметь при себе в рейсах. Например, мы ничего не слышали о бумажной трудовой книжке и двух фотографиях для личного дела. От студенческого штаба такой информации не поступало: нас уверяли, что трудовая будет оформлена в электронном виде.
Третьей проблемой стало наше проживание в комнате отдыха – это отдельное помещение для сотрудников и студентов, которые прибывают с поездок. Место расположено на четвертом этаже резервного корпуса, куда прибывает поезд по завершению рейса.
Студентов из разных городов направляли на работу в Волгоград, в связи с этим не всем хватало спальных мест. После очередного рейса, который закончился около двух часов ночи, я вместе с Анной направились на наш этаж. Осмотрев все койки, мы нашли только одну свободную. От безысходности нам пришлось спать вместе на верхней полке кровати.
– Я проснулась ночью и вижу: ты лежишь так, что ещё чуть-чуть и свалишься на пол, я быстрее тебя притягиваю к себе, чтобы не упала, — рассказала мне Аня утром.
Четвертым затруднением стало моральное давление со стороны двух из четырех начальников поезда. Не объяснив толком ничего, они сразу начинали кричать на нас. А позже забывали об инциденте и дели вид, будто ничего не произошло.
История кадрового сотрудника
Вышеописанное еще не является значительной проблемой для студента. Ходили истории и пострашнее. Мне попалась замечательная бригада. Это были кадровые сотрудники в среднем от 30 до 60 лет, которые работают в этой сфере больше 10 лет. Они рассказали мне об ужасных случаях, которые происходили с ними со стороны нарядчиков – тех, кто направлял людей в рейсы.
– Я приехала после очередного рейса, – рассказывает моя коллега Тамара Алексеевна. –Дома муж приготовил ужин, мы поели и пошли спать. На утро просыпаюсь и вижу, что лицо стало от чего-то краснеть и немного припухло. Я думала, что со временем это пройдет. На следующее утро мне снова в рейс, а лучше не становится. Я позвонила нарядчикам, попросила снять с поездки, чтобы сходить к врачу. На это они мне ответили:
– Тебя заменить некем.
– На тот момент я не могла лишиться работы, поэтому и поехала, – расстроенно произнесла Тамара Алексеевна. – Через пару дней у меня опухло буквально все: заплыли глаза, нос стал картошкой, губы были большого размера и все при этом красное. Я была похожа на монстра из какого-то фильма ужасов, меня начали бояться пассажиры. Я снова звоню нарядчикам – прошу хотя бы день дать мне, чтобы к врачу сходить и узнать, что со мной. Они мне в ответ:
– И не с таким сотрудники катали, переживешь!
Похожих историй много. Кого-то не отпускали на похороны к родственникам или на свадьбу сына. Проводникам уже некуда деваться – их не возьмут больше никуда, поэтому порой им приходится терпеть и ждать, когда придет время, чтобы выйти на пенсию. Каждый наш перестой между поездками они мне говорили, чтобы я больше не работала здесь.
Интервью с коллегой
Чтобы составить более объективное мнение о том, как студенты работают проводниками, мы взяли интервью у Дарьи ХАНДОГИНОЙ.
— Почему ты выбрала работать именно проводником?
— Вообще, мне очень нравятся поезда. Вот прям душа к ним лежит. Сама атмосфера путешествия на поезде-это моя стихия, – рассказывает Дарья.
– Как вас подготавливал к рейсу студотряд? Что ты брала с собой в поездку?
— Студенческий отряд проводил лекции и курсы по профессии, куда ходило много студентов. Обычно я приезжала на них после пар. С собой брала все необходимое для жизни: одежду, средства гигиены. Еще взяла планшет — с его помощью я в свободное время читаю и смотрю фильмы. С таким набором можно хоть на край света, поэтому мне было комфортно в рейсе.
– Каким маршрутом следовали?
— У моего рейса был маршрут Воронеж-Адлер-Тамбов. Начинали путь с Воронежа, затем следовали в Адлер, после него в Тамбов, после Тамбова снова в Адлер, а затем обратно в Воронеж.
— В чем заключалась твоя работа проводником? Многие считают, что в их полномочия входит только билеты проверять да чай с постельным приносить.
— Так как мы лицо РДЖ, то от нас зависит как пройдет поездка и какие факторы будут способствовать ей. Обычно все начинается с приёмки вагона. Мы проходим и проверяем наличие всех необходимых вещей для комфорта пассажира: белья, посуды, средств гигиены. Если чего-то не хватает, то обязательно составляем акт. Затем пропускаем пассажиров и во время поездки поддерживаем чистоту и порядок в вагонах, следим за эксплуатационным состоянием поезда, следим за соблюдением мер транспортной безопасности и, конечно же, обслуживаем пассажиров.
– Сталкивалась ли ты с «буйными» пассажирами? Как решала эту проблему?
— Сталкивалась, конечно. Главное в этом деле обезопасить себя и других пассажиров. В любом случае, помочь в этом могут проводники соседних вагонов и начальник поезда. И там уже все вместе решаем, что с ними делать. Если не перестают мешать другим пассажиром — имеем право высадить на ближайшей станции.
— Все ли так в профессии проводника просто, как на первый взгляд? Существуют ли «подводные камни»?
— Не без этого. Лично я столкнулась с недостачей постельного белья, которое утаскивают пассажиры, и с огромным количеством отчетности, помимо посадки людей. Непривычно ходить по узкому вагону — я так себе пару синяков заработала. Нужно быть морально стойким человеком, со стрессовыми ситуациями ты встречаешься каждый день, и к ним может прибавляться обычная усталость. Так и эмоциональное выгорание можно заработать.
– Сможет ли неподготовленный человек, как я – обычный студент, работать проводником?
— Будет очень сложно. В такой профессии много нюансов. Как я уже сказала, нужно быть готовым как морально, так и физически. Обычно проводники в ответе за щитовую комнату — там и кондиционер нужно уметь включить, и розетки, еще периодически заглядывать и проверять, все ли в порядке, уметь пользоваться кипятильником. Очень подходит фраза: «предупрежден-значит вооружен». Здесь все работает точно так же: без подготовки и обучения, а также знаний «внутренней кухни» поезда любой новый рейс превратится в хаос.
– Какие впечатления остались от рейса? Поехала бы еще раз?
— Впечатления разные: как прекрасные, так и не очень. Но для себя я решила одно – это первый и последний раз, как я еду работать проводником. Я просто поняла, что это не моё. Мне гораздо комфортнее быть пассажиром.
Плюсы для студента
Из всех этих минусов безусловно есть и плюсы в моей «первой целине».
Мне попалась отличная бригада, с которой неплохо проводила время в перестоях. Они дружелюбно относились ко мне, во многом помогали. Второй удачей стало южное направление моих поездок – «Волгоград – Адлер – Саратов». За эти два рейса я побывала четыре раза на море!
Еще одной причиной забыть о проблемах поезда мне помогли ребята из других отрядов в комнате отдыха. Ночные игры в мафию и ночные прогулки по Волгограду навсегда останутся в моих воспоминаниях. И четвертый плюс работы проводником – бесплатные физические тренировки, которые отлично будут держать каждого в форме. Мешки с бельем для нас стали штангой, а запросы пассажиров и вызов начальников поезда кардио – нагрузкой.
Конечно, вышеописанный рассказ может многих насторожить, заставить разочароваться в этой профессии. Стоит понимать, что мы столкнулись с негативными примерами работы проводником. У каждого может быть своя история. Прежде всего, многое будет зависеть от вашего начальства и резерва.
Мария ЛАЗАРЕВА,
Екатерина СТАРОДУБЦЕВА
Фото из личного архива Марии ЛАЗАРЕВОЙ
0 комментариев